kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура поведения и этика взаимоотношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;
  • Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;
  • Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура поведения и этика взаимоотношений»»

Светская гостиная





ТЕМА: «Культура поведения и этика взаимоотношений»


  • ЦЕЛЬ: Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

  • Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

  • Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.




ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

беседа

Оборудование:

презентация, проектор, компьютер, экран, буклеты-памятки.


Используемая литература:

Материалы сети Интернет: kpfu.ru, allrefs.net

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая









Беседа «Культура поведения и этика взаимоотношений»

И так во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними.

Евангелие от Луки

Цели занятия:

  • Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

  • Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

  • Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран, буклеты-памятки.

Ход мероприятия.

Добрый день! Наше занятие сегодня посвящено культуре отношений. А знаете ли вы, что такое этикет?

Да, этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня яхотчу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

 Итак, давайте проведем небольшую викторину:

1. Что принято считать хорошими манерами?

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

3. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым:женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка наклонившись, сказать: “Здравствуйте”).

7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).



 В деловой сфере результат вашей деятельности ( в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными отношениями, зафиксированными в различных уставах, программах, правилах, а личностными отношениями, которые складываются в результате общения с теми людьми, которые их исполняют. Ваш успех во многом зависит от того, какое впечатление вы произведете на них. Так что же необходимо знать и уметь деловому человеку, чтобы контакты с окружающими людьми были успешными и продуктивными? Какими качествами должен обладать деловой человек? В чем состоят слагаемые успеха делового человека? Мы попытаемся сегодня ответить на эти вопросы.

У многих народов веками в том или ином варианте существовало "Золотое правило", которое гласит "не делайте другим того, чего бы вы не желали себе самому". На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" было эталоном этического поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называют добродетелями. Их наличие отличало культурных людей от варваров, составляло разницу между хаосом и цивилизованным обществом. Как же это "Золотое правило" нашло отражение в русской культуре? Давайте прочитаем русские пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

  • Кто людей любит, тот долго живет.

  • Худо тому, кто добра не желает никому.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

  • Ласковыми словами и камень растопишь.

  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

  • Люби людей, если хочешь, чтобы тебя любили.

  • Хороший человек тот, кто способен делать другим добро.

  • Кто очень любит себя, того не любят другие.

  • Злой человек и самого себя ненавидит.

  • Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой - к другим.

  • С людьми живи в мире, с пороками сражайся.

  • От вежливых слов язык не отсохнет.

  • Не копай другому яму, сам в нее свалишься.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  • В ком правды нет, в том и добра мало.

  • Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.

Какие качества личности отражают данные пословицы и поговорки? Характерны ли они для делового человека? 

Природа дала человеку два уха и только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Немецкий философ А. Шопенгауэр считал: "Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо - выслушать их". Итак, умение слушать - это важнейшее слагаемое коммуникативной компетентности делового человека.

Задание

- Давайте выясним, а как правильно надо слушать? Выберите из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, способствуют деловому, конструктивному общению.

  1. Прерывайте собеседника, когда надоест его слушать.

  2. Отвлекайтесь на телефонные разговоры.

  3. Дайте собеседнику время высказаться.

  4. Проявляйте полное внимание к партнеру.

  5. Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

  6. Заканчивайте постоянно фразы за собеседника.

  7. Избегайте поспешных выводов.

  8. Не прерывайте собеседника.

  9. Давайте постоянно советы своему оппоненту.

  10. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

  11. Спокойнее реагируйте на высказывания.

  12. Не отвлекайтесь.

  13. Дайте понять, что тема разговора вам не интересна.

  14. Не задавайте слишком много вопросов.

  15. Не давайте непрошеных советов.

  16. Поправляйте собеседника, если он говорит косноязычно, безграмотно.

Как правильно слушать?

  1. Не прерывайте собеседника.

  2. Дайте собеседнику время высказаться.

  3. Проявляйте полное внимание к партнеру.

  4. Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

  5. Избегайте поспешных выводов.

  6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

  7. Спокойнее реагируйте на высказывания.

  8. Не отвлекайтесь.

  9. Ищите истинный смысл слов собеседника.

  10. Не задавайте слишком много вопросов.

  11. Не давайте непрошеных советов.

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен.

Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества:

  • уверенности, решительности - 46% опрошенных

  • выдержки, уравновешенности - 30 %

  • целеустремлённости, силы воли - 30%

  • терпимости - 12%

  • доброжелательности - 10%

А вот окружающим людям все хотели бы добавить:

  • доброты, человечности - 50% опрошенных

  • честности, порядочности - 30 %

  • взаимопонимания, сочувствия - 22%

  • терпимости - 16%

  • щедрости - 12%

Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение, конфликт.

В переводе с латинского слово "конфликт" означает "столкновение". Значение слова дает ключ к объяснению его сущности. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство двух или нескольких людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых потребностей, целей, ценностей и установок.

Давайте вместе попробуем разработать правила предупреждения конфликтов.

Задание

- Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, помогут предупредить конфликтную ситуацию.

  1. Стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

  2. Ведите себя агрессивно.

  3. Проявляйте гибкость, ищите компромисс.

  4. Попробуйте "спрятаться за чужую спину".

  5. Постоянно критикуйте!

  6. Не отступайте, будьте принципиальны.

  7. Откажитесь от своего мнения.

  8. Посмотрите на проблему глазами оппонента.

  9. Признайте значимость партнера.

  10. Демонстрируйте готовность его понять.

  11. Не скрывайте доброго отношения к людям.

  12. Четко сформулируйте предмет конфликта.

  13. Постарайтесь найти общие позиции.

  14. Выясните противоречия.

- Таким образом, умение предупреждать и разрешать конфликты, проявление гибкости и поиск компромисса - важные качества делового человека.

В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза, причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. По утверждению Алана Пиза, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % информации передается невербальными средствами выражения и только 20 - 40 % - вербальными. Не случайно крупные политические деятели, лидеры мирового бизнеса придают большое значение владению невербальными методами общения, а обучение невербалике включается в учебный процесс наиболее известных университетов, академий и школ бизнеса. Главные недостатки, делающие личность смешной, а порой и внушающей отвращение:

  • слишком часто во время разговора поворачивать голову с одной стороны в другую;

  • протягивать ноги;

  • смотреться в зеркало в обществе, подкрашиваться;

  • постоянно поправлять свое платье;

  • класть руки на собеседника;

  • водить во все стороны глазами, поднимать их кверху;

  • подмигивать;

  • пристукивать ногой;

  • раскачиваться на стуле.

Все эти дурные привычки раздражают окружающих.

Поэтому важно, как нас воспринимают окружающие, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения, сумели создать яркий личностный образ.

Задание

Наш голос - это тоже часть образа, который мы демонстрируем окружающим. Попробуйте охарактеризовать желательные черты, которые деловой человек должен развивать в своем голосе, своей речи. (Ученики высказываются)

Известно, что первое впечатление формируется в течение 5 минут знакомства. "По одежке встречают, по уму провожают" - в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Она выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительными и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свои внутренние качества, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести поначалу с помощью одежды.

Если обратиться к таким видам деятельности, как политическая, предпринимательская и шоу - бизнес, то в них сплошь и рядом проигрывают те, кто не уделяет внимания своей внешности… Допустившему такие промахи потом трудно наверстать упущенное, даже имея достойные личностно - деловые качества.

И наоборот. Кто заложил в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, тот в последующем общении с ними может закреплять это впечатление.

Имидж (от лат.) - образ, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера.

Три основных составляющих имиджа:

  • личное обаяние - способствует успеху в профессиональной деятельности;

  • нравственные характеристики - коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречие;

  • техника самопрезентации - умение подать себя с наилучшей стороны (свои знания, умения и опыт).

"Точность - вежливость королей". Короли, как известно из истории, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. Беречь свое и чужое время - высокий человеческий такт. В кабинете писателя М. Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала "Чудаки", перед входом в кабинет висел плакат: "Говори короче, ты не Гоголь!" А при выходе из кабинета: "Как, ты еще не ушел?" Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Человек, постоянно опаздывающий на встречи, в выполнении каких - либо обязательств к определенному сроку, не может считаться деловым. Опоздания не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас работы, партнера по бизнесу, денег, в конце концов.

Цените время! Берегите время! Помните, что "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).

  • Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

  • Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

  • Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

  • Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

  • Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.

  • Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

  • Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

  • Находите время для ВЕСЕЛЬЯ - это муза души.

Итог занятия:

Давайте подведем итог нашей встречи. Конечно, можно научиться производить приятное впечатление на людей, рассыпать комплименты, к месту улыбаться. За счет этого можно добиться каких-то осязаемых выгод. Однако вряд ли можно говорить о серьезных деловых отношениях с такой личностью. Верно замечено: "Чтобы производить впечатление достойного человека, нужно быть им". Освоить навыки делового общения - вещь немаловажная, но за их счет не решить всех проблем. Наверное, главное здесь - понимание того, что только человек, открытый миру людей и знающий себе цену, всегда найдет с окружающими общий язык и сумеет сообща с ними решить свои жизненные задачи. Из книги Н. Хилла "Думай и богатей": "Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха".



РЕФЛЕКСИЯ.

- Продолжите предложение:

  • Культурный человек - это человек, который…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Культура поведения и этика взаимоотношений»

Автор: Цегельник Наталья Юрьевна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа факультативного курса "Стрижка волос""
    ["seo_title"] => string(48) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-strizhka-volos"
    ["file_id"] => string(6) "287259"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454441664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Игра по станциям Этика и этикет "
    ["seo_title"] => string(35) "ighra-po-stantsiiam-etika-i-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "142344"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418280842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства