kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кто сказал, что надо бросить песни на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у обучающихся патриотическое сознание, верность Отечеству.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей создания песен ВОВ.
  2. Развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения ВОВ.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию.

Форма открытого мероприятия: интерактивный экскурс в историю военных песен.

Оформление и оборудование:

  • мультимедиа, видеоролики;
  • презентация «Песни на войне», фонограммы песен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кто сказал, что надо бросить песни на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне!" »

Тема: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне!"

Цель: формировать у обучающихся патриотическое сознание, верность Отечеству.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей создания песен ВОВ.

  2. Развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения ВОВ.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию.

Форма открытого мероприятия: интерактивный экскурс в историю военных песен.

Оформление и оборудование:

  • мультимедиа, видеоролики;

  • презентация «Песни на войне», фонограммы песен.

Ход занятия:

Сегодня наше занятие посвящено великой дате в истории нашей страны – Дню Победы в Великой Отечественной войне. (Моцарт – тихое музыкальное сопровождение.)

Что такое война?
Это «нет» на мечте, 
«Нет» на счастье, любви, доброте, красоте,
«Нет» весне пенью птиц и цветущим лугам,
«Нет» на всем, что хотелось живущие вам.
«Нет» друзьям, играм, праздникам, блеску огней,
Поцелуям любимой, «нет» всей жизни твоей.
Это горечь и боль, цепенеющий страх,
Это пепел пожарищ в родных городах,
Детский плач и безумие матерей,
Потерявших своих сыновей, дочерей.
Это холод и голод, это вера в глазах:
«Не сегодня – так завтра отступать будет враг!»
Это грохот, огонь и решительный бой,
Где в смертельной атаке он закрыл нас с тобой.
Миллионы погибших, не пришедших с войны,
Чтобы жил я сегодня, чтоб сегодня жил ты!
И победный наш май с сединой на висках,
Это вечный огонь на могилах солдат,
И печаль на устах, и слезинка в глазах,
Это память, что в сердце стучит как набат.

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы поговорим о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А всё как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Это слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

- Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне или о войне? (Ответы детей)

О песнях войны мы и поговорим сегодня.

Как вы думаете, какая песня стала главной песней войны?

(Звучит куплет из песни «Священная война».)

(«Вставай страна огромная». Обучающиеся слушают 1 куплет, затем тихое музыкальное сопровождение.)

С этой песней солдаты уходили на фронт. На перроне оркестр играл эту песню. Это было 26 июня1941 года. У многих были слезы на глазах и чувствовали такую ненависть к врагу, что были готовы были защитить свой дом, свою семью, свою Родину. Стихи написал В.И. Лебедев-Кумач. Вот как описывает историю создания «Священной войны» бывший редактор «Красной звезды», генерал-майор Д. Ортенберг: Мы должны были выпустить первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? И тут я вспомнил: во фронтовых газетах «Героическая красноармейская» и «Героический поход» не бывало, кажется, ни одного номера без стихов. Вспомнив все это, мы бросились обзванивать по телефону всех более или менее близких «Красной звезде» поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал. Наконец удалось связаться с Лебедевым-Кумачом.

Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Не позже завтрашнего утра.

Утром стихи пошли в набор. 24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Музыку к нему написал художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А. В. Александров. Именно этой песне и суждено было стать по праву «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны», песней-символом сурового и незабываемого военного времени.

Мог ли редактор газеты «Красная звезда» подумать тогда, что стихотворение, напечатанное в первом военном номере, станет главной песней Великой Отечественной войны? Что миллионы советских людей пойдут с нею в бой, что прозвучит она призывным набатом и даже клятвой по всем городам и весям страны! Что ее будут слушать стоя, как слушают Гимн.

(Звучит припев песни «Вставай страна огромная».)

Воспитатель: Первые годы войны были особенно тяжелыми: несмотря на ожесточенные бои, наши войска отступали на всех фронтах, в оккупации на растерзание врагу оставались сотни городов и деревень. Вот в это время родилась одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны «В землянке». Она «безоговорочно была принята и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Написана она поэтом-фронтовиком Алексеем Сурковым.

Звучит куплет из песни «Землянка».

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать строк из письма жене, Софье Антоновне. Алексей Сурков, корреспондент газеты «Красноармейская правда», 27 ноября 1941 года попал в окружение вместе со штабом гвардейской стрелковой дивизии под Москвой. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше.

 Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 года не состоялась встреча Суркова с композитором Константином Листовым. Композитор попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». Вот тут и вспомнил Алексей Сурков о стихах, написанных домой и отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого лирического стихотворения не выйдет. Но через неделю композитор появился в редакции и под гитару спел новую песню «В землянке». Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, слушали песню. В газете «Комсомольская правда» за 25 марта 1942 года впервые была напечатана эта песня.

(«Катюша» – как фон.)

Воспитатель: Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эта песня известна и сегодня каждому. А впервые она прозвучала 27 ноября 1938 года. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей.

- Ребята, а как вы думаете, о чём эта песня? (ответы детей)

Эта песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, её именем народ окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские миномёты. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:

Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом -
Распевала песенки «катюша» под Калугой, Тулой и Орлом.

Вы знаете, «Катюша» так нам нравилась, что мы сами сочиняли тексты на мотив «Катюши», их свыше ста вариантов! Полюбили ее и наши союзники и противники. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер», в Израиле – «Катюшка». На многих языках существуют несколько вариантов этой песни.

(Фонограмма «Катюши» на разных языках.)

Звучит фон песни «Темная ночь»

Воспитатель: Песни, как люди, имеют свою судьбу, свою биографию. Кто догадался о какой из песен пойдет речь? (Ответы обучающихся)

История создания всенародно любимой песни «Тёмная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссёру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Тёмная ночь».

Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Тёмная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается.

Первая матрица пластинки пострадала от… слез, работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Тёмная ночь» вышла только со второй матрицы.

К сожалению, мы сегодня не можем рассказать обо всех песнях ВОВ. Мы их можем немного послушать. Сейчас будут звучать фрагменты песен, а вы должны будете их узнать (звучит фонограмма песен.) (Поппури.) В послевоенные годы появились десятки новых песен. Об одной из них хочется вам рассказать.

(«Журавли» – тихо, как фон.)

«Журавли» – это песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная.

В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.

Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение «Журавли» сразу после возвращения из Японии. Друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел актер и певец Марк Бернес. Он обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку, во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.

Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто сегодня стоит на защите нашей Родины.

Воспитатель: Ребята, мы с вами приготовили бумажных журавликов. В память о погибших в годы ВОВ предлагаю вам написать на них слова благодарности тем, кто отстоял нашу землю и прикрепить журавликов на листок памяти.

(Звучит песня «Журавли», ребята на бумажных журавликах делают записи и приклеивают их на газету.)

69 лет назад закончилась война, и порой кажется, что мы забыли, какой ценой досталась нашим прадедам Победа, но это не так. Искусство вновь и вновь возвращает нас в военные годы. Сегодня наш разговор завершен. Но мы вновь и вновь будем возвращаться к тем далеким дням, и пусть наша память передается следующим поколениям. Поздравляю вас с наступающим великим праздником Победы и желаю вам мира, счастья и добра.











Приложение

«Эх, дороги»


Эх, дороги, пыль да туман,
Холода тревоги да степной бурьян.
Знать не можешь доли своей,
Может, крылья сложишь посреди степей.

Вьётся пыль под сапогами, степями, полями,
А кругом бушует пламя да пули свистят.

Эх, дороги, пыль да туман,
Холода тревоги да степной бурьян.
Выстрел грянет, ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.

А дорога дальше мчится, пылится, клубится,
А кругом земля дымится, чужая земля.

Край сосновый, солнце встает,
У крыльца родного мать сыночка ждёт.

И бескрайними путями, степями, полями,
Всё глядят вослед за нами родные глаза.

Эх, дороги, пыль да туман,
Холода тревоги да степной бурьян.
Снег ли ветер, вспомним друзья,
Нам дороги эти позабыть нельзя.






«Смуглянка»

Как-то летом на рассвете 
Заглянул в соседний сад. 
Там смуглянка-молдаванка 
Собирала виноград. 
Я краснею, я бледнею, 
Захотелось вдруг сказать: 
Станем над рекою 
Зорьки летние встречать! 

Припев: 
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, 
Я влюбленный и смущенный пред тобой. 
Клен зеленый, да клен кудрявый, 
Да раскудрявый, резной! 

А смуглянка-молдаванка 
Отвечала парню в лад: 
- Партизанский, молдаванский 
Собираем мы отряд. 
Нынче рано партизаны 
Дом покинули родной. 
Ждет тебя дорога 
К партизанам в лес густой. 
Припев. 

И смуглянка-молдаванка 
По тропинке в лес ушла. 
В том обиду я увидел, 
Что с собой не позвала. 
О смуглянке-молдаванке 
Часто думал по ночам... 
Вскоре вновь смуглянку 
Я в отряде повстречал. 

Припев: 
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, 
- Здравствуй, парень, забубенный, мой родной,- 
Клен зеленый, да клен кудрявый, 
Да раскудрявый, резной!










«Синий платочек»

Синенький скромный платочек 
Падал с опущенных плеч. 
Ты говорила, что не забудешь 
Ласковых, радостных встреч. 
Порой ночной 
Мы распрощались с тобой... 
Нет больше ночек! 
Где ты, платочек, 
Милый, желанный, родной! 

Письма твои получая, 
Слышу я голос родной. 
И между строчек 
Синий платочек 
Снова встает предо мной. 
И мне не раз 
Снились в предутренний час 
Кудри в платочке, 
Синие ночки, 
Искорки девичьих глаз. 

Помню, как в памятный вечер 
Падал платочек твой с плеч. 
Как провожала 
И обещала 
Синий платочек сберечь. 
И пусть со мной 
Нет сегодня любимой, родной, 
Знаю, с любовью 
Ты к изголовью 
Прячешь платок голубей. 



«На безымянной высоте»


Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда...
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем...
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Мне часто снятся те ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.


«Алеша»


Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша —
В Болгарии русский солдат.

И сердцу по-прежнему горько,
По-прежнему горько,
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги.
Из камня его гимнастерка,
Его гимнастерка,
Из камня его гимнастерка,
Из камня его сапоги.

Немало под страшною ношей,
Под страшною ношей,
Немало под страшною ношей
Легло безымянных парней,
Но то, что вот этот — Алеша,
Алеша, Алеша,
Но то, что вот этот — Алеша,
Известно Болгарии всей.











«ЖУРАВЛЬ»

- лист бумаги с ровными сторонами (то есть квадрат)
- внимательность

Ну что же, давайте приступим.



Шаг 1. Берем лист бумаги с ровными сторонами и складываем лист по диагонали.



Шаг 2. Теперь складываем по вертикальной оси



Шаг 3. Затем нужно расправить верхний треугольник в квадрат.



Шаг 4. Переворачиваем.



Шаг 5. Перекидываем треугольник направо



Шаг 6. Расправляем угол в квадрат (как на схеме выше)



Шаг 7. Складываем верхний слой боковых уголов в середину.



Шаг 8. Теперь отгинаем углы на свои места.



Шаг 9. Разворачиваем верхний слой по линиям перегиба вверх.



Шаг 10. Переворачиваем нашу заготовку.



Шаг 11. Делаем перегибы в середину.



Шаг 12. Разворачиваем верхний слой по линиям перегиба вверх (смотрите детальней на фото выше)



Шаг 13. Теперь делаем на правом нижнем конце сгиб внутрь



Шаг 14. Делаем сгиб внутрь на левом конце.



Шаг 15. Сгинаем внутрь левый кончик.



Шаг 16. Затем сгинаем крылья наискось. 



Шаг 17. Расправляем крылья



Журавль из бумаги готов! Хотите чтобы он взлетел? - Потяните за голову и хвост.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Кто сказал, что надо бросить песни на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне!"

Автор: Абаева Наталья Николаевна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"(материалы к уроку) "
    ["seo_title"] => string(63) "kto-skazal-chto-nado-brosit-piesni-na-voinie-matierialy-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "141783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418165686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Внеклассное мероприятие "Кто сказал, что надо бросить песню на войне?" "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kto-skazal-chto-nado-brosit-piesniu-na-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "167928"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423151217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Без песни на войне нельзя..." "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biez-piesni-na-voinie-niel-zia"
    ["file_id"] => string(6) "181653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425380218"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Сценарий   литературно-музыкальной композиции «Последний день войны» "
    ["seo_title"] => string(69) "stsienarii-litieraturno-muzykal-noi-kompozitsii-posliednii-dien-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "222155"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435916596"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конкурс военной инсценированной песни "Песни наших отцов""
    ["seo_title"] => string(63) "konkurs_voiennoi_instsienirovannoi_piesni_piesni_nashikh_ottsov"
    ["file_id"] => string(6) "376637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483900240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства