kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Сценарий мероприятия для подростков 11-12 лет

 

Цель:

воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, уважения к людям, защищавшим Родину.

Задачи:

  • познакомить с историей создания песен военных лет;

  • познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны;

  • воспитывать чувство уважения к историческому наследию своей Родины;

  • способствовать формированию стремления узнать больше о событиях Великой Отечественной войны.

Действующие лица

Ведущие.

Чтецы.

Участники инсценировок.

Вокальная группа.

Подготовка

1. Запись песен:

«Священная война» Муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

"В землянке" Муз. К. Листова, слова А.Суркова

«Синий платочек» Муз.Ежи Петербургского, слова М. Максимова

«В лесу прифронтовом» Муз.М.Блантера, слова М. Исаковского

«Вася-Василек» Муз. А. Новикова, слова С. Алымова

«Шумел сурово брянский лес» Муз. С. Каца, слова А. Софронова

«Вечер на рейде» Муз.В.Соловьёва-Седого, слова А. Чуркина

«Катюша» Муз. М. Блантера, слова М.Исаковского

«День Победы" Муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова

  1. Создание видеоряда военных событий, Парада Победы.

  2. Оформление сцены: поляна в лесу, плакат с изображением ордена «Отечественная война», георгиевской ленты и надпись «9 мая»

Ход мероприятия

1. Вводное слово ведущих.

ВЕДУЩИЙ: Наша страна давно залечила раны Великой Отечественной войны. Уже третье поколение родилось и выросло в мирное время. Но трагические и героические события тех давних лет сохраняются в памяти народа, в памяти воинов и тружеников тыла, переживших тяжелые военные годы, в памяти их детей, внуков и правнуков. Наше мероприятие посвящается всем ветеранам,тем, кто завоевал эту победу на фронте и в тылу.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Когда гремели пушки, музы не молчали... Советское искусство вместе со своим народом вступило в смертельный бой с фашизмом. Сколько было создано прекрасных произведений, запечатлевших и трагические, и счастливые страницы тех героических лет. Сегодня мы собрались, чтобы прикоснуться памятью к песням военных лет, которые вели людей на подвиги и приближали Победу.

ЧТЕЦ: Мне век искать слова огня и стали,

Чтоб, накаляя душу до бела,

Они б людей в сраженья поднимали -

Свершать несовершимые дела.1

2. Ознакомление подростков с песнями времен Великой Отечественной войны, историей их создания в художественной форме.

«Священная война»

«В землянке»

«Синий платочек»

«Шумел сурово брянский лес»

Инсценировка в сопровождении песни «В лесу прифронтовом» М.Блантера. и М. Исаковского и песни «Вася-Василек» А. Новикова и С. Алымова.

«Вечер на рейде»

«Катюша»

(Звучат запись «Катюши» в исполнении ансамбля японской музыкальной организации «Поющие голоса». 1-Й куплет)

Исполнение песни «Катюша» всеми участниками композиции и зрителями.

3.Финал.

ВЕДУЩИЙ: Фронтовые песни прошагали с советскими солдатами по дорогам войны, дошли до Берлина и помогли одержать Победу!

(Звучит запись песни Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы" в сопровождении видеоряда военных событий, заканчивающегося Парадом Победы.)

 

 

Источники информации

Литература:

1. Всё запомнилось без остатка // Венок славы / сост. Н. К. Карлин.— Москва: «Современник», 1985.— Т.8. Война в тылу врага.

2. Что? Где? Когда? Информационно-методическое издание Ставропольского краевого дома народного творчества. – Ставрополь, 2009, №№ 1, 4.

Ресурсы Интернет:
1. http://ru.wikipedia.org

2.http://www.9maya.ru

 

1Сергей Наровчатов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» »


«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Сценарий мероприятия для подростков 11-12 лет


Цель: воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения, уважение к людям, защищавшим Родину.

Задачи:

  1. познакомить с историей создания песен военных лет, с фактами времен Великой Отечественной войны;
    3. воспитывать чувство уважения к историческому наследию своей Родины;
    5. способствовать формированию стремления узнать больше о событиях Великой Отечественной войны.

Действующие лица

Ведущие.

Чтецы.

Участники инсценировок.

Вокальная группа.

Подготовка

1. Запись песен:

«Священная война» Муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

"В землянке" Муз. К. Листова, слова А.Суркова

«Синий платочек» Муз.Ежи Петербургского, слова М. Максимова

«В лесу прифронтовом» Муз.М.Блантера, слова М. Исаковского

«Вася-Василек» Муз. А. Новикова, слова С. Алымова

«Шумел сурово брянский лес» Муз. С. Каца, слова А. Софронова

«Вечер на рейде» Муз.В.Соловьёва-Седого, слова А. Чуркина

«Катюша» Муз. М. Блантера, слова М.Исаковского

«День Победы" Муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова

2. Видеоряд военных событий, Парада Победы.

3. Оформление сцены: поляна в лесу, плакат с изображением ордена «Отечественная война», георгиевской ленты и надпись «9 мая»

Ход мероприятия

1-Й ВЕДУЩИЙ: Наша страна давно залечила раны Великой Отечественной войны. Уже третье поколение родилось и выросло в мирное время. Но трагические и героические события тех давних лет сохраняются в памяти народа, в памяти воинов и тружеников тыла, переживших тяжелые военные годы, в памяти их детей, внуков и правнуков. Наше мероприятие посвящается всем ветеранам,тем, кто завоевал эту победу на фронте и в тылу.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Когда гремели пушки, музы не молчали... Советское искусство вместе со своим народом вступило в смертельный бой с фашизмом. Сколько было создано прекрасных произведений, запечатлевших и трагические, и счастливые страницы тех героических лет. Сегодня мы собрались, чтобы прикоснуться памятью к песням военных лет, которые вели людей на подвиги и приближали Победу.

ЧТЕЦ: Мне век искать слова огня и стали,

Чтоб, накаляя душу до бела,

Они б людей в сраженья поднимали -

Свершать несовершимые дела.1

(Звучит запись песни «Священная война» (1-й куплет и припев)


1-Й ВЕДУЩИЙ: Впервые прозвучала величавая мелодия «Священной войны» 27 июня 1941 года. Над площадью Белорусского вокзала, откуда один за другим отправлялись на передний край эшелоны, призывным набатом звучали слова «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Эта песня - как воинская присяга, как священная клятва драться до последней капли крови, до последнего дыхания вела в бой воинов, исполненных «благородной ярости».

(Звучит запись песни «Священная война» (3-4-й куплеты и припев)

2-Й ВЕДУЩИЙ: Песни Великой Отечественной войны. Это частица жизни и судьбы тех, кому пришлось на фронте и в тылу отстаивать честь и независимость Родины. Песни военных лет звучат и сегодня, потрясая своей достоверностью и искренностью. «Песня в военной шинели» ведет нас по годам войны и полям сражений. Через песню, вобравшую в себя огромный заряд волнующей сил, рождается представление о пылающих временах Эти песни вызывают глубокое волнение, возвышают чувства, способствуют формированию характера.

3-Й ВЕДУЩИЙ: У каждой из песен своя история, своя судьба.

ЧТЕЦ: (На фоне музыки)

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.2

Эти строки, такие песенные, не предназначались для песни. Военный корреспондент Алексей Сурков написал в письме к жене. Поэт вспоминает:

ЧТЕЦ: «День 27 ноября 1941 года был, пожалуй, самым трудным днём в моей жизни в годы Великой Отечественной войны. В деревне Кашино, около Истры, занятой танками и мотопехотой противника, когда положение наше казалось безвыходным, я участвовал в неравной схватке на прорыв из окружения. На другой день, когда я писал письмо жене, только что пережитое напряжение вылилось в шестнадцать строк стихотворения ...»

3-Й ВЕДУЩИЙ: Тогда, вышедшие из сердца после тяжёлого фронтового дня, слова: До тебя мне дойти не легко,

А до смерти — четыре шага...

были для поэта не только поэтическим образом, но и пронзительной пережитой реальностью...

Музыку на стихи Суркова написал Константин Листов, автор прославленной «Тачанки». Песню опубликовали в «Комсомольской правде». Её запели повсюду, такую искреннюю, такую человеческую, что теплее от неё становилось на сердце.

(Живая картина «В землянке». Звучит запись песни "В землянке"').

3-Й ВЕДУЩИЙ: (На фоне проигрыша )

Почему же так дорога людям "В землянке"? Может быть, потому что в грозной, кровавой битве песня эта помогала воинам сохранить в себе человека, не позволяла забыть об удивительном, светлом, неистребимом чувстве, которое собственно и делает человека человеком, - о любви!

4-Й ВЕДУЩИЙ: «Синий платочек» - одна из самых любимых песен военных лет. Написал ее была Ежи Петербургский ещё до войны. С началом войны песня как бы родилась заново. Сурово зазвучал мелодичный, лёгкий вальс с придуманными самими солдатами словами:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что начиналась война.

С той поры появилось несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив «Синего платочка», но простые строчки «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» навсегда сохранились в народной памяти.

3-Й ВЕДУЩИЙ: Клавдия Шульженко пела для защитников и тружеников Дороги Жизни, для тех, кто вёл машины по льду под вражескими ьомбами, для тех, кто строил и ремонтировал её после вражеских бомбардировок... После одного из концертов к певице подошёл сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочинённые им на мелодию «Синего платочка». В новом тексте автор сумел выразить то, что волновало слушателей 1942 года. Стихи певице очень понравились. Прежде она не исполняла эту песню именно из-за рядового текста. Теперь же песня захватила и в тот же день после одной-единственной репетиции певица отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным - повторить! И не было потом ни одного концерта, где бы не звучало это требование.

Песню «Синий платочек» со словами Михаила Максимова любят и поют и в наши дни.

(Группа девочек исполняет песню «Синий платочек» в сопровождении танца-инсценировки.)

ЧТЕЦ: Гимном любви и надежды назвали стихи Константина Симонова «Жди меня», написанные с фронта любимой женщине и неоднократно положенные на музыку.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Позабыть пора.
Пусть поверят отец и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.3

Воины-фронтовики посылали эти пронзительные строки своим любимым. До сих пор в семейных архивах хранятся эти письма.

5-Й ВЕДУЩИЙ: Особая глава в песенной летописи Великой Отечественной войны - песни о партизанах. Жить им приходилось в дремучих лесах, среди топких болот. Не было условий для строгой маршировки под песню.

Весьма примечательна история партизанской песни - «Шумел сурово брянский лес». Партизаны попросили прислать им с Большой земли песню, вместо оружия, которое они сами могут отнять у врага. Просьба запала в душу композитору Сигизмунду Кацу. Но вот задача: ни марш, ни вальс, по его мнению, не подходили. Вспомнилась давно забытая песня о войне 1812 года «Шумел, горел пожар московский». И представились вдруг заснеженные леса, партизанские землянки, дымки костров и смелые, отважные люди с трофейными автоматами, сидящие у костра пред уходом на боевое задание. Так родились название, первые строки и первые такты будущей песни.

6-Й ВЕДУЩИЙ: 6 ноября 1942 года автору слов Анатолию Софронову, как военному корреспонденту, представилась возможность лететь через линию фронта в партизанский лагерь. С ним вместе полетела и песня. Ночью, в партизанской землянке Софронов, как сумел, впервые спел о том, как «шумел брянский лес». Слепой гармонист с голоса запомнил песню, сыграл её. Так состоялась премьера и началась жизнь партизанской песни. Пели её в землянках и у костров, вернувшись с боевых заданий. И в зависимости от того как прошла операция, есть ли потери в отряде, песня звучала то с горькой печалью, то решительно и раздольно. Пленные немцы говорили, что от этой песни, хотя слов они и не понимают, холодеет спина...

(Звучит запись песни «Шумел сурово брянский лес».1-3-й куплеты)

5-Й ВЕДУЩИЙ: Во время войны, да и после неё, многие считали эту песню народной. Что может быть дороже для авторов? Песня живёт и сейчас. В городе Брянске на центральной площади, которая носит название «Площадь партизан», воздвигнут величественный монумент. На его постаменте высечены слова из песни. И каждый новый день жителей Брянска начинается позывными радио - знакомой мелодией, мужественной и в то же время задушевной, широкой, словно бескрайние лесные просторы.

(Звучит запись песни «Шумел сурово брянский лес».4-й куплет)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.4

(Инсценировка в сопровождении песни «В лесу прифронтовом» М.Блантера. и М. Исаковского и песни «Вася-Василек» А. Новикова и С. Алымова. )

1-Й ВЕДУЩИЙ: Я прошёл за врагом по следу

Много вёрст и в метель и в зной,

И всегда, как вера в победу,

Ходит песня со мною в бой.5

(Звучит 1-й куплет песни «Вечер на рейде».)

«Вечер на рейде». Родилась эта лирически-нежная, чистая, полная грусти расставания и светлой надежды на встречу мелодия в сердце композитора Василия Соловьёва-Седого, которому предстояло вскоре покинуть родной город Ленинград. Слова песни написал поэт Александр Чуркин. Но авторам казалось, что песня эта, такая лирическая - не ко времени. Песню не опубликовали.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Впервые «Вечер на рейде» прозвучала в маленькой, низкой, тускло освещённой землянке под Ржевом. Когда были перепеты все песни из репертуара композитора, бойцы попросили его спеть что-нибудь лирическое. И Соловьёв-Седой решился. Бойцы стали подпевать. Песня дошла до солдатского сердца. И началась история, поначалу совершенно необъяснимая: в какую бы часть не приезжала концертная бригада, Соловьёва-Седого сразу же просили спеть «Вечер на рейде». Долго он не мог понять, каким же образом становится известной песня, которая ещё ни разу даже не звучала на радио, каким образом узнают не только мелодию, но и текст? Выяснилось потом, что в судьбу песни вмешались фронтовые связисты: это они по боевым рациям напевали своим товарищам песню, диктовали слова.

3-Й ВЕДУЩИЙ:

Песня, песня боевая

Неубитая, живая,

До границ дошла с солдатом.

На Дунае, на Карпатах,

Там, где нет теперь войны,

Песни русские слышны.

Эти слова поэта Алексея Фатьянова можно отнести и к одной из самых известных и любимых песен военного времени - «Катюша». Судьбу её можно назвать легендарной.

Премьера песни Матвея Блантера на слова Исаковского состоялась ещё в 1938 году. Песня имела головокружительный успех, её пели все. Когда началась Великая Отечественная война «Катюша» встала в боевой строй. Складывались всё новые и новые варианты песни. В них рассказывалось о Катюше партизанке, Катюше-бойце, Катюше — медицинской сестре. С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых. Милая сердцу мелодия напоминала мирное время, была верной подругой, надёжным тылом. «Катюшу» пели, как клятву верности женщины и девушки, провожая своих мужей и женихов на фронт.

4-Й ВЕДУЩИЙ: Любовь к песне выразилась и в том, что ласковым именем «Катюша» называли солдаты в суровую военную годину самое грозное оружие второй мировой войны — реактивный миномёт. Простое женское имя заставляло трепетать врага, так же, как миномётный огонь:

«Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать как она «поёт»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт.»

5-Й ВЕДУЩИЙ: Мелодия «Катюши» перешагнула рубежи страны и была положена в основу боевого гимна итальянских партизан-антифашистов, в Болгарии - применялась в качестве партизанского пароля, её пели участники Сопротивления во Франции. Слова писали свои, но поэтичность песни сохранялась. И сейчас нашу «Катюшу» знают во всём мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой Когда композитор Матвей Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей».

(Звучат запись «Катюши» в исполнении ансамбля японской музыкальной организации «Поющие голоса».. 1-Й куплет)

6-Й ВЕДУЩИЙ: «Катюша» прошла через войну и остаётся в нашей стране одной из самых любимых песен для всех поколений. Её знают и поют все. Давайте и мы споём эту легендарную песню.

(Исполнение песни «Катюша» всеми участниками композиции и зрителями.)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Фронтовые песни прошагали с советскими солдатами по дорогам войны, дошли до Берлина и помогли одержать Победу!

(Звучит запись песни Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы" в сопровождении видеоряда военных событий, заканчивающегося Парадом Победы.)





Источники информации

Литература:

1. Всё запомнилось без остатка // Венок славы / сост. Н. К. Карлин.— Москва: «Современник», 1985.— Т.8. Война в тылу врага.

2. Что? Где? Когда? Информационно-методическое издание Ставропольского краевого дома народного творчества. – Ставрополь, 2009, №№ 1, 4.


Ресурсы Интернет:
1. http://ru.wikipedia.org

2.http://www.9maya.ru









1Сергей Наровчатов

2А. Сурков «В землянке»

3К. Симонов «Жди меня»

4 В. Лебедев-Кумач « Кто сказал, что надо бросить песни на войне»

5 К. Герасименко "Песня"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Автор: Величко Нина Петровна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"(материалы к уроку) "
    ["seo_title"] => string(63) "kto-skazal-chto-nado-brosit-piesni-na-voinie-matierialy-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "141783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418165686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Внеклассное мероприятие "Кто сказал, что надо бросить песню на войне?" "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kto-skazal-chto-nado-brosit-piesniu-na-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "167928"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423151217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "« Кто сказал, что надо бросить песню на войне», "
    ["seo_title"] => string(45) "kto-skazal-chto-nado-brosit-piesniu-na-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "244390"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445932987"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Сценарий   литературно-музыкальной композиции «Последний день войны» "
    ["seo_title"] => string(69) "stsienarii-litieraturno-muzykal-noi-kompozitsii-posliednii-dien-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "222155"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435916596"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Без песни на войне нельзя..." "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biez-piesni-na-voinie-niel-zia"
    ["file_id"] => string(6) "181653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425380218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства