Конспект занятия "Роль животных в Великой Отечественной войне"
Конспект занятия "Роль животных в Великой Отечественной войне"
Цель занятия:Формирование знаний о роли животных и значимости отношений животных и человека в военное время, воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
Задачи:
- Познакомить учащихся с «профессиями» животных на войне;
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, ответственности по отношению к «братьям нашим меньшим»
Ход мероприятия
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину отмечает вся наша страна в этом году? Слайд
Д: …
- Да, в этом году мы отмечаем 70-летие победы в Великой отечественной войне!
Играет тихо музыка
Педагог: (слайд)
На миг представь себя ты среди них,
Средь тех, кто вырывал окопы.
Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,
А руки в кровь… И шли солдатов роты.
А в тех строях шли милые такие,
Отцы, родные, братья, сыновья…
И прикрывали грудью всю Россию.
Отечество обороняя для тебя!
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы никогда не забывай!
Педагог: (Слайд) Действительно, цена Победы оказалась очень велика – 27 миллионов человек… Миллионы семей лишились близких, любимых людей. Но как бы то ни было, это свершилось, наша страна смогла победить в этой войне. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Сегодня мы будем говорить именно о них. Тема нашего занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне». А проведем мы его в форме устного журнала. На каждой странице мы будем узнавать новое для себя. Названия страниц вы видите на доске.
- Ребята! А каких животных, участвующих в войне вы знаете?
Чтобы узнать, почему именно эти животные были помощниками человека мы должны определить главные качества, умения и особенности этих животных. Мы разделились на 3 команды.
- По одному человеку от группы подойдите ко мне и вытяните по 2 картинки того животного, чьи качества вы будете описывать.
- На работу даю 3 минуты. После того как закончится время, 1 человек от группы выходит и представляет мнение своей группы. Задание понятно? Время пошло! (Представление результатов).
Педагог: А теперь в течение одной минуты придумайте «профессии» этим животным, которые могли быть полезными на войне. (Представление результатов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Роль животных в Великой Отечественной войне"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Конспект занятия «Роль животных в годы Великой отечественной войны»
Подготовила:
Садыкова А.Р.,
ПДО СЮН
г. Кумертау
2015 год
Цель мероприятия: Формирование знаний о роли животных и значимости отношений животных и человека в военное время, воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
Задачи:
- Познакомить учащихся с «профессиями» животных на войне;
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, ответственности по отношению к «братьям нашим меньшим»
Ход мероприятия
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину отмечает вся наша страна в этом году? Слайд
Д: …
- Да, в этом году мы отмечаем 70-летие победы в Великой отечественной войне!
Играет тихо музыка
Педагог: (слайд)
На миг представь себя ты среди них, Средь тех, кто вырывал окопы. Кто слышал, что свист пуль ещё не стих, А руки в кровь… И шли солдатов роты. А в тех строях шли милые такие, Отцы, родные, братья, сыновья… И прикрывали грудью всю Россию. Отечество обороняя для тебя! Уж много лет минуло после той войны кровавой, Но, призываю, связь не утеряй! И положи на памятник цветок ты алый, И о цене Победы никогда не забывай!
Педагог: (Слайд)Действительно, цена Победы оказалась очень велика – 27 миллионов человек… Миллионы семей лишились близких, любимых людей. Но как бы то ни было, это свершилось, наша страна смогла победить в этой войне. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Сегодня мы будем говорить именно о них. Тема нашего занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне». А проведем мы его в форме устного журнала. На каждой странице мы будем узнавать новое для себя. Названия страниц вы видите на доске.
- Ребята! А каких животных, участвующих в войне вы знаете?
Чтобы узнать, почему именно эти животные были помощниками человека мы должны определить главные качества, умения и особенности этих животных. Мы разделились на 3 команды.
- По одному человеку от группы подойдите ко мне и вытяните по 2 картинки того животного, чьи качества вы будете описывать.
- На работу даю 3 минуты. После того как закончится время, 1 человек от группы выходит и представляет мнение своей группы. Задание понятно? Время пошло! (Представление результатов).
Педагог: А теперь в течение одной минуты придумайте «профессии» этим животным, которые могли быть полезными на войне. (Представление результатов).
- Отличная работа! Действительно, вы правы, но истории известны еще несколько профессий этих животных. Лошади с древних времен использовались как средство передвижения людей и тяжелых предметов, и ВОВ не исключение. Во время войны лошади были незаменимы. Голуби, благодаря высокой скорости полета и способности возвращаться домой служили почтальонами, тайно передававшими военные послания. Дельфины, обладая прекрасным ультразвуковым слухом, помогали находить мины под водой, обезвреживали вражеских шпионов – аквалангистов. Тонкое обоняние, быстрота передвижения, острое зрение, легкая проходимость и выносливость позволили проявить себя со всех сторон: как сторожевые собаки, ездовые собаки, собаки-связисты, собаки –санитары, собаки - миноискатели.
Педагог: Следующая наша страничка – тяговая сила армии.
Ученик.
И стучат по планете копыта
Там где войн полыхает гроза.
Сколько бедных их было убито,
Человечьи их плачут глаза…
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…….
Педагог : Несмотря на то, что вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, там, где не пройдет ни одна техника.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.
На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона, но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, и перевозки раненых.
Тяжело раненым лошадям даже делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
Педагог: Самыми верными и преданными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.
Ученица 2 .
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Санитарные собаки (слайд) находили тяжело раненных воинов в сложнейших условиях - в лесах, болотах, оврагах и приводили за ними санитаров, неся на своих спинах тюки с перевязочным материалом.
Сторожевые собаки (слайд) использовались в боевом и сторожевом охранении, в засадах для своевременного обнаружении врага.
Ужас на врагов наводили собаки-истребители танков (слайд). Собаки обезвреживали танки (к собаке привязывали мины, и она забегала под вражеский танк, взрывая его). За время войны, таким образом, были подорваны более 300 вражеских танков!
Славно потрудились на дорогах войны и ездовые собаки (слайд). Зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя вывезено 700 тысяч тяжело раненных. Подвезено к боевым частям 6 тыс. тонн боеприпасов.
Собаки-связисты (слайд) в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода.
Более двухсот тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы Великой Отечественной войны, когда не было иной связи. Нередки были случаи, когда даже тяжело раненная собака доползала до места назначения и выполняла поручение.
Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты.
Давайте послушаем сообщения о собаках особо отличившихся во время ВОВ (Выходят 3 ученика).
1 ученик: (слайд) Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны, служил в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов.
Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.
2 ученик: (слайд) Овчарка Дина – первая собака-диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса в 1943 году. В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя. Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину-сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших солдат.
3 ученик: (слайд) Шотландский колли по кличке Дик. Миноискатель Дик «проходил службу» во 2-ом отдельном полку специальной службы. Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней. За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин.
Мухтар – собака-санитар. За годы войны он спас около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы. А теперь пришло время немного отдохнуть!
Физминутка
Руки ставим все вразлёт (руки развели в стороны)
Появился самолёт (изображают летящий самолёт)
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два» (наклоны вправо и влево),
Раз и два, раз и два! (ходьба на месте).
Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два! (ходьба на месте).
Опустили руки вниз
И на место все – садись!
Педагог: Не только на фронте помогали человеку «меньшие братья». И в тылу, животные и человек вместе переносили тяготы и лишения суровой поры…
О преданности и верности одной из собак расскажет Андрей (слайд).
…У капитана Сибирина был обычай: вручать жене подарок, возвращаясь из рейса. Однажды таким подарком стал щенок сенбернара Руслан. Вскоре капитан ушел в рейс и больше не вернулся.
Из щенка вырос прекрасный умный пес. В войну, как и все, голодали вдова капитана и ее верный друг. В один из дней Руслан с утра исчез…
У одного из причалов в порту моряки грузили баржу. Несколько человек сортировали тюки, а остальные таскали их в трюм. Руслан напряженно наблюдал за работой. Но вот один сортировщик отбросил связку дальше, чем следовало. Руслан схватил ее и понес. Сбросив ношу в трюм он отправился за следующей.
Вечером на причал въехала кухня. Моряки выстроились в очередь. В конце ее стал Руслан. Повар налил суп в свой котелок и протянул собаке. Но вместо того, чтобы наброситься на еду, пес осторожно взял котелок за дужку и понес. За ним отправились два матроса.
Вернувшись домой, Руслан поставил котелок к ногам хозяйки. Следом вошли моряки.
Неизвестно о чем говорила с ними вдова, о чем говорили они с командиром корабля. Но на следующий день Руслан раньше команды явился на причал, так же трудился, вызывая изумление и восхищение окружающих. А вечером, после рабочего дня, один из матросов нес за псом два котелка: один с большой костью, а другой - прикрытый бумагой.
Так СЕНБЕРНАР Руслан Сибирин, как значилось в ведомости, был принят на довольствие одного из военных кораблей.
Педагог: Немало пользы принесли во время войны и кошки. Фронтовики заводили в окопах и землянках самых обыкновенных, но вполне «годных к нестроевой службе» кошек. Кошки, во-первых, ловили мышей в окопах и землянках, во- вторых - поднимали дух солдат.
В блокадном Ленинграде в то время необходимость в кошках была велика, т.к. крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. 4 вагона с кошками, привезенных в Ленинград, назвали «мяукающей дивизией». Кроме того, живые пушистые «радары» оповещали быстрее специальных систем о бомбовой угрозе и благодаря им, было спасено бесчисленное количество людей.
Педагог: Во время войны не обошлось и без помощи диких животных.
Нехватка лошадей и техники вынудила людей приручить 350 верблюдов и использовать в качестве тягловой силы. Верблюды показали себя СИЛЬНЫМИ, НЕПРИХОТЛИВЫМИ и совершенно БЕССТРАШНЫМИ животными. Даже слишком бесстрашными: если лошади , услышав гул самолетов, пытались убежать или норовили забраться в укрытие, то верблюды стояли как вкопанные и хладнокровно жевали свою жвачку.
В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль — за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать.
(слайд) На самом севере, на Карельском фронте, на выручку нашей 14-й армии пришел гордый северный олень. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи, олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых, перевезли сотни тонн военных грузов.
(слайд) Белорусские и русские партизаны приручили и использовали для рейдов по тылам врага лосей. Около двадцати лосей были направлены в развед.отделы армии. Лось был во многом выгодней лошади: его следы не привлекали внимания противника, а с кормом в лесу для лося проблем не было.
(Слайд) Во время Великой Отечественной войны применяли уникальные способности дельфинов для морской разведки. Дельфины помогали находить мины под водой, обезвреживали вражеских шпионов – аквалангистов.
Такую же работу выполняли и морские котики.
Педагог: Наши пернатые друзья не остались в стороне во время войны. Первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Тогда и начали вновь использовать голубиную почту. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций.
Ученик: Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. 1941 года был выдан приказ об уничтожению голубей в районах города Ростова. Вопреки предписанию подросток Виктор Черевичкин в течение недели скрывал имевшихся у него птиц. 22 ноября 1941 года немцы застали Виктора Черевичкина выпускающим нескольких голубей у здания, в котором размещался штаб, и обнаружили в сарае во дворе его дома голубятню. После допросов и пыток схваченного подростка обвинили в пособничестве Красной Армии и расстреляли.
Слайд
-В центре Лондона стоит необычный памятник-монумент, посвященный животным, пострадавшим на войне. На памятнике короткая надпись: «У них не было выбора».
Это право они заслужили своей кровью и спасенными жизнями людей.
Педагог:
-А как вы думаете, смогли бы люди победить в этой войне без помощи животных?
Педагог:Ребята, прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Нужно беречь и защищать животных, помня о том, что они нам помогут нам в трудную минуту.
Рефлексия
Вы заметили, что наше солнышко без лучей, если вам наше занятие понравилось, прикрепите к солнышку желтые лучики, а если вам на занятии не хватило чего-то или что-то было не понятно, то прикрепите красные лучики (выбирают и прикрепляют лучи).
-Я вижу, что занятие вам понравилось, меня это очень радует.
-Молодцы ребята! Вы были внимательны и активны на занятии! Всем спасибо за участие!
Использованная литература:
1. Бондаренко Л. Н. Животные на войне. // Начальная школа. 2005 г., №3.
2. В мире животных. 1999. №5.
3. Зоомир. 2003. №5.
4. Книга памяти. Солдаты Победы 1041-1945гг, т. 8. Тула, 2008.
5. Фото из сети Интернет.
6.Коваль Ю. Алый / Ю. Коваль. – М. : Детская литература, 1982. – 32 с. : ил.
7.Твой друг : сборник / Сост. Б. С. Рябинин. – М. : ДОСААФ, 1986. – 303 с. : ил.
8.www.viki.rdf.ru – Детские электронные книги и презентации.