Конспект внеклассного занятия «Мой край родной. Легенды Мелекесса».
Конспект внеклассного занятия «Мой край родной. Легенды Мелекесса».
Тема занятия «Мой край родной. Легенды Мелекесса».
Тип занятия : изучение и систематизация способов деятельности.
Вид учебного занятия: заочное путешествие в историческое прошлое.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Цели занятия:
Обучающие:
- создать условия для получения новых знаний о происхождении исторического названия города Мелекесс.
- организовать деятельность учащихся на приобретение и систематизацию знаний по изучению родного края.
-выявить основной национальный состав родного края.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития интереса и любознательности, творческой активности,
- создать условия для формирования представления об основном этническом составе родного города.
Воспитательные:
Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, толерантности, уважения к разным нациям многонациональной страны.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия «Мой край родной. Легенды Мелекесса». »
Тема занятия «Мой край родной. Легенды Мелекесса».
Тип занятия : изучение и систематизация способов деятельности.
Вид учебного занятия: заочное путешествие в историческое прошлое.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Цели занятия:
Обучающие:
- создать условия для получения новых знаний о происхождении исторического названия города Мелекесс.
- организовать деятельность учащихся на приобретение и систематизацию знаний по изучению родного края.
-выявить основной национальный состав родного края.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития интереса и любознательности, творческой активности,
- создать условия для формирования представления об основном этническом составе родного города.
Воспитательные:
Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, толерантности, уважения к разным нациям многонациональной страны.
Конспект внеклассного занятия «Мой край родной. Легенды Мелекесса».
3 класс
1. Организационный момент.
2. Повторение и закрепление изученного ранее материала.
У: _Ребята, мы продолжаем с вами занятия по изучению родного края. На прошлом занятии мы с вами разбирали значение слова РОДИНА. Вспомним, что обозначает это слово?
РОДИНА – это место рождения человека, родная страна.
РОДИНА – это определённая территория с её природой, населением, культурой и языком, на котором говорит народ.
Туган ил - родина на татарском языке.
У: -Почему остальные слова стоят в этом списке? (это однокоренные слова с общим корнем РОД)
У: -Вспомним значение этих слов (ответы детей )
РОДЫ -это рождение человека.
РОД –это ряд поколений, происходящих от одного предка, родные по крови, которые носят общее родовое имя.
РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ –люди, которые находятся друг с другом в родстве.
РОДСТВО –связь между людьми, происхождение одного человека от другого или от общего предка.
ПРИРОДА –совокупность естественных условий существования человеческого общества, рода.
РОДНИК –водный источник текущий из глубин земли, начало новой жизни.
У: -Почему на экране мы видим два словосочетания: БОЛЬШАЯ РОДИНА и МАЛАЯ РОДИНА?
БОЛЬШАЯ РОДИНА –это страна в которой человек родился.
МАЛАЯ РОДИНА –это место, край, где именно человек родился.
У: Как называется наша БОЛЬШАЯ РОДИНА ( Россия ) (картинка карты России)
У -Где ты родился? Какое название носит твоя малая родина? (Димитровград)
У: Ульяновская область –наш родной край,часть великой страны, большой нашей родины.(картинка Ульяновской области)
Димитровград – наша малая родина.(картинка Димитровграда)
Какие стихи вы знаете о Родине?
(чтение стихов о родине на русском языке и на татарском языке)
3. Физминутка
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое.
Это всё моё, родное.
Это родина моя!
Всех люблю на свете я!
4. Работа над новой темой.
У: (На экране слова МАЛАЯ РОДИНА, РОДНОЙ ГОРОД, МЕЛЕКЕСС )
Что связывает эти понятия? (это наша родина, слова-синонимы )
Почему написано слово Мелекесс, а не Димитровград? (Так раньше назывался наш город)
А кто знает, почему это имя носил наш город?
Так как вы думаете, о чём будет наш разговор? (разговор будет о Мелекессе)
А разговор о Мелекессе нам нужен? Почему? (нужно знать историю своей родины, историю своего народа )
У: Первое упоминание о Мелекессе встречается в 1698 году. И до 1972 года наш город назывался именно так. (слайд 1698-1972 город Мелекесс. 1972-2010 город Димитровград.) В этом году нашему городу исполнится 312 лет.
У: Правильно вы сказали, что мы должны знать о жизни наших предков, знать историю возникновения нашего города, как произошло это название – какие предания, легенды существуют об этом историческом событии -это будет первым вопросом, на который вы должны будете дать себе ответ (слайд Как возникло историческое название Мелекесс? Легенды Мелекесса)
У: Мы дали определение слову РОДИНА –это определённая территория с её природой, населением, культурой и языком, на котором говорит народ.
Но в нашем крае живут многие народы, более 100 разных национальностей. Но только несколько из них считают наш родной край, город Мелекесс своей малой родиной? Кто эти народы? Это будет второй вопрос, на который мы должны будем сегодня ответить. (слайд Какие народы считают Мелекесс своей родиной?)
У: Собрались оврагами горы,
Звонки речки, густой стоит лес.
А в долине и сам этот город,
Прячет были свои Мелекесс.
Наши ребята провели поисковую, исследовательскую работу и в архивах нашли вот такие записи-легенды. Давайте послушаем.
Д: 1. Несколько столетий назад жили 2 брата – Мелля и Кесса. И решили они построить селение рядом с чистой и прозрачной рекой, по берегам которой рос дремучий лес. Эту речку они назвали Мелекесска, а селение Мелекесс.
У - Перед вами прекрасная картина:
Вот река, широкая долина.
Сады, пруды, поля, дорога, лес.
Наш город- древний Мелекесс.
2.Послушаем другую легенду.
А в другой книге написана иная легенда. Жил когда-то хан по имени Мелкас. Он управлял племенем Булгар по имени Мелля. Во время очередного похода Хан приказал своему племени остановиться на этой земле и построить жилища. Очень уж благодатные здесь были края! Так и возник Мелекесс.
В легенде встретилось слово БУЛГАРЫ – это предки казанских татар. Татарский народ и до нашего времени сохранил многие элементы культуры и слова из Булгарского языка.
Прочтите татарскую пословицу На родной стороне даже дым сладок.
(Звучит татарская песня)
3. А что рассказывает эта легенда?
3. А я слышал, что древние поселенцы здешних мест были Сувары- чуваши. В древних записях говорится, что народ этот заготавливал на зиму корм для скота из берёзовых, липовых и дубовых веников. Так и переводится с древнечувашского слово Мелекесс- улица веников.
У: СУВАРЫ – это предки чувашского народа.
Что гласит чувашская пословица? Родина – матушка родная, чужая сторона – мачеха)
(Чувашские песенка «Кукушка»- аккордеон)
4. А я была в музее нашего города и услышала там от экскурсовода, что Мелекесс возник первоначально не здесь, а в Татарстане на реке Мелкесси,.около деревни Набережные Челны. А при царе Алексее (это отец Петра 1), по его указу, те крестьяне с речки Мелкесси были переселены в наши места и принесли с собой и название реки Мелекесска, и название сёл Верхний Мелекесс, Русский Мелекесс.А потом возникло село Мелекесс- завод. Это и было началом возникновения нашего города
У: По царскому приказу со всей России стали стали переселять сюда русских людей.
300 с лишнем лет тому назад
Там, где шумел дремучий лес
Возник наш город, древний Мелекесс.
Русская пословица- Родина любимая, что мать родимая.
(Русский танец)
Вместе с русскими людьми поселился в здешних местах и мордовский народ. Давайте послушаем их легенду.
5.- О создании мира мордва всех племён имеет одинаковое понятие. По их сказаниям верховный бог Чама сотворил всё видимое и невидимое.
- Но когда он творил, злой дух Шайтан всячески старался испортить каждое его творение.
- Но премудрость бога Чама каждую порчу Шайтана обращала в добро Земля из рук бога вышла ровная и гладкая.
-Но Шайтан набросал на неё груды земли, отчего образовались горы, камни, овраги.
-Но бог Чама поправил порчу. В горы он вложил полезные ископаемые. Из накиданных каменьев научил людей делать мельничные жернова. Овраги наполнил водой, отчего произошло множество речек и озёр.
-В следующий раз злой Шайтан поднял бурю и повалил множество прекрасных деревьев, которые создал бог Чама.
-Но мудрый Чама пустые места обратил в пашни и луга, и научил людей землепашеству и сенокошению.
- Наш край очень красив, богат природой, разнообразными её дарами. Правда ведь,он по описанию такой же, как в этой легенде?!
- Да, Мордовскому народу наш край пришёлся по душе и они считают его родным.
На родине и птицы родные – так говорит мордовский народ.
Мордовская физминутка
5. Физминутка.
А сейчас мы разучим новую физминутку – это мордовская песня - потешка )
Ты подуй, подуй ветерок,
По утру прилети на лужок.
В полдень в поле склони цветки,
Пчёлки пусть наберут пыльцы.
6. Подведение итогов занятия.
У: Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте подведём итог. Вспомним, на какие вопросы мы должны были ответить, что узнать нового? (Как возникло название Мелекесс? Какие существуют легенды?)
Д: - по одной из легенд город назвали в честь двух братьев Мелля и Кесса.
Д:- другая легенда говорит, что город назван в честь татарского хана Мелкасс.
Д: -Мелекесс в переводе с чувашского языка - улица веников.
Д:- В городе и сейчас протекает речка Мелекесска, а русский народ в те древние времена по названию реки дал имя городу Мелекесс.
(слайды легенд )
У: Какой второй вопрос нашего занятия? (какие народы считают Мелекесс своей МАЛОЙ РОДИНОЙ?)
Русские, татары, чуваши, мордва. (слайд)
Но самое главное, что все народы нашего края живут очень дружно, а объединяет всех людей любовь к родным местам, к историческому прошлому родного края, уважение к традициям своего народа .
7. Рефлексия.
На парте лежат кружки красного и синего цвета. Если вы узнали что-то новое, вам было интересно и вы старались, то поднимите красный кружок. Если что –то считаете, что что-то не получилось, то поднимите кружок синего цвета. (составление из кружков слова Мелекесс)
8. Домашнее задание к следующему занятию
1. Творческое. Нарисовать рисунок к понравившейся легенде.
2.Поисковое. Древнее происхождение имён.
А по традиции любого народа дорогих гостей принято приглашать за стол. Милости просим