Здравствуйте ребята, этот классный час проведу у вас я, меня зовут Кристина Игоревна. Тема нашего классного часа кроется в загадках: Дом по улице идет, На работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках (автобус) Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома (трамвай) Я в любое время года И в любую непогоду, Очень часто, в час любой Провезу вас под землей (метро) Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками (троллейбус) Молодцы ребята! А теперь, скажите, как одним словом мы можем назвать автобус, метро, троллейбус и трамвай? (Показ на слайде) Верно, тема сегодняшнего урока – «Правила поведения в общественном транспорте». В современном словаре русского языка сказано, что транспорт – это тот или иной вид перевозочных средств. Скажите, что можно перевозить транспортом? Какие виды транспорта вы знаете? А как называют того, кто совершает поездку в транспортном средстве, не находясь за рулем? Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. Древние государства вели многочисленные войны за покорение других стран. Военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта. В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество дорог. По ним двигались повозки, колесницы, носилки с богатыми гражданами. Возникли города - государства на Средиземном море, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах древнего мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров, в отдельных случаях они имели тысячи гребцов – рабов. Техника морского судоходства постепенно совершенствовалась. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам. Создание транспорта общего пользования происходит относительно недавно, примерно 200 лет тому назад. Развившаяся крупная промышленность требовала дешевой перевозки большого количества грузов. С изобретением паровой машины появились паровозы и пароходы, позже - автомобили и самолёты. Основным видом городского транспорта сначала были извозчики. В начале XX века появилась конка (конно-железная городская дорога). Со временем извозчики и конка были вытеснены механическими видами городского транспорта: такси и трамваями. Физкультминутка А сейчас ребята, проверим вашу внимательность. Игра светофор. Встаньте из – за парт. Показываю зеленый цвет (дети шагают) Показываю желтый цвет (стоят) Показываю красный цвет (приседают) Хорошо ребята, а теперь давайте ознакомимся с правилами поведения в различных видах транспорта Железная дорога очень опасна. Хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Подходить к составу ближе, чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы Железная дорога - не место для игр! Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд! Кто может ответить мне на вопрос какие опасности могут подстерегать нас в метро? Во избежание неприятности при движении на эскалаторе следует соблюдать следующие несложные правила: 1) стойте на эскалаторе справа, лицом по направлению движения, держитесь за поручни, проходите с левой стороны; 2) не бегите по эскалатору, не сидите на его ступеньках, не прикасайтесь к неподвижным частям балюстрады; 3) не задерживайтесь при сходе с эскалатора, не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и другие вещи; 4) будьте особо осторожны, если на ногах у вас обувь с высоким тонким каблуком, – это может не только испортить вашу обувь, но и причинить серьезную телесную травму Быть бдительными, соблюдать правила поведения на дороге должны не только взрослые, но и дети. Хочу рассказать вам о вашем сверстнике – герое. 12-летний ученик школы №1 города Светлого Калининградской области Саша Петченко спас от гибели в огне свою мать Татьяну Петченко. Саша с мамой ехали в деревню Грачевка Светлогорского округа. На ходу у машины лопнуло колесо, автомобиль потерял управление и врезался в дерево на обочине дороги. От вспыхнувшего двигателя начался пожар. При аварии у мамы Саши, находившейся за рулем, оказались сломанными пальцы рук. Она находилась в шоке, весь салон был в дыму. Александр Петченко не растерялся, отстегнул ремень безопасности, помог матери выбраться из горящей машины через окно, и только после этого сам покинул горящий автомобиль. Мальчику вручены нагрудный знак МЧС России «Участнику ликвидации последствий ЧС» и почетная грамота МЧС по Калининградской области. А теперь вспомним с вами правила этикета в общественном транспорте. На первый взгляд, несоблюдение этих правил не может повлечь за собой дорожно – транспортное происшествие, просто неприятно находятся рядом с человеком, не соблюдающим их. Но иногда вызывающее поведение пассажира может отвлечь водителя транспортного средства, и тогда беды не избежать. Давайте прочитаем эти правила по цепочке. 1)На остановке нужно спокойно стоять и ждать свой транспорт; 2)Из автобуса сначала пропускают всех выходящих пассажиров; 3)Вперед пропускают пожилых людей, детей, инвалидов; 4)Проходят в салон, а не стоят в дверях; 5)При входе в транспорт сразу предъявляют проездной документ или оплачивают проезд; 6)Сидячие места уступают старикам, больным, пассажирам с маленькими детьми; 7)Уступая место, говорят: «Садитесь, пожалуйста»; 8)Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, выходит и подает даме руку; 9)Есть и пить в транспорте не принято; 10)Не принято громко говорить, слушать музыку и т. д.; 11)У впереди стоящих пассажиров спрашивают: «Вы выходите на следующей остановке?»; 12)Если встретил знакомого, не допустимо через весь автобус здороваться с ним, махать рукой и т. д.; А теперь поиграем в игру: «Правильно! Неправильно! Посмотрите на слайд, скажите верно или неверно поступают главные герои и объясните свой выбор. Молодцы! Ребята, что нового вы узнали? Какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте? На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание. Берегите себя! |