IV. Путешествие | мин | - На чём можно путешествовать? - Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку: На море, в реке и озёрах Я плаваю проворный, скорый. Среди военных кораблей Известен лёгкостью своей. Слайд 4 - Ребята, а какого человека мы называем добрым? - Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? - И что же от этих лучей мы ощущаем? - Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? Слайд 5. - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц. - Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы: Злой не верит, что есть добрый Добрая слава лежит, а худая бежит Добрые вести прибавят чести Доброе слово лечит, злое калечит Делай другим добро – будешь сам без беды Живи добрее, будешь всем милее - Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. - Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7): Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго | Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н. | Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен | Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У. | Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф. | Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп | - Молодцы, вы справились с заданием, и поэтому мы отправляемся с вами в город вежливости. Творческое задание «Доброе дело» - Жители этого города предлагают вам поиграть в игру «Доброе дело». Я раздам карточки с рисунками предметов или явлений окружающего мира,. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. А те, кто слушают, должны угадать, о ком рассказывали их друзья. - Давайте попробуем. Отгадайте, что я загадала: поит, умывает? - Укрывает, защищает от непогоды, дарит уют - Молодцы, а теперь давайте поиграем - Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 8). - А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? - Молодцы, давайте проверим. Сейчас я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите. Я, признаться, удивлен, Расскажу вам вот о чем. Встретил шуструю Настенку Я на улице сейчас, Настя добрая девчонка – Она ходит в первый класс. Но давно уже от Насти Я не слышу слово… Дед на внучку осерчал – Экая досада: Он портфель ей подарил, Думал, будет рада, Но зачем молчать как рыба, Ну сказала бы… Встретил Витю, я соседа, Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но напрасно я от Вити Ждал лишь слова… - А теперь послушайте рассказ и, где нужно, вставляйте подходящие слова: «Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь … Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему:.. Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?» ФИЗМИНУТКА (интерактивная, с презентацией и музыкой) - Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос. - Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? - Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми? - Так отчего же зависит сила волшебных слов? - Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”. - Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще. - Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук ( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь. - Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации) - Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки - Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена - Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка - Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни - Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) - А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой? Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему. - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать. - Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? - Молодцы. - Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы). - А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? - Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут. - Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? - Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. | - На самолёте, автомобиле, велосипеде, пешком… -Катер - Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым - Солнышко всех озаряет своими лучами - Теплоту - Остров пословиц Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц. Слушают высказывания великих людей -Вода - Дом Играют в игру Отвечают - Здрасьте - Спасибо - Извините Пожалуйста - Спасибо - Извините ФИЗМИНУТКА Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь” Обещал отцу Петрусь: Я за вежливость возьмусь, Буду всех благодарить, Первым “здравствуй” говорить Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит – утром у сторожки Дремлет сторож на порожке: На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: - С добрым утром, дед Федот! – Дед ругнул его спросонок: - Убирайся, постреленок! Вот Петрусь догнал Яринку Да как дернет за косынку: - Ты куда, Яринка, стой! Я здороваюсь с тобой! – Та отпрянула в сторонку – Как невежлива девчонка! Нес знакомый стопку книг, А Петрусь с ограды – прыг! Чуть не сел ему на плечи! - Извините, добрый вечер! - Ты, – знакомый закричал, – - И невежа, и нахал!- Петя очень удивлен: Разве был невежлив он? Высказывают свое мнение Высказывают свое мнение Высказывают свое мнение - Папа Карло - Айболит - Герда - Кот в сапогах - Татошка -Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому Слушаю сказку Высказывают свое мнение - Должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады - Да Выражают свое мнение | Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; действие нравственно-этического оценивания; эмоциональное осознание себя и окружающего мира Познавательные УУД: способность и умения учащихся производить простые логические действия – анализ, обобщение, сравнение); поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний Коммуникативные УУД: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения работать в группах | Загадка Беседа Игры Цитирование Работа по карточкам Чтение стихотворения Инсценирование |