kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия для старшеклассников "Как выбрать профессию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие о профессиях,важности правильного выбора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для старшеклассников "Как выбрать профессию"»







Конспект внеклассного занятия



«Как правильно выбрать профессию»

Цели:

• нацелить учащихся на серьезное осмысление в поисках выбора профессии;

• рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека;

• дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Форма проведения:

Информационно-просветительская беседа с элементами драматизации.

Подготовка:

1. Провести опрос учащихся, узнать, что их волнует, интересует при обсуждении этой темы.

2. Совместно с активной группой ребят подобрать материал.

3. Организовать выступления докладчиков.

4. Отрепетировать сценки ролевых диалогов.

5. Продумать костюмы для ролевых сценок.

6. Подготовить аудиторию.

7. Составить анкеты, тесты и соответственно их размножить.

8. Пригласить на обсуждение гостей.

Часть первая

ИЗ ВЕКА В ВЕК ПРОСТОЙ ВОПРОС

Вводное слово учителя:

Ребята, каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом — выборе профессии. Но вести с вами разговор я решила не одна. К нам на встречу пришли — Поэт, Психолог и Социолог. Давайте их поприветствуем.

В аудиторию входят учащиеся-докладчики, играющие роли Поэта, Психолога и Социолога. В аудитории стол, на котором таблички, указывающие места, определенные для поэта, социолога, психолога и педагога. Участникам игрового диалога можно сделать себе «беджики» с названием соответствующей роли. Гости рассаживаются за столом.

Поэт: Я часто думаю, как все-таки несвободны наши дети! Буквально с пеленок, с самого рождения они попадают в жизненную кабалу!

Учитель: С одной стороны, я совершенно с вами согласна, но с другой — я твердо уверена, что любому ребенку необходимы надзор, опека со стороны взрослых. Если ему предоставить полную свободу, не каждый сможет с ней справиться в сложном жизненном водовороте, и он может просто погибнуть!

Поэт: Да, конечно, но с раннего детства ребенок закован в тиски постоянных «нельзя», «надо», «должен», «обязан». Ребенок попадает в жестокий конфликт между личностью и обществом.

Социолог: Можно сказать еще шире. Не просто обществом, но цивилизацией, культурой. Ребенок становится зависимым от многих составляющих общественного устройства. Ему трудно понять, что сложно быть в обществе, но без него существование человека невозможно.

Психолог: Да, многие общественные структуры неизбежно в чем-то ограничивают личность, в противном случае они просто не смогут существовать. Однако не всякая личность выдерживает эти ограничения. Именно этот основной конфликт создает больше всего проблем психиатрам, а также невропатологам, психоневрологам.

Поэт: На мой взгляд, эти ограничения, часто являясь несправедливыми, сами вредят обществу, которое возвело их в ранг необходимости.

Психолог: Правильно, нет ничего столь совершенного, что нельзя было бы улучшить. Но самое главное надо понять — в обществе человек страдает, но и без общества он погибает.

Социолог: И на ограничение своей свободы надо идти сознательно.

Учитель: И опять «надо»! Давайте же послушаем, что об этом говорят сами ребята, ставшие перед выбором, что дальше. Эту сценку они сыграют в стиле шуточных рассказов Михаила Зощенко.

«Свободу личности!»

(ролевой диалог)

Действующие лица:

Учащиеся XX века

Вася Гэворухин

Коля Петушков — его друг с детского сада и ныне одноклассник

Вася Говорухин лежит на диване. Около него сидит его друг Коля Петушков.

Вася: Мне тут на днях 15 лет стукнуло. До чего же, я говорю, время летит! Прямо жить не успеваешь. Только родился, только твердо обеими ногами на. четвереньки встал — волокут тебя в ясли, кашу из общего котла подгорелую лопать.

Коля: И то правда, не успел ту кашу распробовать, как топай в детский сад, парами ходить, песни хором распевать и под фортепьяно вприсядку танцевать. Ужас!

Вася: А у меня, Коля, может, сызмальства душа к свободе рвалась. Только, для примеру, лягушку поймаю или червяка откопаю— воспитательница кричит: «Зачем в грязь лезешь! Ты опять строй нарушил! Рыжий индивидуалист — коллектив изнутри подрываешь!» Помнишь?

Коля: И то правда, волокут нас в этот коллектив, где всю жизнь Аньку Пчелкину за липкую руку держи, хотя мне за лягушку и то приятнее взяться было.

Вася: Да, друг, не успел оглянуться — школьные годы ударили. Да чего мне об этом тебе рассказывать, сам знаешь, все через эти испытания вместе прошли...

Коля: Да, человек не блоха, ко всему привыкнуть может.

Вася: Я за эти девять лет тоже почти свыкся, уже и дергаться перестал. И сижу тихо. А душа моя, тем не менее, страдает и наружу рвется.

Коля: Сплошная несообразность...

Вася: Вот уже девятый год обучения завершился. Экзамены... На дворе весна. Травка зеленеет. Почки развиваются.

Коля: Опять же воздух такой сумасшедший. Птички, я извиняюсь, чирикают. Жизнь бурлит. И об учебе прямо думать неохота.

Вася: А куда деваться, если тебя опять поволокут за парту в 10 класс!

Коля: Тут ты не прав, друг. Щас можно только девять классов закончить, а там хошь — дальше учись, а не хошь — иди куда хошь!

Вася: А куда я хочу, мне себя спрашивать не приходится.

Коля: А родительского совета спросил все-таки?

Вася: Да спросил. Что, говорю, граждане родители, не будет ли каких-либо пожеланий или напутствий для начинающего новую жизнь? Ну, родители, конечно, тут и стараются мне напутствия сделать. Говорухин-старший, отец мой, так мне возражает:

«Я, — говорит, — ветеран труда. Тебя растил. А не желаете ли сын, после 11 класса в вуз?»

Сдержался я на эту грубость, только говорю:

«Я на вас прямо удивляюсь. Родной сын, можно сказать, свободным гражданином только себя осознал. Это же немыслимо так зажимать свободную личность!»

Коля: Так и сказал! А отец что?

Вася: А отец говорит: «Я в своих облачных фантазиях видел вас, товарищ сын, крупным спецом. И мне смертельно обидно наблюдать такое непочтенное отношение к дипломному образованию».

Коля: А мамаша как отреагировала?

Вася: Мамаша, гражданка Говорухина, тоже сильно расстраивается, валерианку литрами изводит, говорит:

«Я не для того в муках рожала, чтобы родное дитятко в вузе здоровье гробило. Да к тому же от диплома никакой материальной пользы нет, одни убытки и расход психических клеток. Пущай сынок лучше трудовую жизнь помаленьку начинает. Пущай Иваныч на своей фирме его делу научит. И может, он в скором времени будет всю семью кормить и одевать во все не наше».

Коля: А ты что мамаше ответил?

Вася: Я на это мамаше говорю:

«Вы меня, мамаша, за кого-то другого принимаете, хоть и в муках меня рожали. Да я, может, тот самый человек, который ради своих идеалов ни перед чем не остановится и вообще способен пожертвовать своим материальным благосостоянием. И даже не только своим. А вы его хотите с малолетства на тяжелых работах сгубить? А может, и вообще в тюрьму засадить с вашим пройдохой Иванычем?! А только я на это дать своего полного согласия не могу. Даешь свободу!»

Коля: И что дальше?

Вася: Да так и не договорились. А меж тем лето заканчивается. Осень подступает. Травка желтеет. Дождик, гляди, заморосит вовсю. Птички коллективом собираются, митингуют насчет южных стран. А я пока так хожу. Свободой наслаждаюсь. Как-никак долго ждал, ну а теперь и огреб лопатой. Даже малость надоело. И главное, ни в ком сочувствия не наблюдается. Заладили: или работай, или учись. Ну ровно сговорились все.

Коля: А послушайся их, значит, прощай, свобода! За что, я говорю, боролись?

Вася: Это даже прямо думать об этом неинтересно. А не думать нельзя. Недаром многие ученые считают, что человек — думающее животное. И это очень даже возможно, дорогие граждане.

Поэт: Итак, мы услышали, я бы сказал, крик души нашего измученного мыслями о свободе личности и выбора жизненного пути выпускника 9 класса.

Учитель: Давайте послушаем рассуждения юношей XIX столетия о выборе профессии.

«Рассуждения юношей о выборе профессии»

(ролевой диалог)

Действующие лица:

Юноши XIX века

Учитель

Ученики: Марк и Карл

Марк: Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Скажите, учитель, а как же быть молодому человеку, стоящему на пороге выбора профессии?

Учитель: У человека общая цель — облагородить человечество и самого себя, но ему самому представлено изыскание тех средств, которыми он может достигнуть этой цели.

Карл: Возможность такого выбора является огромным преимуществом человека перед другими существами мира, но вместе с тем выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным.

Учитель: Серьезно взвесить этот выбор — такова, следовательно, первая обязанность молодых людей, начинающих свой жизненный путь и не желающих предоставить случаю самые важные свои дела.

Марк: С чего же начинать свой выбор?

Учитель: У каждого есть перед глазами определенная цель, которая ему самому кажется великой. И эта цель в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, т.е. проникновенный голос сердца, который говорит тихо, но уверенно.

Карл: Но это — легко заглушаемый голос, и то, что мы считали воодушевлением, порождено, быть может, мгновением, — и точно так же возможно, что мгновение вновь уничтожит его. Наше воображение может быть воспламеняемо, наши чувства возбуждены, призраки носятся перед нашими глазами, и мы страстно увлечены той целью, которую, мнится нам, указало само божество; но то что мы с жаром прижимали к сердцу, скоро отталкивает нас, — и вот все наше существование разрушено.

Учитель: Поэтому вы должны серьезно взвесить, действительно ли вас воодушевляет избранная профессия, одобряет ли ее ваш внутренний голос, не было ли ваше воодушевление заблуждением, не было ли то, что вы считали призывом божества, самообманом.

Марк: Но сможем ли мы узнать самый источник воодушевления?

Карл: Великое окружено блеском, блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или то, что показалось нам воодушевлением.

Учитель: Но того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать. На мой взгляд, человек, подвластный честолюбию, уже не выбирает своего места в обществе. Это за него решает случай и иллюзия.

Карл: И не одно только тщеславие может вызвать внезапное воодушевление той или иной профессией. Мы, быть может, разукрасили эту профессию в своей фантазии так, что она превратилась в самое высшее благо, какое только в состоянии дать жизнь. Как не поддаться такому самообману?

Марк: В этом случае наш собственный разум не может служить нам советчиком, ибо он не опирается ни на опыт, ни на глубокое наблюдение. Человек, будучи обманут чувствами, ослеплен фантазией.

Карл: Но куда же нам обратить свои взоры, кто поддержит нас там, где наш разум покидает нас?

Учитель: Думаю, что родители, которые уже прошли большой жизненный путь и испытали суровость судьбы, могут помочь преодолеть ваши сомнения в поисках разумного пути.

Марк: Следует также сказать, если мы не подвергли выбранную профессию мысленному расчленению, не взвесили всей великой ответственности, которую она возлагает на нас, а рассматривали ее только издалека, то опять придем к иллюзорному заблуждению, ведь даль так обманчива.

Карл: Но мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание. Например, уже наша физическая природа часто противостоит нам угрожающим образом, а ее правами никто не смеет пренебрегать.

Учитель: В силах человека стать выше физической слабости. Но в этом случае он решается строить здание на рыхлой основе, и вся жизнь его превращается в злосчастную борьбу между духовным и телесным принципом.

Марк: Но как может тот, кто не в состоянии победить в самом себе борющиеся элементы, противостоять неудержимому натиску жизни, как может он спокойно действовать? А ведь только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела; оно — та почва, на которой только и произрастают зрелые плоды.

Карл: Мне кажется, что при таком физическом состоянии, которое не соответствует нашей профессии, когда мы не в состоянии работать долго и редко работаем с радостью, все же мысль, что мы свое благополучие принесли в жертву долгу, толкает нас на то, чтобы действовать энергично, хотя и со слабыми силами.

Марк: Какие еще условия необходимо учесть молодым людям на пути раздумий о выборе профессии?

Учитель: Обязательным условием является умение правильно оценить свои способности. Если вы избрали профессию, для которой нет необходимых способностей, то никогда не выполните ее достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будете убедиться в своей собственной неспособности и сказать себе, что мы — бесполезные существа на свете, которые не могут осуществить свое призвание.

Карл: А результатом будет презрение к самому себе. А есть ли чувство более мучительнее, чем это? Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.

Марк: Пожалуй, очень важно, если мы все взвесили и если условия нашей жизни позволяют нам избрать любую профессию, тогда мы можем выбрать ту, которая придает нам наибольшее достоинство, выбрать профессию; основанную на идеях, в истинности которых мы совершенно уверены.

Карл: Согласен, действительно достоинство это именно то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Марк: Но достоинство может придать лишь та профессия, в которой мы не являемся рабскими орудиями, а самостоятельно творим в своем кругу; та профессия, которая не требует предосудительных действий. Профессия, обладающая всем этим в наибольшей степени, не всегда является самой высокой, но всегда самой предпочтительной.

Карл: Но подобно тому, как нас унижает профессия, не соответствующая нашему достоинству, точно так же изнемогаем мы под тяжестью профессии, основанной на идеях, которые впоследствии будут нами признаны ложными.

Марк: Тут мы не видим другого спасения, кроме самообмана, а спасение, которое строится на самообмане, — это спасение, полное отчаяния.

Учитель: Те профессии, которые не столько вторгаются в самую жизнь, сколько занимаются абстрактными истинами, наиболее опасны для юноши, у которого еще нет твердых принципов, прочных и непоколебимых убеждений.

Марк: Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту. Не так ли?

Карл: Наоборот, высокое мнение об идеях, на которых основана наша профессия, придает нам более высокое положение в обществе, повышает наше собственное достоинство, делает наши действия непоколебимыми.

Учитель: Тот, кто избрал профессию, которую он высоко ценит, содрогнется при мысли, что может стать недостойным ее, — он будет поступать благородно уже потому, что благородным является положение, занимаемое им в обществе.

Марк: Что же является главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии?

Учитель: Следует глубоко осмыслить и понять, что мы можем выбрать профессию, открывающую наиболее широкое поприще для деятельности во имя человечества и для нашего приближения к той общей цели, по отношению к которой всякая профессия является только средством, — для приближения к совершенству самого человека. Главным руководителем, который должен направлять при выборе профессии, является благо человечества и наше собственное совершенствование.

Марк: А не могут ли эти два интереса стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом? Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Учитель: Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком. История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее.

Карл: Опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Марк: Если мы изберем профессию, в рамках которой больше всего сможем трудиться для человечества, тогда не согнемся под ее бременем, потому что это — счастье работать во имя всех.

Карл: Тогда мы испытаем не жалкую ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам. Наши дела тогда будут жить тихой, но вечно действенной жизнью.

Далее учитель предоставляет слово ребятам XXI века.

Наш разбег в XXI века

Действующие лица:

Ирина

Андрей

Олег

Андрей: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят перед главным выбором — выбором профессии.

Олег: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!

Ирина: Хотим поделиться с вами не опытом, его еще не так много, а установочными правилами которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.

Андрей: Правило № 1 «Надо уметь мечтать!»

Мечты провоцируют желание. Желание дает необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

Олег: Правило № 2 «Умейте быстро выбирать».

Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своем развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться — наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

Ирина: Правило № 3 «Только вперед!»

Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

Андрей: Правило № 4 «Ты — главный».

Слушать только себя. Ищите «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.

Олег: Правило № 5 «Скажите «Нет!» своим страхам».

Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный, жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый и самый сильный. Как извести его? Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя — не поднимешься на пик намеченной вершины.

Ирина: Правило № 6 «Постоянно думать».

«Что я смогу сегодня сделать реально?», «Что я могу?» Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.

Как можно побеждать подобных себе, за счет каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить — живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.

Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся неудачники. Все, что вокруг, достойно нас, и мы в нем, как в зеркале, отражаемся, потому что все, что вокруг, — это мы.

Часть вторая

ШЕСТЬ ТИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Учитель: Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Ребята, послушайте информацию, подготовленную нашими докладчиками, которая позволит вам сделать первый шаг в осмыслении своего выбора профессиональной деятельности.

1- й ученик: По профессиональному признаку все объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Значит, выбрать профессию — это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день в России их насчитывается более шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности и т.д.

2- й ученик: Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Он выделил 6 типов социальной направленности личности. Рассмотрим их.

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип — внесоциален, обладает аналитическими способностями, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т.д.

3. Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен во взглядах, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, обладает хорошими вербальными способностями.

6. Артистический тип— опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. В решениях оригинален, независим от чужого мнения. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он не придерживается условностей общества. Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество и т.д.

3-й ученик: Прежде чем сделать выбор, неплохо бы выяснить, почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете. Ответьте честно самому себе на такие вопросы:

• Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?

• Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

• Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

• Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?

• Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести?

• Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей?

4-й ученик: Вопросов много. А задумывались ли вы —

• Над возможностью трудоустройства после приобретения профессии?

• Легко ли будет найти себе работу по этой специальности?

• Не рискуете ли вы, окончив учебное заведение и получив диплом, остаться без работы, так и не поработав ни дня по этой специальности?

• Соответствует ли выбранная профессия вашим возможностям?

• Пригодны ли вы по отношению к выбранной специальности?

Профессиональная пригодность — это требования к состоянию здоровья человека, требования к профессиональной квалификации и профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. Если уровень их развития превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Для психологов наибольший интерес представляют способности. При их наличии, а также при наличии здоровья всегда можно приобрести квалификацию, опыт, знания и навыки.

1-й ученик: Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

• Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».

• Оценить ваши способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами «Я могу».

• Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо».

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

- является интересной и привлекательной для вас,

- соответствует вашим способностям,

- пользуется спросом на рынке труда.

Часть третья

«ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ»

Учитель: Ребята, существует много научно-психологических классификаций профессиональной деятельности человека. Одной из них является определение «формулы профессии», которая включает выявление типа, класса, отдела и группы профессий. Выделив для себя эти группы, вы сможете составить свою «формулу», и проанализировать соответствующие этой «формуле» профессии.

Учитель раздает учащимся листочки с распечаткой данной классификации для определения «формулы профессии».

Типы профессий

1. «Человек— живая природа» (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек — техника и неживая природа» (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, инженер-механик, электрослесарь, техник-технолог общественного питания).

3. «Человек — человек» (Ч).

Здесь предметом интереса являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста, которые работают в сфере обслуживания, преобразования (продавец, парикмахер, врач, учитель).

4. «Человек — знаковая система» (3).

Представители профессий этой системы занимаются естественными и искусственными языками, условными знаками, символами, цифрами, формулами (программист, математик, чертежник-картограф, редактор издательства, языковед).

5. «Человек — художественный образ» (X).

Основными объектами деятельности являются факты художественного отображения действительности (художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).

Нужно помнить, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов. Например, дирижер хора — это и музыкант, и организатор группы людей.

Классы профессий.

1. Гностические профессии (Г) (от др.-греч. «знание»).

Примеры в типе:

«Человек — природа» — дегустатор чая, контролер-приемщик фруктов.

«Человек — техника» — контролер готовой продукции в машиностроении.

«Человек— человек» — психолог, социолог.

«Человек — знак» — корректор в типографии, бухгалтер- ревизор, картограф.

«Человек — художественный образ» — искусствовед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П).

Например:

«Человек — природа» -— зоотехник, мастер-животновод, агроном по защите растений.

«Человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь.

«Человек — человек» — учитель, педагог-тренер, психолог-практик, экскурсовод.

«Человек — знак» — машинистка-стенографистка, чертежник-картограф, бухгалтер.

«Человек — художественный образ» — художник-оформитель, цветовод-декоратор.

3. Изыскательные профессии (И).

Примеры в типе:

«Человек — природа» — эколог, биолог-исследователь.

«Человек — техника» — раскладчик лекал, инженер-конструктор.

«Человек — человек» — воспитатель, организатор производства или торговли, агент по снабжению.

«Человек — знак» — программист, математик.

«Человек — художественный образ» — дизайнер, композитор, художник.

Отделы профессий

Профессии ручного труда (Р).

Например:

• в классе гностических профессий — лаборант химикобактериологического анализа, фельдшер-лаборант;

• в классе преобразующих профессий — ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф;

• в классе изыскательных профессий — в данном случае ручные средства труда могут быть только вспомогательными (карандаш и бумага в руках конструктора).

Профессии машинно-ручного труда (М).

Типичными профессиями в этом подразделении будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля, т.е. люди, которые пользуются машинами с ручным управлением.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. В данном случае человек использует не какие-то определенные средства труда, а выполняет функции.

Группы профессий

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, комнатным (Б), — лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О), — агроном, инспектор ГИБДД.

Работа в необычных условиях (на высоте, под землей) (Н) — водолаз, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, материальные ценности (М) — воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Формула профессии

Для того чтобы определить формулу своей профессии, надо выбрать варианты из каждой классификации: тип, класс, отдел и группу профессий, а потом подобрать такие профессии, которые будут соответствовать всем выбранным признакам.

Например, вы хотите подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда вы хотели бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. Ближе всего к ней подходят такие профессии, как оператор вычислительных машин, телеграфист и т.д.

Пробуйте, думайте, и вы сможете найти профессию, которая вам по душе.

Часть четвертая

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Обсуждение в форме беседы

1. Отношение к выбору профессии.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).

Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться — но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от товарищей и в чем сходны. Это поможем понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он — человек, способный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность учителя по химии — это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

5. «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.

Часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Оборотная сторона медали таких профессий приводит к разочарованию, обидам и боли, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об-этом не узнаем...

6. «Модная профессия». Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое озвучит диктор на телевидении.

Огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем — предвестник спада.

7. «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...» Времена и социальные обстоятельства, как нетрудно заметить, частенько меняются — это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз — тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

8. Профессия, обещающая большие деньги.

Оказывается, не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах... А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы...

9. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем- референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

10. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.

11. Неумение и нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информации надо относиться критически, как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

12. Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики — сердце.

13. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии. Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план — список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:

• анализ предложений на рынке образования;

• анализ спроса на рынке труда;

• объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно.

Выбор профессии — это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:

• Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей.

• Склонности: интересы к определенным видам деятельности, пожелания.

• Способности — как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.

• Актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.

Заключение:

Таким образом, выбор профессии — это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним проявлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств — это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Готовых решений ни для кого нет. Каждый человек — не столько представитель какого-либо «вида» или «типа», сколько он сам.

Если вы задаете себе вопрос о выборе профессии — значит, этот вопрос для вас актуален. Любое серьезное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Хотелось бы пожелать всем удачи. Возможно, вы понимаете удачу как удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне прогнозируемо, а значит, могут быть подвластны вам. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор остается за вами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект занятия для старшеклассников "Как выбрать профессию"

Автор: Орлова Анжелика Юрьевна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока профессиональное самоопределение учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241493"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445261654"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока на тему "Профессионально-важные качества и успешность профессионального труда" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-profiessional-no-vazhnyie-kachiestva-i-uspieshnost-profiessional-nogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "181704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425386667"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства