Цели: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию; учить анализировать собственное поведение в конфликтной ситуации. Форма проведения: час общения. Оформление: написать на доске Ход классного часа Учитель Ребята, возьмите лист и нарисуйте дом. Возьмите снова чистый лист и нарисуйте двухэтажный дом. А где окна? А почему у вас дом без фундамента? Ну что вы нарисовали. Я вообще просила нарисовать школу. Снова возьмите чистый лист, нарисуйте школу и тд…..(дети начинают возмущаться).Вот, ребята, вы недовольны моими действиями. Что между нами произошло? Правильно, конфликт! Следовательно, тема классного часа: Конфликт. Эти вредные конфликты. Слайд 1,2 Слайд 3 Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?» Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? Примерные ответы детей: • Сделал такое, что потом еле-еле распутал. • Натворил гадостей, потом родители расхлебывали. • Напутал чего-то, перессорился со всеми. • Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход. • Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять пришлось другим. Классный руководитель. А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят? Примерные ответы детей: • О бестолковых, ленивых, тупых. • Об упрямых, несговорчивых. • О тех, кто не может сотрудничать. • О таком человеке, с которым невозможно договориться. Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа. 2.Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?» Слайд 5 Классный руководитель. Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...» Примерные ответы детей: • У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке. • Мы по-разному относились к одному мальчику. • Мы обе хотели быть лидерами в классе. • У нас совершенно разные характеры. • Мне не понравилось его поведение. • Он оскорбил моего брата. • Мы стали болеть за разные футбольные команды. • Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу. Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. Слайд 6 Ученик читает стих Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Мир устроен на этой основе, И достаточно,вообщем, серьезно: О любом опрометчивом слове Пожалеете рано иль поздно Вы к словам проявляйте терпенье, Не берите в расчет кривотолков. Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков. 3. Практикум. Способы предотвращения конфликтов Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации. Мягкое противостояние Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это. (Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.) Примерные фразы: • Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие. • Алия, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному. Конструктивное предложение У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения? (Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.) Примерные ответы детей: • Ранис, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно. • Я понимаю, Илюза, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения? Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство. Слайд 7 4. Сценка: Парень, проходя мимо парты, случайно задел лежавшие на ней учебники. Они упали на пол. Другой ученик обругал неуклюжего одноклассника. Тот не сдержался и ответил грубостью. Завязалась драка. Что можно сказать о поведении и поступках одноклассников (ребята высказываются)? Я думаю, этот эпизод весь состоит из конфликтов. Первый из них - неловкость первого парня. Но этот поступок мог и не привести к конфликту. На каком месте можно заглушить его? Здесь действовал принцип "лучшая защита - нападение". А можно ли сказать об этом так, что порой мы оцениваем человека по поступку, а себя по намерениям. Как бы вы поступили в этой ситуации: с той и другой стороны. Стоит ли так жестко оценивать поступки других и осуждать человека? 5. Заключительное слово В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. 6. Подведение итогов . В заключение исполняют песню «Настоящий друг» |