Словарная работа: конфликт – столкновение, спор; внутриличностный, межличностный, социальный; компромисс – согласие, на основе взаимных уступок.
План занятия:
Организационный момент.
Упражнение «Снежинка».
Типология конфликтов.
Сценка.
Задание с картинкой.
Игра «Армрестлинг».
Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сели все красиво. Как меня слышишь?
- Как мы будем говорить на занятии?
Психологический тренинг.
«Дорогие ребята! Перед вами стоит шкатулка мудрости. И с каждым из вас она поделится своей мудростью. Загляните в нее».
(Дети достают из шкатулки цветные карточки с поговорками и зачитывают вслух.)
-любовью и уступками достигается всё.
-где лад, там и клад.
-дракою прав не будешь.
-ссора до добра не доведет.
-лучше худой мир, чем добрая ссора.
-в мире жить - с миром жить.
-много бранился, а добра не добился.
-мир вам, и я к вам.
«Молодцы, ребята, хорошо прочитали».
Речевая пятиминутка.
Ребята, прочитайте эпиграф на доске.
- Как вы объясните его значение?
(Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.)
«Правильно, если в коллективе не могут жить и работать дружно, то постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходит столкновения.
Итак, тема нашего занятия «Эти вредные конфликты».
- Давайте еще раз повторим, как мы будем говорить на занятии?
Словарная работа.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»?
(Ссора, спор, драка, война, столкновение)
«Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.
Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. В жизни всегда возникают конфликтные ситуации».
Упражнение «Снежинка».
«А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите листок бумаги, сложите его пополам. оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разложите листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите вверх)».
Обсуждение. «Почему все снежинки получились разными?»
(Каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.)
Типология конфликтов.
- Посмотрите, какие бывают виды конфликтов. Давайте прочитаем.
(Внутриличностный, межличностный, социальный.)
Ситуации.
- Сейчас я вам раздам ситуации. Вы должны проанализировать и сказать, к какому виду они относятся.
(Работа на «голое ухо»)
Ситуации.
Внутриличностный.
Межличностный.
Социальный или межгрупповой.
«Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь мы перейдем к интерактивной части: посмотрим мультфильм под названием «Конфликт». (Просмотр)
- О чем данный мультфильм? (О возникновении конфликта и его пагубном воздействии)
- Какой вид конфликта здесь показан? (Социальный конфликт)
«Вы наглядно могли увидеть, к чему порой приводят конфликты между людьми, и в истории немало подобных случаев».
- Решение конфликта было? (Не было и все пострадали)
«Чтобы такого не было, мы должны подумать над тем, как же можно остановить конфликт, как его решить.
Теперь сами разыграем конфликтную ситуацию и попробуем вместе решить ее».
Сценка.
Мальчики класса готовят праздничную стенгазету к 8 марта для девочек. У них прекрасное настроение. Ерсин предложил нарисовать в центре газеты яркий букет, а Айдос цифру 8.
Е.: давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8, она здесь не смотрится.
А.: Все тебе не так, не вредничай, пусть будет цифра 8.
Е.: Какой же ты упрямый, как осел. Давай рисовать букет.
А.: Почему ты командуешь? Почему все должны тебя слушать?
Е.: Ты ничего не понимаешь! Ты и рисовать то не умеешь!
А.: Ну, тогда и рисуй один!
Мальчики обижены и не разговаривают друг с другом.
- Как вы думаете, как можно решить их спор?
(Одни говорят, что надо нарисовать цифру 8, другие говорят, что лучше будет смотреться букет).
«Мы не ищем, кто прав, а кто нет, чья идея лучше, это может быть бесконечно. Мы ищем решение конфликта. Дружба меду вами важнее, чем этот рисунок на стенгазете, не стоит обижаться по мелочам. Давайте поместим в центре газеты цифру 8, а вокруг цифры нарисуем много красивых цветов».
- Правильно? (Да)
«Ребята, если не остановить конфликт, он может разгореться как пожар, и потушить его иногда бывает трудно. Я знаю один секрет и хочу поделиться им с вами. Он называется «Три шага к миру». Ерсин и Айдос встаньте друг напротив друга. Попробуем погасить ваш конфликт с помощью этого правила.
- Из-за чего возник конфликт? (Ерсин: «Мы хотели добиться своей цели») Сделайте первый шаг навстречу друг другу.
- Что нужно сделать, чтобы погасить конфликт? (Айдос: «Нужно уважать друг друга и идти на компромисс»)
Правильно, сделайте теперь второй шаг. Молодцы, остался один шаг.
- Ответьте на последний вопрос, с чего начать наше перемирие?
(Ерсин и Айдос: «Нужно пожать друг другу руки». Мальчики жмут руки и обнимаются).
«Вот мы и погасили ваш конфликт – перемирие состоялось. Но, помните, что не всегда рядом с вами будет учитель или взрослый. Нужно уметь самим быть миротворцем».
Задание с картинкой.
«Ребята, у вас на столах лежат картинки с осликами. Внимательно посмотрите и подумайте».
- Какой здесь был конфликт, и как он был решен? (межличностный конфликт, решен путем согласования)
Игра «Армрестлинг».
«Давайте мы с вами сыграем в игру «Армрестлинг». Играют двое учащихся. Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!»
- Молодцы, ребята! Хорошо сыграли! А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?
- Я хочу поделиться своим призом с другом, для меня дружба важнее победы.
- Совершенно верно!
Скажите, пожалуйста:
- В нашей жизни бывают конфликты? (Да)
«В нашей школе произошел конфликт между Айдосом и Асланом. И он был решен педагогическим составом школы. Сами знаете, чем он закончился. Чтобы такое не произошло, вы должны не прибегать к насилию и дракам, а решать все мирным путем».
Итог занятия.
«Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет правильно уладить споры и разногласия и найдет компромисс. Для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, вы получили их в ходе сегодняшнего занятия.
Я хочу предложить вам одну простую формулу успешного решения школьных конфликтов».
1) Доброжелательность;
2) Тактичность;
3) Поиск компромисса;
4) Способность признать свою ошибку;
5) Умение слушать друг друга;
6) Справедливость.
- Какие выводы вы сделали для себя? (Жить без конфликтов)
- Молодцы!
Самоанализ
воспитательного занятия «Эти вредные конфликты», проведенного с учащимися 10 класса.
Цели занятия:
способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;
способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
корригировать речь учащихся.
Занятие провела как ток шоу. Учащиеся ознакомились с типами конфликтов, определили, что означает термин «конфликт».
В ходе занятия провела с учащимися тренинговое упражнение «Снежинка», которая позволила ребятам сделать вывод: каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.
Учащиеся уверенно участвовали в разборе конфликтных ситуациях, которые предлагались во время игры «Армрестлинг», в работе с сюжетными картинками. Для закрепления темы занятия обыграли мини сценки, в которых учащиеся сами создавали конфликтные ситуации из жизни группы и предлагали выход и решение ситуаций, затем сделали общий вывод: надо быть доброжелательным, тактичным, искать компромиссы, иметь способность признавать свою ошибку, уметь слушать друг друга, быть справедливым.
Во время занятий применила таблички с пословицами и поговорками, требовала слитного, внятного произношения. Учащиеся слушали, исправляли речь друг друга.
Цели занятия были достигнуты, учащиеся активно высказывались по теме, выражали свои отношения к предложенным ситуациям, показали умение вступать в обсуждение темы, отстаивать свое мнение.