Цели: Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки, эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Толерантность и мы"»
Классный час «Толерантность и мы»
Учитель: Бацазова Латофа Джураевна,
учитель осетинского языка и литературы;
МКОУ СОШ №4, г. Беслан
(8-9 классы)
Цели: Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки, эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.
Оборудование:
а) Цитаты на классную доску:
«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить» (Сократ); «Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо» (К. Г. Паустовский); «Введи в жизнь серьёзные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой, как натуралист и как медик, и старайся разумом исправить то, что было запущено» (А. И. Герцен);
б) репродукции картин, передающих различное эмоциональное состояние людей;
в) CD-диски с записями различной музыки.
Ход мероприятия
Ученик:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил,
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой не интересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй; и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит всё равно!
Таков закон безжалостный игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная всё, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
(Е. Евтушенко)
Учитель: Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна, его основная мысль. Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье – это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживём до понедельника».
Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.
Упражнение «Как быть толерантным в общении»
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Ведущий: Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «даёт сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема достойного выхода из ситуации:
Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…» Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…» Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…» Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит своё поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.
Участники группы высказывают своё мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.
Данное упражнение является продолжением и закреплением предыдущего.
Цели: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства (недовольство, обида, огорчение); сделать общение более непосредственным и свободным.
Ведущий: Существует определённая разница между «Я»-высказыванием и «Ты»-высказыванием. Например, использование в речи «Я»- высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я»-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я» очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как «Ты»- высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришёл домой в 11 часов вечера!»). если мы используем «Ты»- высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я»-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно ответить. Ведущий просит составить «Я»-высказывания для предложенных ситуаций:
Твой друг (твоя подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) её. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришёл. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.
Анализ эпиграфов
Учитель (обращает внимание обучающихся на доску): Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с подобными мнениями? В чём смысл каждого высказывания в отдельности? Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?
Работа в группе
Учитель: Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их.
Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим. Необходимо дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные; внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны знать, о ком идёт речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.
Анализ ситуаций
Двум-трём ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.
Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция…
1) с возмущением посмотрю на обидчика;
2) сухо, без эмоций сделаю замечание;
3) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…
1) не приму участия;
2) лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной;
3) активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».
Обучающимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.
Работа с репродукциями картин
Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы, понимать душевное состояние человека. Однако это не значит, что нужно предугадывать, каких поступков и слов от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление, - писал Сухомлинский, - сможет сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счёте, подлеца». Учитель предлагает обучающимся выполнить следующее задание: проанализировать состояние людей на репродукциях картин, помещённых на доске (по выбору учителя).
Вопросы обучающимся:
Нравится ли вам человек, изображённый на картине? Чем? Что можно сказать о внутреннем состоянии человека? Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень.
Подведение итогов. Рефлексия занятия.
Учитель: О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали? Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций? Каковы преимущества толерантного общения?
Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждое твоё слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.