Просмотр содержимого документа
«Классный час «Жестокость и насилие: как им противостоять?»»
Классный час «Жестокость и насилие: как им противостоять?»
Цель: донести до подростков понятие о жестокости, насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.
Целевая группа:обучающиеся 7-8 класса
Какие ЗУНКи приобретут участники в ходе работы на мероприятии: составят определение словам “жестокость”, “насилие”, будут учиться работать в группе, выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения, попробуют испытать различные чувства во время инсценирования ситуаций (насилия, унижения, радости), научатся действовать в ситуации давления на личность
Технология: активные методы обучения
Краткое описание мероприятия. Классный час предполагает не только ознакомление с теоретической стороной вопроса, но и предусматривает практическую направленность. Дети разберут примеры, взятые из кинофильма “Чучело”. При помощи “мозгового штурма” попробуют найти выход из ситуаций. Сделают выводы, как противостоять жестокости и насилию
Оборудование: проектор, экран, презентация; вырезанные фигурки сердечек, изображение солнца с лучиками; фломастеры, тексты, ватман.
Ход занятия
I. Начало образовательного мероприятия
Учитель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сначала, как японцы, потом, как одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом, как партнеры по бизнесу (деловые люди)
II. Вхождение или погружение в тему
Учитель. Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для кого-то - новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не можем спокойно ходить по улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста.
III. Работа над темой
Учитель. Какие случаи, действия можно назвать насилием?
(Записываю все ответы детей)
Возможные варианты ответа: это когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники.
Учитель. Как можно охарактеризовать людей, которые совершают эти действия? (Жестокими)
Что такое жестокость? (Дети сами пробуют дать определение)
Послушайте, как дается это понятие в словаре.
Жесто'кость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Что такое насилие? Как вы считаете?
Это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Еще по-другому можно сказать, что если вам страшно, это насилие
Учитель. Есть разные формы насилия, каждая из которых характеризуется по-своему. Посмотрите на схему и приведите примеры для каждой формы насилия.
Экономическое насилие - это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
Сексуальное насилие - это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.
Эмоциональная разрядка
Встать так, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.
Прошу встать в круг. Затем рассчитаться на “один - четыре” и сделать следующее:
Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый “номер второй” ставит руки на талию так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый “номер третий” кладет левую руку на талию, правую руку – за голову, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
Каждый “номер четвертый” держит руку на талии, а другую на колено ставит (локти смотрят в стороны).
Нужно перемещаться по кругу, касаясь друг друга локтями
Учитель. Посмотрите отрывки из к/ф “Чучело”.(Приложение 1.Приложение 2. Приложение 3.)
Скажите, какие из всех перечисленных нами форм насилия представлены в ролике?
Как вы оцениваете поведение ребят? (Жестокое)
Как поступить девочке в этой ситуации? (рассказать, довериться)
Учитель. Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае?
Учитель: Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте вместе определим, кто это может быть? (На доску креплю ватман, на котором нарисовано солнце. Один ученик записывает на лучиках ответы детей) (полиция, родители, родственники, учитель, специальные центры, уполномоченный по правам ребенка, психолог)
Учитель. Давайте выберем из предложенных ответов
“Солнце доверия” (по защите прав ребенка)
Запомните: Если случилось насилие, то
Вы не одиноки.
Вы не виноваты в том, что происходит насилие.
Вам помогут и вас поддержат.
Учитель. Никто не имеет право совершать насилие над другим человеком. И берется оно по разным причинам (по каким)
Где может произойти насилие? (дома, в школе и на улице)
Но как его избежать? Какие правила безопасного поведения вы можете предложить своим товарищам?
Давайте разобьемся на три группы.
1 гр. – Написать или нарисовать Правила безопасного поведения дома
2 гр. - Правила безопасного поведения на улице
3 гр. - Правила безопасного поведения в школе
Защита плакатов
(Дополнения учителя: Советы, которые могут помочь тебе:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его.: вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Говорим “Нет” или придумываем срочное дело, по которому вы торопитесь. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут “заболтать” и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой)
Шаг 5. Не угрожай (Я расскажу родителям, я сообщу в милицию), если, например, отобрали телефон)
Инсценировать ситуации
1 группа. К тебе подходит мужчина и говорит, что в подвал котенок попал и просит помочь ему достать котенка.
2 группа. К тебе подходит старшеклассник и говори: “У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Будет моя!!!” И убегает.
3 группа. К тебе подходит мужчина и говорит: “Помоги достать телефон. Он под сиденье автомобиля упал, а у меня спина болит”.
(Каждая группа инсценирует, предлагает ответные действия. Другие группы дополняют, высказывают свое решение выхода из данной ситуации)
IV. Завершение мероприятия
Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать эти сложности. Заканчивая классный час, я хочу, чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания) себе или другу, или всем людям, как нужно противостоять жестокости и насилию