kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Вслед за именем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: на данном мероприятии дети знакомятся с появлением имен на Руси, узнают о функции имен в обществе, о значении своего имени, закрепляют навыки этикета знакомства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вслед за именем"»

Тематический классный час

Тема: Вслед за именем

Целевая аудитория: возраст 3 —5 классы

Аннотация: на данном мероприятии дети знакомятся с появлением имен на Руси, узнают о функции имен в обществе, о значении своего имени, закрепляют навыки этикета знакомства.

Составила: Чернявская Светлана Александровна.

Воспитатель КГКУ «Организация, осуществляющая обучение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Детский дом № 16» пос. Октябрьский, Ванинский район, Хабаровский край

Цель: расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении;

вызвать интерес к этой теме и желание правильно общаться с людьми.

Задачи:

-дать детям представление о происхождении имен;

-сообщить начальные сведения об именах, структуре имени;

-показать функцию имени в обществе;

-обогащать, активизировать, расширять словарь по теме «Имя»

-познакомить с этикетом знакомства;

-совершенствовать культуру общения с взрослыми, со сверстниками;

-способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу

Предварительная работа: разгадывание зашифрованных имен в ребусах, кроссвордах, знакомство с пословицами об именах, выпуск буклета «Наши имена», заучивание стихотворений, разучивание песенок.

Оборудование:

книги: Д.И. Ушаков «Орфографический словарь».

Б.Ю. Хигир «Имя и профессия»,

Плакат с написанными словами: Я очень хочу с тобой (с вами) познакомиться...

Давай, познакомимся...

Разрешите, с вами познакомиться...

Карточки с именами: Саша, Алексей, Татьяна, Таня, Александр, Алеша, Николай, Нина, Коля, Вера.

Ромашка из бумаги на лепестках, которой написана информация об именах детей группы.

Альбомные листы, фломастеры.

Для игры «Палочка-имяназывалочка» - гимнастическая палка.

Запись песен (минусовка) «Песня первоклассника» композитор Э.Ханок

«Большой секрет» композитор С. Никитин








В начале нашего разговора, отгадайте загадку: «Тебе дано, а люди пользуются». (Имя)

Сегодня мы поговорим об именах, вспомним, как появились имена, что означают некоторые наши имена.

«Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных.

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный

Имя как сладостный дар от родимых своих получает»

Человек проносит своё имя через всю жизнь. А как вы думаете, первые имена были похожи на современные?

Конечно же, нет. Наш язык утратил, не донес до наших дней многие имена. Сейчас мы с вами вспомним, как появились первые имена и как родители в старину выбирали имя своему ребенку.

Рассказывают двое подготовленных детей.

1 ребенок:

Раньше был обычай давать имя ребенку по первым впечатлениям матери после его рождения. Были имена, выражающие эмоциональное отношение близких к ребенку. В этих именах отражаются любовь родителей к своему ребенку: Ждан, Любим, Любаша, Милуша.

2 ребенок:

Еще были обманные имена. Наши предки были люди суеверные: им казалось, назвать ребенка красивым именем - значит привлечь к нему злых духов. После рождения ребенка на Руси разыгрывался целый спектакль. Отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком, шумом появлялся в открытую, уверяя, что нашел ребенка. Все домашние ругали того, кто это сделал и самого ребенка. Злым духам оставалось только отступиться: погубишь крошку — взрослые обрадуются. Так появились имена: Ненаш, Нелюбим, Нехорош.

Воспитатель:

Кроме этого, было домашнее имя. Как оно появилось, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Объясните, почему ребенок носил имя: Зима? (Потому что родился зимой) Субботко? (Потому что родился в субботу) то есть имена давались по времени появления на свет.

А теперь объясните, как могли появиться имена Первуша? Вторак? Четвертак? (Эти имена появились по очередности рождения)

Ученные указывают десятки источников, откуда наши предки брали имена. Людей называли:

-по профессиям: Поп, Кожемяка

-по национальностям: Татарин, Мордвин

-по чертам характера: Крик, Гам, Звон

-по внешнему виду: Черноголов, Пузо, Губа, Смола, Малыш, Лобан.

-по названиям птиц, зверей: Заяц, Гусь, Кот, Линь.

Как видите, древние русские имена были очень разнообразны. Они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его нужно было выделить из семьи родственников.

На смену мирским именам пришли крестные, календарные. Эти имена появились в конце десятого века. Имена выбирались по церковным календарям - по святкам. Какое имя приходилось на день рождение по календарю то и давали. Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка.

Стихотворение читает подготовленный ребенок:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь, там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням,

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким,

Но если в день Иеронима,

То-хошь, не-хошь — Иероним!

В старой Руси люди носили по два имени сразу. Крестное - для небесных дел и мирское - для земных. А как сейчас дают имя ребенку? (Ответы детей.)

Далее девочки поют песенку на мотив песни «Большой секрет»

Не секрет имена не растут в огороде,

Не продашь и не купишь имен.

И поэтому мама, и папа ребенка

Так старательно имя ищут ему.

Под грустное молчание,

Под громкое кричание,

Под вздохи, восклицания

Рождается на свет

Для чада их любимого,

Для самого родимого

Для больше неповторимого

То имя для него.

У каждого из вас есть имя. А зачем люди дают друг другу имена. (Ответы детей)

Воспитатель делает обобщение: имена дают для того, чтобы отличить одного человека от другого, чтобы обращаться друг к другу.

Скажите, а как поступить, если вы хотите обратиться к человеку, а имени не знаете? (Надо спросить имя, познакомиться.)

Давайте немного поиграем. Мне нужны два человека. Представьте, что вы не знаете, друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете? (Ответы детей.)

Если вы хотите показать желание познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест рукой или головой, подчеркивающий это желание. Обратиться к человеку с такими словами:

-я очень хочу с тобой (с вами) познакомиться;

-давай, познакомимся;

-разрешите, с вами познакомиться

и после знакомства сказать:

-очень приятно было с вами познакомиться;

-рад нашему знакомству;

-сердечно рад с вами (тобой) познакомиться.

Можно подать и пожать друг другу руки. Если знакомится мальчик с девочкой, то первой подает руку девочка.

Итак, как вежливо узнать имя мы вспомнили. Вот вам еще одна загадка. Послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки у Оли»?

Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольга - зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

«Олька»! - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите, ка мне подсчитает,

Сколько имен у подруги моей?

(Ответы детей)

-Имя одно — Ольга. А все другие формы — это варианты имени.

-Официальный вариант, полное имя — какое? (Ольга) Так ее называют в школе, в официальной обстановке.

-А почему родственники зовут: «Олющка, Олечка»? (Потому что любят ее. Это ласкательная форма имени).

-А Олька — это культурная форма имени? Называть так человека это некультурно, невежливо.

Послушайте небольшую сказку о том, сколько неприятностей приносит грубое имя.

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

-Ты чего горюешь? - спросил я.

-О-о-о-х...- вздохнула Света и пожаловалась. - Злой грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не могу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав самыми ласковыми именами.

-Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл ее на странице с именем «Светлана» и прочитал:

-Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светлана, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось.

- От чего девочка грустила?

- Как помогли Свете?

Как видите, словом можно обидеть человека, а можно спасти, сделать что-то приятное.

Итак, мы узнали, что имена могут быть полными и неполными, официальными,

ласковыми, грубыми

А сейчас каждый из вас вырастит цветок — цветок своего имени. А мы посмотрим, у кого цветок получился самым пышным. В середине цветка напишите свое полное имя, на лепестках - варианты вашего имени. (Работа выполняется, пока звучит музыка.)

Чаще всего друг к другу мы обращаемся неполным именем. Я вам предлагаю игру «Найди пару». Детям раздают карточки, на которых написаны полные и сокращенные формы имен: Саша, Алексей, Татьяна, Таня, Александр, Алеша, Николай, Нина, Вера. Надо составить пары

Николай - Коля, Саша - Александр, Таня - Татьяна, Алеша - Алексей, Вера, Нина. Какие имена остались без пары? Эти имена употребляются в одной форме, которая хоть и короткая, но считается официальной. Знаете ли вы еще такие имена? (Вероника, Жанна, Егор, Денис, Рима, Захар, Олег, Игорь...)

А теперь прочитайте записанные имена: Саша, Слава, Женя, Валя. Чем интересны эти имена? Кого так можно назвать? (И мальчика и девочку)

Послушайте диалог:

-Приходите вместе с Сашей!

-Это мальчик или девочка?

-Ну, приходите вместе с Шурой.

А это мальчик или девочка.

-Ну, приходите вместе с Сашенькой! - Стало ли ясно?

А как же узнать о ком идет речь? (Помогут полные имена)

-Как будет звучать женское имя? (Александра)

-А как будет звучать мужское имя? (Александр)

Итак, только полная форма имени указывает на пол ребенка — мальчик или девочка.

А теперь посмотрите на пары слов:

Лев — лев, Роза — роза, Лилия — лилия, Радий — радий.

Почему одно и то же слово написано и с заглавной буквы и строчной?

Эти слова могут означать имена людей, тогда их пишут с большой буквы, а могут означать названия растений, животных, тогда их пишут с маленькой буквы.

-А как вы думаете, почему названия цветов используют как женское имя? (Родители хотят, чтобы их девочки были красивыми и нежными.)

-А почему мальчику дали имя Лев? (Родители хотели, чтобы он был сильным, храбрым, смелым)

А сейчас, послушайте два стихотворения об именах мальчиков и девочек. Читают подготовленные дети:

Имена девочек.

Как славно девочек зовут!

Вот Шейла - ласковый лоскут

И Сильвия - листва лесная,

И Стелла - звездочка ночная,

И Флора - щедрая весна,

И Лола - плавная волна,

И Линда – Белл - звонок у двери:

«Дин-дон»! - Кто там?

И просто Мэри.

Имена мальчиков.

Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри - пушечный салют

И Патри - парус средь простора,

И Роберт ровный стук мотора,

Том - стук копыт из далека,

И Питер, пенье петушка,

И Чарли - чистой речки звон

по камешкам

И просто Джон.

Вы поняли, что каждое имя что-то обозначает. Давайте посмотрим, что означают наши имена. И как имя влияет на характер человека. Здесь лежит большая ромашка, На лепестках записаны толкования имен. Возьмите по лепестку и прочитайте об имени, которое вам досталось. (Дети по очереди читают написанное)

Елизавета (др. еврейское) - почитающая Бога.

Вся ее жизнь проходит в борьбе с самой собой и окружающим миром. Ей очень хочется казаться лучше, чем она есть. Она хорошая хозяйка, любит экстравагантно одеваться.

Валерия (латинское.) - здоровая

Настроение ее зависит от того с какой ноги она встала. Если ей кто-то понравился она станет самым преданным другом.

Мария (еврейское) - горькая

Общительна. Доброжелательна, жизнерадостна, несколько беспечна. Щедро дарит все тепло. Непревзойденная фантазерка.

Людмила (славянское) - милая людям

У нее сложный характер. Она упряма и очень терпелива. Принципиальна. Хорошо относится к окружающим, готова прийти на помощь.

Олег (скандинавское) - священный

С детства увлечен математикой, конструированием. Прямой, упрямый, общительный. Быстро заводит знакомства.

Дмитрий (греческое) от имени греческой богини плодородия Демитры

Любит рассуждать на отвлеченные темы, отчаянный спорщик. Он любит компании, у него много друзей.

Анатолий (греческое) — восточный

Спокоен, дружелюбен. Умеет ладить с другими людьми. Охотно оказывает помощь.

Иван (еврейское) - дар Бога

Иван - трудолюбив, поддерживает отношения с братьями и сестрами. Энергичен.

Александр (др. греческое) - защитник людей

Человек дела. Трудолюбивый. Готов помочь каждому. Любое дело доводит до конца.

-Все ли услышали информацию о своем имени?

-А почему же не каждому хватило лепестков? (В группе несколько человек носят одинаковые имена.)

-Как называют людей, которые носят одинаковые имена? (Тезками)

-Как можно различить тезок? (По фамилии)

Мы знаем много знаменитых имен. А каких знаменитых тезок знаете вы? (Ответы детей)

Девочки исполняют шуточную песенку.

Нагружать все больше нас

Стали почему-то.

Нынче в школе третий класс

Вроде института.

Нам учитель задает

Имена в кроссвордах.

Кандидат наук для нас

Составлял такое.

То ли еще будет, то ли еще будет, то ли еще будет ох-ох-ох.

А еще у нас беда!

Греческий не знаем,

Со славянским языком

Раньше не встречались.

Как заполнить нам кроссворд

С иксами задача.

И над той задачей мы

Целый вечер плачем.

То ли еще будет, то ли еще будет, то ли еще будет ох-ох-ох.

К воспитателю идем,

Просим, помогите

И от двойки завтра нас

Как-нибудь спасите.

Помогите, просим вас,

Клеточки заполнить

Где? Кого? Как величать

Помогите, вспомнить.

То ли еще будет, то ли еще будет, то ли еще будет ох-ох-ох.

Предлагаю сыграть в игру: «Палочка-имяназывалочка»

Играют два человека. Им вручается гимнастическая палка (длиной 1,5-2 метра)

Участники одной рукой берутся за низ палки.

Условие игры: надо называть имена (например, на букву А), обхватывая палку свободной рукой по направлению вверх. С каждым названным именем руки

участников поднимаются выше, а тот, чья ладонь окажется последней(то есть первой достигнет противоположного конца палки), выигрывает. Повторяться нельзя, причем, мальчики называют только женские имена, а девочки — мужские.

Игра «Снежный ком». Условие игры: первый ребенок называет имя, второй, имя, начинающееся на последнюю букву предыдущего и так далее.

Подведение итогов.

Вы назвали много имен. А теперь давайте вспомним:

- Из каких языков пришли ваши имена?

-Кто запомнил, что обозначает его имя?

-А что вы еще запомнили из нашего разговора?

Мы говорили о происхождении имен, о том из каких языков пришли наши имена, подбирали формы разных имен. Но о многом мы сегодня, конечно же, не сказали. Чтобы узнать более подробно о своем имени, об именах своих друзей нужно обратиться к книгам.

Из «Словаря русских личных имен» (под редакцией Н.А. Петровского), вы узнаете все ласковые имена. Орфографический словарь подскажет, как правильно написать то или иное имя. Есть серии книг, которые раскрывают тайны имени. Перед вами две книги «Имя и профессия». Автор этих книг считает, что имя человека несет в себе информацию о том каким видом деятельности лучше заняться.

Вот праздник имени сегодня завершен.

Прочитаны стихи, исполнены все песни.

Спасибо за работу говорю.

Сердечно всех благодарю.




Используемая литература:

Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 -х классах (Серия «Сердце отдаю детям»).-Ростов н/Дону изд-во «Феникс», 2003.

Кирилов О. «Книга ласковых имен» (рассказ)

Любина Г. Как тебя зовут? // «Дошкольное воспитание» №8 1997

Тырина Е.В. «Праздник моего имени» // «Педсовет» №9 1998

Успенский Л. Ты и твое имя Изд: Лениздат, 1962

Хигер Б.Ю. Имя и профессия Изд: М.: АСТ 2003










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классный час "Вслед за именем"

Автор: Чернявская Светлана Александровна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Новогоднее путешествие по странам мира" Открытый классный час "
    ["seo_title"] => string(68) "novoghodnieie-putieshiestviie-po-stranam-mira-otkrytyi-klassnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "202879"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429349554"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час «Памяти Евдокии Давыдовны Бершанской…»"
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyichaspamiatiievdokiidavydovnybiershanskoi"
    ["file_id"] => string(6) "290530"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454958413"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Классный час на тему: "Школа вежливых наук" "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-na-tiemu-shkola-viezhlivykh-nauk"
    ["file_id"] => string(6) "145171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418845905"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Классный час  "Человек среди людей" "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-chieloviek-sriedi-liudiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "219932"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434442815"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Классный час "Страницы истории Великой Отечественной войны.Сталинградская битва""
    ["seo_title"] => string(79) "klassnyichasstranitsyistoriivielikoiotiechiestviennoivoinystalinghradskaiabitva"
    ["file_id"] => string(6) "340101"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1471693263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства