Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мы и конфликт"»
Мы и Конфликт.
Цель: научить участников конфликта успешно решать его;
рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;
формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;
способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Сегодня темой нашей встречи является «конфликт». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Столкновение взглядов, интересов, предпочтений, мнений и т.д. Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:
Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?
Кто успел помириться?
Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?
Кто попросил прощения?
Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?
Кто конфликтует по несколько раз в день?
Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?
Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями.
Основная часть.
Групповая дискуссия. Как вы считаете, ребята, какое место в нашей жизни занимает конфликт? Нужен ли нам конфликт? Или нужно стремиться к тому, чтобы полностью без него обходится?
Аргументы «ПРОТИВ»: Ваша задача быть обвинителями «Конфликта». Приведите аргументы, подтверждающие тот факт, что конфликт мешает нам в жизни.
АРГУМЕНТЫ «ЗА»: Ваша задача – быть защитниками этого явления. Докажите, что конфликт иногда просто необходим (фиксирование на доске)
И действительно, конфликт – это часть нашей жизни. Он всегда был, есть и будет. Иногда он мешает нам, разрушает отношения, лишает сил, выбивает из колеи, но иногда он нам просто необходим, чтобы высказать и отстоять свое мнение. Важно только знать, из-за чего конфликт возникает и как правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Притча «Про слона».
Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» Каждый настаивал на своем, и никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.
Как вы думаете, что является причиной конфликта в данной истории?
Групповое обсуждение. Причины возникновения конфликтов. При фиксировании причины, просьба, поднять руки тем, у кого эта причина когда-либо спровоцировала ссору или конфликт.
Незаслуженные и унизительные упреки;
«навешивание ярлыков», негативный настрой;
Настойчивые советы по поводу того, как другой человек должен себя вести;
Указание на факты, которые искажены или не имеют отношения к теме разговора;
Как вы заметили, каждый из нас имеет достаточно богатый опыт в ссорах и выяснении отношений. Но часто мы бы с удовольствием готовы были бы избежать этих ситуаций.
Существует несколько стратегий выхода из конфликтной ситуации, которые использует в жизни каждый из нас. Важно только научить различать эти стратегии и понимать, в какой ситуации какую тактику нужно принимать.
Работа по подгруппам(5 подгруппам):
Каждая подгруппа получит карточку с наименованием способа разрешения конфликта и ситуации, которые, обсудив в группе, должны разыграть, используя данную стратегию.
Подведение итогов:
Обратить внимание, что в зависимости от типа конфликтных ситуаций целесообразно использовать разные стили поведения.
Как вы считаете, от чего зависит выбор стратегии поведения?
Фиксируем на доске:
от степени близости участников конфликта (мать, отец, друг, посторонний человек и т.д.)
обоснованность мнений сторон
предмет ссора (из-за чего происходит спор)
дальнейшие перспективы отношений (что будет, если поссоримся) и т.д.
Теперь каждый из вас понимает, что правильное поведение в конфликте поможет нам в некоторых случаях сохранить отношения и избежать отрицательных последствий, а в некоторых – четко и жестко заявить свою позицию.
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого. Оба будут настаивать на своем.
Ситуация: родители ругают своего ребенка, что он все время играет на компьютере, из-за этого не делает уроки, плохо учиться и не высыпается, а ребенок не согласен с ними и не хочет прекращать свои игры, отговариваясь, что у него все хорошо в школе.
Сотрудничество – выбор такого решения, которое бы максимально отвечало интересам обеих сторон.
Ситуация: один ученик дал другому тетрадь, списать домашнее задание, но у того ученика тетрадь порвала собака. Теперь ему грозит двойка. Виновный ученик готов во всем признаться учителю и согласен, чтобы ему поставили двойку, только бы не сориться с другом.
Компромисс – выбор вариантов решения, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Такому человеку в споре важно получить хоть что-то, полная победа ему не важна, можно в чем-то уступить, а в чем-то настоять на своем. Ситуация «и вашим и нашим », тебе половину и мне половину.
Ситуация: ребенок просит завести ему котенка, сначала родители против (он будет рвать обои, царапать мебель, грызть цветы). Из-за этого начинается конфликт. Но потом родители готовы уступить при условии, что их ребенок будет каждый день мыть пол. Ребенок не очень этому рад, но соглашается, т.к. это единственный путь к котенку.
Избегание – уход от конфликтных ситуаций
Человек не хочет выяснения отношений, ему не важно, как разрешить ситуация, лишь бы тихо и спокойно. Можно не обращать внимание, можно уйти, промолчать, не заметить.
Ситуация: мама, уходя на работу, просит ребенка навести порядок в своей комнате, т.к. он долго не убирался и давно уже обещал это сделать. В очередной раз чтобы не конфликтовать, ребенок говорит да, да, конечно все сделаю. Но когда мама возвращается, то видит, что ничего не сделано, а ребенок уже спит. Она спрашивает почему, а ей в ответ, завтра все уберу, честно.
Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Одна из сторон готова подчиниться обстоятельствам.
Ситуация: ученики думают, что подарить учителю на праздник. Один настаивает на открытке, т.к. это память надолго, а остальные говорят, что лучше конфеты, т.к. вкуснее, а открытки сейчас не дарят и она ее все равно выбросит. Если не хочешь с нами дарит от себя один, но мы не уступим. Они недолго спорят, но потом тот, кто настаивал на открытке, соглашается с другими. Они покупают конфеты, но после покупки он говорит: и все-таки я бы купил открытку, это память.