Тип урока: урок-проект
Тип проекта: поисково-исследовательский
Предварительная работа: учащиеся разбились на мини-группы. Каждая мини-группа исследовала профессии по- своему плану:
1 группа готовит названия профессий в алфавитном порядке;
2 группа готовит родословную семьи, включая профессии членов семьи;
3 группа готовит рассказ о профессии своих родителей;
4 группа готовит ребусы, стихи, загадки о мире профессий.
Цель учебного проекта:
-создание представлений о разнообразии профессий;
-сбор информации о профессиях;
-формирование у обучающихся навыков работы над проектами.
Задачи проекта:
-создать условия для знакомства с разнообразными профессиями;
-формировать навыки исследовательской деятельности участников проекта;
-учить работать с информационными источниками;
-повышать творческую активность обучающихся;
-воспитывать умение оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Проблемный вопрос: какая профессия самая главная?
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать результаты проекта;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД :
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, задавать вопросы родителям, работникам школы.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в системе знаний;
-осуществлять поиск информации;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-выделять признаки профессий, давать краткую характеристику профессии.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, цветные ладошки (из бумаги) для самооценки учащихся
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую? Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечѐте самый вкусный в мире торт, сошьѐте такие сапоги, что позавидует сама царица, или первыми откроете новые звезды.
Учитель: Но, вы ещё учитесь в школе. Какая задача стоит сейчас перед вами? (хорошо учиться). Чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Какое качество вам необходимо для того, чтобы хорошо учиться? (трудолюбие).
Учитель: Какие пословицы и поговорки о труде знаете? Пока мы учимся, мы узнаем как можно больше о разных профессиях, чтобы вам было легче выбрать себе будущую профессию. Какая проблема у нас возникла? (Какая профессия самая важная ) Что же мы решили? (Узнать как можно больше информации о разных профессиях. Сделать проект по теме «Какая профессия самая важная?») Какова цель нашего проекта? (Целью нашего проекта является знакомство с миром профессий).
Учитель:Сегодня мы должны ответить на вопрос: Какая профессия самая важная? На уроке мы будем защищать проект и результаты работы над нашим коллективным проектом. Какую работу мы проделали перед защитой этого большого проекта «Какая профессия самая важная?» (На начальном этапе работы над проектом мы разбились на мини-группы. Каждая мини-группа исследовала профессии по- своему плану.) Как вы осуществляли поиск информации? (Самостоятельно, и иногда с помощью учителя и родителей).
Защита проекта группы №1
«Профессии от А до Я»
Ученик 1:
Наша группа называется «Профессии от А до Я».
Цель исследования: показать, как разнообразен мир профессий.
Задачи: 1. Найти как можно больше названий профессий в алфавитном порядке.
2. Узнать информацию о названиях профессий на каждую букву алфавита в интернете и словарях;
3. Проанализировать, чем занимаются представители неизвестных нам профессий.
Гипотеза: Предположим, что мир профессий так разнообразен, что мы найдем профессии, названия которых начинаются на все буквы алфавита.
Дети зачитывают названия профессий в алфавитном порядке и вкратце говорят, чем занимаются представители неизвестных им профессий.
Ученик1: Наша гипотеза подтвердилась: мы нашли профессии, начинающиеся на все буквы алфавита.
Защита проекта группы №2
«Дерево профессий моей семьи»
Ученик 2: Наша группа составляла дерево профессий своей семьи. Цель исследования: Выяснить, какие профессии выбирают члены одной семьи.
Задачи: 1. Составить родословную семьи, включая профессии членов семьи;
2.Проанализировать выбор профессий членов одной семьи.
3. Определить, какая профессия самая важная.
Гипотеза: предположим, что члены одной семьи выбирают схожие профессии.
Учащиеся показывают родословное дерево своей семьи и рассказывают о выборе профессий своих родственников.
Ученик 2: По результату наших исследований мы видим, что наша гипотеза не подтвердилась, человек выбирает профессию по душе, а не по наследству. Мы не определили, какая профессия самая важная. Все профессии значимы в нашем обществе.
Защита проекта группы №3
«Исследование профессии родителей»
Ученик 3 : Наша группа занималась изучением профессий своих родителей.
Цель исследования: изучить профессии, выбранные родителями.
Задачи: 1. Узнать инфомацию о профессии родителей;
2. Изучить структуру профессии из различных источников (справочники, словари, интернет) и с помощью наблюдения;
3. Выявить значимость и пользу для общества выбранной профессии.
4. Определить, какая профессия самая важная.
Учащиеся рассказывают о характере профессий своих родителей, о пользе, которую приносят представители данной профессии обществу.
Результаты исследования: Ученик 3: Мы поговорили со взрослыми, прочитали в Интернете, узнали, чем интересны профессии.
Выводы: чтобы получить профессию, нужно хорошо учиться, быть самостоятельным в учебе, исполнительным и творческим. Мы не нашли ответ на вопрос: Какая профессия самая важная? Мы думаем, что все профессии самые важные.
Защита проекта группы №4
« Творческая группа»
Ученик 4: Наша группа творческая - мы приготовили ребусы, стихи, загадки о мире профессий.
Ученик 5: Разгадайте ребусы. (Дети разгадывают ребусы)
Ученик 6: Я расскажу стихи..(Рассказывает небольшие стихи о профессиях маляра, повара, водителя, водопроводчика)
Учитель: Как вы думаете, так ли нужны и важны данные профессии? Может быть без людей данных профессий можно обойтись?
Ученик 7: Давайте поиграем. У меня в мешке лежат вещи, принадлежащие к определенной профессии. Вы должны наощупь отгадать, к какому виду профессии они принадлежат.
Ученик 8: Отгадайте загадки. (Дети разгадывают загадки).
Рефлексия.
Учитель: Мы прослушали ваши исследовательские работы. Ребята, а как вы думаете, мы с вами знаем все профессии, которые существуют? (Нет)Ребята, а как вы думаете, какие профессии нужны нашему селу? (Учитель, воспитатель, продавец, водитель, швея…..)
Учащиеся:Мы делаем историю сейчас, в настоящий момент. Ваши будущие профессии – залог процветания нашего села. Нужно хорошо учиться, чтобы быть достойным гражданином.)
Учитель:Итак, на какой вопрос мы с вами искали ответ на протяжении нашего проекта? Какая профессия самая важная) Теперь мы можем на него ответить? А почему? Какой вывод мы можем сделать? (Нет профессий ни главных, ни плохих, ни хороших. Каждая профессия важна, интересна и помогает людям. Поэтому, какую бы профессию вы не выбрали в будущем, она будет главной.) Какое качество нам необходимо, чтобы хорошо учиться в школе и в будущем получить понравившуюся профессию? (трудолюбие)
Учитель:Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!