Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Мир профессий"»
Классный час «Мир профессий» для 1 класса
Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; развивать внимание, память, мышление, воображение, артистические способности; воспитывать уважение к труду.
Задачи:
— дать основные понятия о различных профессиях;
— формировать положительное отношение к труду;
— раскрыть важность и необходимость труда для общества, формировать потребность быть полезным людям
Оборудование
Карточки-раскраски А4; иллюстрации по теме «Профессии»; карточки с названиями профессий для игры «Изображалка»; карточки со слогами «Мир», «Про», «фес», «сий»; карточки с таблицей «Собери пословицу»; цветные карандаши. Картонная фигурка Незнайки, плакат «Профессии».
Учитель. Что у вас получилось ребята? Мир профессий.
- О чем мы будем говорить сегодня? (о профессиях)
- Какая цель, что мы хотим узнать?
Учитель. На свете огромное количество профессий. Став взрослым, каждый из вас займет свое место в этом мире, выберет себе профессию, которая ему будет по душе.
- Что такое профессия?
Профессия — это дело, которым занимается человек и получает за это деньги, работа, трудовая деятельность человека.
- Вы сейчас можете пойти работать?
- Почему?
Чтобы овладеть какой-либо профессией, надо специально учиться после окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете.
Учитель. Знаете ли вы, какие профессии у ваших родителей?
Учитель. Отгадайте загадки о профессиях. (В случае затруднения показываю иллюстрацию).
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Её давно бурёнки знают, Всегда мычанием встречают. И, за её нелёгкий труд, Всё молоко ей отдают. (Доярка)
Он с указкой у доски
Нам расскажет про пески,
Камни, дождь и лужи.
В школе он нам нужен. (Учитель)
Его работы ждет земля,
Едва лучи рассвет зажжет.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень — пострижет. (Фермер)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (Юрист)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. (Водитель)
Он металлическую птицу
Поднимает в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка. (Летчик)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук —
Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Учитель. Ребята, а вы могли бы сейчас выбрать профессию по душе и приступить к работе? (На ответ «Да» предложить выполнить какое-либо действие или оказать услугу, чтобы подвести детей к выводу о том, что без профессиональной подготовки это невозможно).
Ученик. Всему нужно учиться. Без специального образования люди не доверят себя лечить, кормить, стричь, строить дом…
Учитель. Любой труд, если к нему относиться серьезно, ответственно, с душой — нелегок. А потому заслуживает уважения. Труд уборщицы, технички, которая каждый вечер наводит чистоту и порядок в нашем классе, школе, не менее важен, чем труд учителя. И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок у вас в классе, то не поленитесь сказать ей «спасибо» за ее добросовестный труд. Ей будет приятно знать, что ее труд замечают и ценят. Так же и мне приятно, когда вы на уроке внимательны, запоминаете мои слова, с уважением слушаете. Значит, вы цените мой труд.
С давних пор на Руси трудолюбивые люди пользуются уважением. О них говорят: «золотые руки», «мастер своего дела», «работает, засучив рукава», «трудится не покладая рук». А что такое «трудолюбие»?
Ученик. (Ответы детей).
- Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.
Собери пословицы.
Учитель. Существует множество пословиц о труде, трудолюбии. Вы можете назвать пословицы о труде и трудолюбии.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Хочешь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
3. Ответь на вопросы Незнайки.
(Физкультминутка)
Учитель. Вы устали сидеть за партами? Тогда следующее задание поможет вам немного размяться. Вам нужно ответить на вопросы Незнайки, но не обычным способом. Если ответ верный - да, вы согласны - (подпрыгиваете и хлопаете в ладоши). Если ответ «нет» - вы не двигаетесь. Будьте внимательны, не ошибитесь. (Изображение Незнайки вывешивается на доске).
А теперь поговорим о профессиях сравнительно редких. Расшифруйте их.
К
М
А
О
О
В
С
Н
Т
Ответ. Космонавт. Читаем столбцами.
Учитель. Профессия космонавта сравнительно молодая. Космонавтами можно назвать всех летчиков, которые пилотируют космические корабли, а также членов экипажа, занимающихся научными исследованиями на борту корабля. Чтобы стать космонавтом, нужно пройти длительную и сложную подготовку, в особенности физическую. Следовательно, желающий получить эту профессию должен прежде всего обладать отличным здоровьем, заниматься спортом, не иметь вредных привычек. Ведь при взлете ракеты человеку приходится преодолевать огромные перегрузки, от которых порой не может защитить даже специальный костюм.
Первым космонавтом Земли стал русский летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Почти полвека назад он совершил космический полет вокруг нашей планеты и приземлился на родную Землю.
А
Р
X
Е
О
Л
О
Г
Ответ. Археолог. Читаем строчками.
Учитель. Археология — наука, изучающая историю общества, его прошлое. Археологи летом отправляются в места, где ранее были поселения древних людей. За много тысяч лет места стоянок покрылись толстым слоем земли, травой и деревьями. Археологи очень тщательно, снимая буквально по сантиметру слои земли, разыскивают предметы, которыми пользовались наши предки: орудия труда, сосуды, оружия, украшения. Аккуратно очищают каждый предмет кисточкой. По ним восстанавливают историю того времени: как жили, чем питались, с кем воевали, во что одевались, чем увлекались наши предшественники. Затем эти предметы попадают в музей.
3. АЪРЪХЪИЪТЪЕЪКЪТЪОЪРЪ
Ответ. Архитектор. Читаем, пропуская каждую вторую букву, т. е. Ъ.
Архитектура — это искусство проектировать и строить здания, необходимые людям для их жизни и деятельности. Архитектор — профессия очень древняя, во все времена уважаемая. Все здания, которые мы видим вокруг себя: дома, школы, заводы, больницы, дворцы, стадионы, храмы, библиотеки, мосты, — дело рук архитекторов. Свою долгую, кропотливую и очень ответственную работу архитектор начинает с расчетов и чертежей. Стоит только немного ошибиться в расчетах — и построенное здание может рухнуть.
4. КИНСЕЛ
Ответ. Лесник. Читаем справа налево.
В глубине леса стоит небольшая избушка. Здесь живет лесник. Он, как и подобает людям этой профессии, по-хозяйски заботится о лесе.
Он растит лес, бережет его, ухаживает за ним. Систематически обходит дозором свои владения, объясняет отдыхающим, как вести себя в лесу, отмечает, где появилось множество насекомых — вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма, не наведались ли в лес браконьеры — злейшие враги животных, нет ли раненых зверей, не нужна ли им помощь. А когда зимой от мороза затихают птицы, а зайцы с голодухи гложут горькую осину, лесник сооружает и развешивает кормушки, подсыпает в них угощение. А если вдруг возникнет пожар, то лесник возглавит работу по его тушению.
Некоторые профессии уже исчезли. Например, бурлак, ямщик
Бурлак — наемный рабочий, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. Для выполнения работы бурлаки объединялись в артели (группы). Труд бурлака был крайне тяжелым и монотонным. Но с появлением пароходов бурлацкий труд полностью исчез.
Ямщик — человек, занимавшийся грузовыми или пассажирскими перевозками на лошадях. С появлением железных дорог и железнодорожного транспорта труд ямщика перестал быть необходимым, стал исчезать.
Некоторые профессии появились недавно: промоутер, риэлтер,
Промоутер — человек, занимающийся рекламой товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов, предложение им определенного товара.
Риэлтер — профессионал по проведению операций с недвижимостью, т.е. по покупке и продаже квартир, жилых домов, офисов и т. д.
4. «Изобрази с помощью жестов и мимики».
На столе у учителя — карточки с названием профессии. Желающий ученик выбирает карточку, читает и изображает с помощью жестов и мимики действия, часто используемые в этой профессии.
- Воспитатель детского сада — профессия экстремальная?
- Водитель — профессия подвижная?
- Клоун — профессия суровая?
- Журналист — профессия общительная?
- Ученый — профессия веселая?
- Банкир — профессия денежная?
- Земледелец — профессия урожайная?
- Художник — профессия творческая?
- Водолаз — профессия мокрая?
- Спасатель — профессия героическая?
- Пожарный — профессия горячая?
- Шахтер — профессия изящная?
- Ветеринар — профессия добрая?
- Стюардесса — профессия улыбчивая?
Игра «Изобрази профессию жестами»
На столе лежат карточки с названиями профессий, необходимо с помощью жестов, имитирующих движения представителей данной профессии, записанной на карточке, объяснить, какая профессия имеется в виду.
Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Учитель. Думаю, вы со мной согласитесь, что сейчас ваша первоочередная задача учиться, получать знания – это тоже нелегкий труд. Будьте трудолюбивы и все у вас получится.
Учитель. Я уверена, что в своей жизни вы встречали немало трудолюбивых людей, достойных уважения. О таких людях пишут рассказы и статьи, в их честь сочиняют стихи, рисуют картины. О необходимости всех профессий мы посмотрим небольшой мультфильм. Припев песенки из мультфильма можно подпевать.
Подведение итогов
Учитель. Когда-то я тоже училась в школе, многого не знала, мечтала о будущем, о том, как вырасту и получу специальное образование. Когда была чуть старше вас, увлекалась сочинением стихов. Одно из них было связано с моими мечтами и сомнениями. Правда, стихотворение мной было написано от имени мальчика.
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял(а)»...
Ученик. Ответы 2-4 учеников.
Учитель. Спасибо за приятное занятие. Успехов вам, ребята, в новом учебном году.