Виртуальная экскурсия в мир прекрасного.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию и саморазвитию.
Задачи: - содействовать формированию единого классного коллектива и созданию в нем нравственной и духовно- эмоциональной среды для развития личности.
-приобщение учащихся к культуре и искусству для воспитания эмоционально- образного восприятия произведений искусства, для понимания его языка, форм, красок, звуков, развивая, таким образом, способность эстетически формировать окружающую среду и придавать эстетический характер содержанию жизнедеятельности.
-формирование представлений об общечеловеческих ценностях, в том числе и о труде, красоте труда и человека труда.
Оборудование, предметы и материалы: компьютер с выходом в интернет, красивая ваза с живым цветком, красивый природный кристалл, статуэтка или кукла, красивая вязаная скатерть, запись классической музыки.
На столах учащихся: толковые словари Ожегова, В.И Даля, Ушакова и т.д. Листы бумаги, калькуляторы, карандаши, линейки.
I. Постановка проблемы.
Посмотрите внимательно на эти предметы, прислушайтесь и ответьте на вопрос- «Какое понятие объединяет все то, что вы видите и слышите?» (ответ учащихся: красота)
Что еще, из того, что окружает вас в повседневной жизни, кажется вам красивым? (растения, люди, природа)
Действительно, говоря словами М.Горького, человек всюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту.
А бывает ли так, что по всем признакам должно считать, какую - то вещь или человека красивым, а они нам красивыми не кажутся? Или наоборот.
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Итак, сегодня мы с вами будем говорить о красоте, о прекрасном. Тема классного часа: «Красота в искусстве и жизни человека».
и.
1.Дать определение красоте пытались многие. Одними из первых были древнегреческие мудрецы. Давайте и мы, следуя их примеру, попытаемся выяснить, что же такое красота.
Задание 1.
1.Прочтите, что думал о красоте тот или иной мудрец. Постарайтесь сделать это также убедительно, как сам автор.
2.Обсудите в группе и попытайтесь дать свое определение - понятиям «красота», «искусство». Вспомните, какие поговорки и высказывания о красоте вы знаете.
3.Прочтите определения в толковом словаре, который есть на • вашем столе. (7минут).
Выступления групп. Обсуждение. Вывод.
Приложение 1.
Сократ: Целесообразность главный критерий красоты. Корзина для мусора может быть прекрасным предметом, а золотой щит- безобразным, если для своего назначения первая сделана превосходно, а вторая плохо!
Пифагор. Красота - в гармонии, в определённом соотношении частей соразмерности. Образец гармонии - музыка. Именно музыка - самый лучший учитель, самый лучший воспитатель, и даже лучший врач. Как математик я всю жизнь искал числовое выражение красивым соотношениям, которое определяет всеобщую гармонию мира. Под влиянием моих взглядов античный скульптор Поликлет разработал канон - числовое выражение красивого человеческого тела. Красота наших статуй основана на строгом математическом расчёте.
Демокрит. Нужда и опыт были для человека учителями во всём. Все искусства порождены потребностями и обстоятельствами. Прекрасна во всём середина.
Аристотель. Прекрасное - и животное, и всякая вещь - состоящая из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какой попало величиной: красота заключается в величине и порядке. Всюду в качестве меры ищут нечто единое и неделимое, а таково простое или по качеству, или по количеству. А
где представляется невозможным что-то отнять или что-то прибавить, там мера точна.
2.Итак, с понятием «красота», мы определились. А теперь, давайте попытаемся ответить на вопрос - как возникла у человека способность творить красоту. Что вы думаете по этому поводу? (Ответы учащихся.)
Главной причиной появления эстетического чувства был труд.
Глиняную посуду древние люди пытались делать похожей на плетеную. Плетеные корзины казались ему очень красивыми. Идеальный образ прочно сидел в голове. На первых гончарных изделиях археологи находят однотипные украшения: на них нанесен орнамент в виде плетения.
Пример из архитектуры. В прошлом, когда постройки делались из дерева, окружающая крепостная стена - частокол строилась из остроконечных жердей. Одновременно острые концы образовывали геометрический орнамент. Эффект выразительности получался, как бы сам собой. Когда же начали строить крепости из камня, то каменные зубцы повторяли, по традиции старые, деревянные. И тут полезное, необходимое постепенно в сознании человека превратилось в красивое. Сегодня мы смотрим на Кремлевские стены, восхищаемся их архитектурой, говорим об особой выразительности, которую придают ей зубцы, и уже не вспоминаем об остроконечных жердях из далекого прошлого.
То есть ученые считают наиболее вероятным такое предположение: то, что нам нравится и кажется красивым, когда-то было полезным. Например: солнце-источник жизни на Земле. Поэтому и цвета близкие к солнечному: желтые, красные, оранжевые, кажутся нам теплыми. Не случайно и то, что до сих пор
многим людям неприятна темнота. Ведь первобытному человеку * темнота угрожала холодом и нападением диких зверей. Угроза отпала, а отрицательное отношение сохранилось.
Но не всякая красота полезна. Гроза. Крылья бабочки. Морской прибой. Закат. Способность чувствовать красоту повседневности - признак активного творческого начала каждого человека, показатель его отношения к людям, работе, миру, к жизни вообще. Только человек, чувствующий и понимающий красоту во всех ее проявлениях, может жить красиво и достойно.
Сегодня мы с вами будем рассматривать произведения искусства, в которых авторы работ попытались воплотить красоту человека, природы, выразить свои чувства и вызвать ответные чувства у зрителей. Но для того, чтобы понять произведение художника, скульптора, увидеть его красоту нужно иметь понятие о красоте. Свое представление о красоте имеется у каждого. Ну а насколько оно близко к идеалу, к канонам красоты? Давайте проверим это.
Задание 2.
Среди пропорций, особенно привлекательных для глаза, наиболее известное, так называемое «золотое сечение». Найти его помогает квадратное уравнение. Прямоугольник кажется наиболее красивым, если отношение его сторон а и b совпадаете неким числом q, названным «золотым сечением».
Нарисуйте несколько прямоугольников. У того из них, который кажется вам наиболее красивым, измерьте стороны и найдите их отношение. Насколько ваше интуитивное понятие о красоте близко к «золотому сечению».
q = a: b = 1,62
Обсуждение. Какие цифры у вас получились? Неплохие цифры. Но они говорят о том, что вы идете по пути развития, и свое понимание красоты вы еще будете совершенствовать.
Именно для этого наша сегодняшняя экскурсия в мир прекрасного,- в мир музеев.
- А что означает слово «музей»?
В переводе с древнегреческого музей, или мусейон, означает «храм муз». В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Апполона - покровителя искусств, древние греки создавали свои мусейоны, в которых можно было увидеть великолепные мраморные статуи, изящные произведения изобразительного и ювелирного искусства. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков.
В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано все ценное, что создано человечеством за многовековую историю.
-Какие вы знаете самые знаменитые музеи мира?
(ГТГ, Эрмитаж, Лувр, Дрезденская картинная галерея, Будапештский музей изобразительных искусств, музей Прадо в Мадриде и т.д.)
Самый знаменитый и самый большой музей мира - это ? (Лувр)
Побывать во Франции и не посетить Лувр невозможно. Этот музей был открыт 10 августа 1793 года. Сам дворец, которому больше 800 лет, ведет свою историю от средневековой крепости Филиппа- Августа. Нет эпохи или направления искусства, которых вы не встретите в Лувре. Издавна туристов, любителей искусства и художников привлекала в Лувр знаменитая коллекция итальянского искусства, лучшая за пределами Италии. Экспонируются ее шедевры в знаменитой Большой галерее.
Слайд 1.Большая галерея Лувра.
Свой современный облик Лувр приобрел в 1871 году и долгое время он был практически неизменен. В 1981 году была начата масштабная реставрация музея и создана новейшая, самая спорная и самая критикуемая достопримечательность Лувра - знаменитая стеклянная пирамида, являющаяся входом в великий музей.
Слайд 2. Стеклянная пирамида Лувра.
Оказавшись в знаменитом музее трудно не растеряться от обилия экспонатов (более 400 ООО ). Но, к счастью, давно известно, что в этом великолепии мира искусства правят три богини: Мона Лиза Леонардо да Винчи (произведение № 1 всех времен и народов), Венера Милосская и Ника Самофракийская. Знакомство с ними начнем в хронологическом порядке.
Слайд 3. Ника Самофракийская.
Символ эллинизма. Поражающая красотой пропорций и движения, столь выразительного, что каменное изваяние кажется живым. Она -летит. Некогда крылатая богиня победы венчала святилище греческого острова Самофракия, что в Эгейском море. Прекрасное изображение крылатой девы в развевающихся одеждах, слетевшей с небес на нос корабля. В ней крылатый порыв человечества в вечность и красота.
Слайд 3. Венера Милосская.
Самое знаменитое изображение античной богини любви в мире. Ее в 1820 году обнаружили на острове Милос. В русской культуре она стала символом всепобеждающей силы искусства. Олицетворением тезиса «красота спасет мир».
Слайд 4. Мона Лиза.
Самое загадочное, самое популярное произведение искусства в мире. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в Моне Лизе. Эта воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако - прежде взгляд останавливается на лице изображенной дамы. Мона Лиза не была идеалом красоты для Леонардо, но все же она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течении трех лет работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Мона Лиза вызывает смешанные чувства очарования и холодности, она одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной - и даже отвратительной: веками люди смотрели на нее с восхищением, замешательством и еще чем-то, близким к ужасу. Картину очень часто копировали, и она оказала столь сильное влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором. Но снова и снова нас притягивает странное обаяние улыбки, возникающей из дымки.
Слайд 5. Копии «Моны Лизы»
Каждый человек должен стремиться к постижению прекрасного, к знакомству с шедеврами мирового искусства. Понять красоту и глубину картин помогут вам книги художника Игоря Долгополова «Мастера и шедевры». Прекрасные иллюстрации, увлекательные рассказы о картинах и художниках. Послушайте, как он анализирует еще одну известную картину Леонардо «Дама с горностаем». (Выдержки из книги Игоря Долгополова «Мастера и шедевры».
Слайд 6. Дама с горностаем.
Имена, каких художников-уроженцев Уйского района вам известны? (Вандышев Игнатий Лукич, Малявкин Николай Андреевич)
Какие их работы вам известны? Чем они вам запомнились?
III. Заключение. Рефлексия.
Сегодня мы с вами прикоснулись к прекрасному. Хотелось бы чтобы знакомство это продолжалось всю вашу жизнь, ведь только при этом условии она будет прекрасной.
- А теперь, вспомните, пожалуйста, все наше занятие с самого начала и свое впечатление выразите словом, фразой, предложением, несколькими предложениями.
Спасибо за работу и помощь.
Список литературы.
Брожик.В. Эстетика на каждый день. М. Знание. 1990г.
Ветрова.Г.Е. Великие полотна. М. Белый город. 2005г.
Губчевский.П.Ф. Эрмитаж. М. Советский художник. 1966г.
Демина Л.М. По законам красоты. М. Просвещение. 1990г.
Дивненко.О.В. Хрестоматия по эстетике. М. Аз. 1995г.
Долгополов.И.В. Мастера и шедевры. 3 тома. М. Изобразительное искусство. 1987г.
Зотов.И.А. Природа прекрасного. М. Просвещение. 1965г.
Савченко.Е.В. Классные часы 5-9кл. М. ВАКО. 2006.г.
Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо. М. Терра. 1997г. Ю.Федь.А.М. Воспитание прекрасным. М. Молодая гвардия. 1984г.
-1'