Тема: Учитесь дружбой дорожить!
  Цели:  
   Привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы;
  Познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.
  Способствовать сплочению классного коллектива.
   Развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки.
   Воспитывать дружеские отношения, чувство товарищества, уважения к одноклассникам.
 
 Предполагаемый результат: формирование у детей нравственного понятия "дружба ", как важнейшего условия формирования классного коллектива.
  Оборудование: листы бумаги, фломастеры, конверты с раздаточным материалом; компьютер, презентация.
  Форма проведения:Работа в группах с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
  Предварительная работа:конкурс рисунков: «Наша дружная семья»
  Сценарий классного часа.
  1 слайд I. Организационный момент.
  2 слайд II. Сообщение темы и цели занятия.
   Вступительная беседа.
 
  1. Чтение наизусть двумя учениками стихотворения С. Маршака:
  День стоял весёлый
  Раннею весной.
  Шли мы после школы –  
  Я да ты со мной.
  Куртки нараспашку,
  Шапки набекрень, -
  Шли куда попало
  В первый тёплый день.
  Шли куда попало –
  Просто наугад,
  Прямо и направо,  
  а потом назад.
  А потом обратно, а потом кругом, а потом вприпрыжку, а потом бегом.
  Весело бродили
  Я да ты со мной,
  Весело расстались
  К вечеру домой.
  Весело расстались –  
  Что нам унывать?
  Весело друг с другом,  
  встретимся опять!
  
 
  - Про кого так можно сказать?Как можно озаглавить это стихотворение?
  
 
  - Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по теме: «Учитесь дружбой дорожить»
  - Дружба – что это такое? Дайте словесное описание этого понятия.
  
 
   Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».
 
  3 слайд- Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другим никто не любит играть? Попробуем разобраться, почему это происходит.
  
 
  Все живут, не тужат, а со мной не дружат. 
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной» 
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. 
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой. 
Все пятерки до одной у Светловой Нади. 
Я прошу: « Дружи со мной! Подружись хоть на день. 
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать» 
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!» 
Не вставать же на колени уговаривать подруг, 
Напишу я объявление «Срочно требуется друг».
  
 
 - Как вы думаете, почему с девочкой не хотят дружить?
 - А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо дорасти»?
 - Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?
 - Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?
  V. Разговор о первом друге.
  - Сейчас, я предлагаю поговорить о том: Какой он мой друг? И почему он бесценен?
  - Друзья, я хочу, чтобы в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал своё мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся. Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг?
 - Почему он твой первый друг?
 - Почему он бесценен?
 
 
 Высказывания детей.
 
 
 - Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?
 
 
 - А с кем из класса каждый из вас пошёл бы в разведку?
 
 
 - Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Я хочу зачитать вам отрывок из произведения В. Шекспира:
 3.1 слайд
 Настоящий друг везде
 Верен: в счастье и беде;
 Грусть твоя его тревожит,
 Ты не спишь – он спать не может,
 И во всём, без дальних слов,  
 Он помочь тебе готов.
 
 
 - Настоящий друг во все времена – величайшая ценность.
 
 
 Работа в группах:
 4 слайд
 - Я сейчас дам вам листы, а вы напишите по 5 качеств, которые цените в друге, в дружбе.  
 (Звучит песня «Дружба», автор Любаша в исполнении группы «Барбарики»).
 Зачитывание собирательного образа друга, записанного на СВИТКЕ.
 5 - 9 слайды
 
 
 - Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга частот называют собственным, то есть другим, «Я».
   Психологический тест.- Итак, мы выяснили, какими качествами должен обладать друг, с какими людьми вы бы хотели дружить.
 
  - Давайте, разберёмся, а сами-то вы хорошие друзья? Для этого нужно выполнить психологический тест: «Умеете ли вы общаться с людьми?»
  - У каждого есть излюбленная манера общаться с людьми – поведенческий стиль. Данный тест поможет определить, корректны ли вы с одноклассниками и родными. Из трёх вариантов ответов (А, Б, В) подберите тот, который вам больше подходит.
 10 слайд Звучит песня «Настоящий друг», М. Пляцковский, Б. Савельев.
   Знакомство с советами Д. Карнеги, как завоевать друзей.
 
 11 слайд- Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Её автор Д. Карнеги даёт советы, к которым стоит прислушаться.
 
 
 11.1 слайд1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
   Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.(Раздача конвертов с заданиями).
 
 12 слайд1. - Обсудите в группе предлагаемую ситуацию в течение 3-х минут и прокомментируйте её.
  
 
  А). Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
  Б). Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  В). Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
  Г). Твой друг совершает плохой поступок и об этом не знает никто, кроме тебя.
  Д). Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  2. Составление простых правил товарищества.
   Помогай товарищу, если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  Делись всегда с товарищами, если у тебя что-то есть, а у товарища нет.
  Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду.
  Не завидуй товарищам, радуйся их успехам.
  Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
 
  
 
   Игра «Закончи пословицу»
 
  - Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?
  Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
  Дружба не гриб - в лесу не найдёшь.
  Старый друг лучше новых двух.
  
 
  Рефлексия.
  Подведение итогов. Заключительное слово учителя:13 слайд
 
  Землю обогнули тоненькие нити,
  Нити параллелей и зелёных рек,
  Протяните руку, руку протяните,
  Надо, чтобы в дружбу верил человек.
  Обогрейте словом, обласкайте взглядом,  
  от хорошей шутки тает даже снег.
  Это так чудесно, если с вами рядом
  Станет добрым и весёлым хмурый человек.
  - Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: «Я желаю тебе…»
  Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М. Танича, муз.В. Шаинского).
  Литература:
  1. И.Ю.Щербакова «Воспитательная работа в школе»
  2.П.М. Мищенко «Классные часы в начальной школе»
  3.Журнал «Начальная школа» №4 2008 г.