· сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества); сформировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;
· формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
· развивать критическое мышление, коммуникативные умения через навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
· развивать способности к познанию себя и других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Толерантность»»
Классный час «Толерантность»
Место проведения: классный кабинет
Целевая аудитория: 6 класс
Цели:
сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества); сформировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
развивать критическое мышление, коммуникативные умения через навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развивать способности к познанию себя и других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Поручение детям: Группа готовила материал о представителях разных национальностей в Новосибирской области и родной школе.
Оборудование: ИКТ; презентация; фрагмент из к/ф «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983); 6 надутых шаров одного цвета и 1 шар другого на палочках с записками; жетоны белого, зеленого, красного, синего цвета (по количеству детей, чтобы разделить обучающихся на группы); цветные таблички на столы; раздаточный материал «Лингвистический экскурс в понятие «толерантность», опросник «Черты толерантной личности»; на ватмане нарисовано дерево без листьев; листья для дерева разного цвета; клей; фломастеры; памятки «20 шагов к толерантности» (по количеству участников). Форма: тренинг
Рекомендации по проведению мероприятия: Данный материал может использоваться на уроках обществознания как отдельный дополнительный материал или как часть изучения таких тем, как «Толерантность», «Социальный конфликт и пути выхода из него» и др.
Ход мероприятия На учительском столе разложены разноцветные жетоны, перевернутые цветной стороной вниз (это позволит разделить обучающихся на группы независимо от их желания и общения). Дети, входя в кабинет, берут жетоны и рассаживаются соответственно цвету за столы, заранее расставленные для четырех групп. Шары на столе в виде цветка стоят в вазе.
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения. А теперь давайте поздороваемся еще раз как люди из разных стран. У вас на столе лежит табличка, на которой написана страна и форма приветствия. Продемонстрируйте приветствие. (Красные жетоны – японцы (поклон, соединить ладони перед собой),голубые жетоны – европейцы (пожать руку), белые жетоны – эскимосы (трутся носами), зеленые жетоны – китайцы
(спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться).
В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.
Введение в тему мероприятия.
А теперь мне нужны 6 помощников. Обратите внимание на шары: они не пустые, в них спрятаны записки с чертами личности, давайте хлопнем их и прочитаем (помощники хлопают шарики, зачитывают слова: «терпение», «чуткость», «снисходительность», «сопереживание», «доброжелательность», «доверие» и садятся на места).
Учитель: Скажите, каким словом можно объединить эти черты личности? (Ответы детей).
Учитель: Спасибо. Эту загадку поможет разгадать последний шар! (учитель хлопает шар и просит любого из детей прочитать слово на записке). Это слово «толерантность»! Сегодняшний классный час будет посвящен понятию толерантность.
Слайд 1:
Учитель: Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Слайд2: Учитель: Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Учитель: Группе учащихся было дано задание: выяснить, представители каких национальностей проживают в Курской области и обучаются в нашей школе. Дадим им слово.
Результаты исследования учеников включены в презентацию.
Слайд 3:
По итогам переписи, проведенной на территории Новосибирской области в 2010 году, численность населения региона — 1 миллион 127 тысяч 81 человек. Среди них — представители 142 национальностей и народностей. Русских — 92% от общей численности; украинцев — 13,6 тысячи, или 1,2%; армян — 5,7 тысячи человек, или 0,5%; цыган — 2,2 тысячи, или 0,2%; белорусов -1,7 тысячи, или 0,2%; азербайджанцев -1,7 тысячи, или 0,2%; татар — 1,2 тысячи, или 0,1%; турок — 1,2 тысяч или 0,1%; молдаван — 1,1 тысячи, или 0,1%.
Слайд 4: На 1 сентября 2013 года обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им. Г.К.Жукова» города Курска – 712.
Из них: русских – 679 человек, или 95%; узбеков – 2 человека, или 0,3%;
таджиков – 6 человек, или 0,8%; украинцев – 10 человек, или 1,4%; молдаван – 1 человек, или 0,2%; грузин – 4 человека, или 0,6%; белорусов – 5 человек, или 0,7%; евреев – 4 человека, или 0,6%; эфиоп – 1 человек, или 0,2%.
Учитель: Спасибо, ребята, за проделанную работу! Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков… Учитель: Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Давайте проведем лингвистический экскурс в понятие «толерантность». У вас на столах лежат материалы с выдержками из словарей разных языков. Познакомимся с ними.
Дети по очереди зачитывают (смотри приложение).
Учитель: В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: терпимость к различиям между людьми, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и обязанности, не нарушая прав и свобод других людей. Толерантность означает уважение, принятие многообразных культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность – это правило трех «П»
Слайд 5:
Признание – способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;
Принятие – безусловное положительное отношение к таким отличиям;
Понимание – умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.
Учитель: А теперь я предлагаю вам оценить, толерантны ли вы, т.е. какими чертами толерантной личности вы обладаете. Для этого вам необходимо заполнить бланк опросника (смотри приложение). Перед вами 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Выберите 5 черт, которые у вас наиболее выражены и поставьте напротив них «+», «0» -напротив тех черт, которые у вас наименее выражены (дети заполняют бланк опросника).
Учитель: Скажите, сложилось ли у вас представление о толерантной личности? Ответы детей
Есть ли качества, которых вам не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми? Ответы детей
Тренинг «Волшебная лавка»
Учитель: Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность. Напомню, с этими качествами вы только что встречались, работая с бланками опросника! Я выступаю в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Это те качества, которые важны для толерантной личности, но отмечены «0» в опроснике.
Например, покупателю нужно «терпение». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Можно пригласить по 1 покупателю от каждой группы.
Учитель: В игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни?
Ответы детей.
Учитель: Нужно воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению других, развивать, заниматься самовоспитанием. Слайд 6: Человек толерантным не рождается, а становится!
Упражнение «Аплодисменты», участники садятся в круг.
Учитель: Давайте немного отдохнем. Я прошу вставать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Остальные аплодируют тем, кто встал. Встаньте те, кто умеет:
Рисовать
Играть на гитаре
Танцевать
Вышивать
Плавать, играть в футбол
Кататься на скейте
Петь (список может быть изменен).
Учитель: Встаньте те, кто мечтает стать:
Учителем
Юристом
Полицейским
Визажистом
Прыгнуть с парашютом (список может быть изменен).
Учитель: Все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам, мечтам других! Скажите, а кто-нибудь завидовал, злился, что не может делать то, что могут товарищи? Ответы детей
Учитель: Давайте посмотрим отрывок из х/ф Р.Быкова «Чучело» (сцена прихода новенькой в класс, сжигание Чучела) (Можно использовать другие сцены из фильма).
Учитель: Как встретили новенькую? Почему именно так? (не такая, как все) Ответы детей
Учитель: Какие черты личности школьников вы можете выделить, посмотрев сюжет? Ответы детей
Учитель: Да. Это - злость, равнодушие, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, безразличие, высокомерие, раздражительность.
Это качества, которые характеризуют интолерантную личность.
Слайд 7:
Интолерантный человек – это человек, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Учитель: Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого.
Слайд 8:
Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.
(Х. Ягодзиньский)
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать. (Ф. Вольтер)
Давайте согласимся иметь разногласия. (Л. Стивенсон)
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм)
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. На столах у вас лежат листья, фломастеры и клей. Напишите черты толерантной личности и сформируйте крону символического дерева, приклеив листочки к веткам дерева. Также напишите черты интолерантной личности и расположите их под деревом!
Дети формулируют качества и клеят листочки
Учитель: Посмотрите, как преобразилось наше дерево! Что оно символизирует? Ответы детей. Как мы можем назвать его? Ответы детей. Дерево толерантности!
Тренинг
Учитель: А теперь давайте вдумчиво и вполголоса произнесем следующие фразы. Дети произносят за учителем
Слайд 9: Наша Родина - Россия. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу. Мы милосердные, добрые, справедливые. Если все люди будут такими, то на всей Земле все люди будут жить счастливо и никогда не будет войны.
Учитель: Мне было приятно общаться с вами сегодня. И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни! (Вручение памяток)
Литература
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.
Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
« 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.
« Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.
Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
Приложение 1
«Лингвистический экскурс в понятие «толерантность»»
tolerancia(испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
kuanrong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
толерантность (русский) – терпимость, способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-либо/кого-то.