Цель: актуализировать знания учащихся о компонентах (слагаемых) здорового образа жизни.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Есть такая пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял!» - Почему так говорят? (нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни – ему мешают боль и болезни).
- Что же такое здоровье? (это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы, это главная ценность человека). – Говорят: «Здоровье дороже золота!»
- Итак, вы догадались, что сегодня на классном часе мы продолжаем тему «Здоровье» (вывешиваю табличку с надписью над паровозиком).
2. Постановка целей.
- Будем путешествовать на таком поезде. – Какие цели поставите? (мы узнаем компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым).
- Чтобы отправиться в путь, нам надо немного собраться, сосредоточиться, настроиться. Вначале выберите слова для характеристики здорового человека (признаки). Вы должны хлопнуть, если считаете так. – «Здоровый человек – это…….» (крепкий, неуклюжий, ловкий, сутулый, стройный, сильный, бледный, весёлый, толстый, подтянутый).
- Больше было хороших признаков. – Может быть вы ещё добавите?
- А какие пословицы о здоровье знаете? – Продолжите мои:
«В здоровом теле……………….(здоровый дух)». «Чистота – залог……………(здоровья)».
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Слагаемые здоровья" »
Классный час по ЗОЖ «Слагаемые здоровья»
2 класс
Цель: актуализировать знания учащихся о компонентах (слагаемых) здорового образа жизни.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Есть такая пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял!» - Почему так говорят? (нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни – ему мешают боль и болезни).
- Что же такое здоровье? (это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы, это главная ценность человека). – Говорят: «Здоровье дороже золота!»
- Итак, вы догадались, что сегодня на классном часе мы продолжаем тему «Здоровье» (вывешиваю табличку с надписью над паровозиком).
2. Постановка целей.
- Будем путешествовать на таком поезде. – Какие цели поставите? (мы узнаем компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым).
- Чтобы отправиться в путь, нам надо немного собраться, сосредоточиться, настроиться. Вначале выберите слова для характеристики здорового человека (признаки). Вы должны хлопнуть, если считаете так. – «Здоровый человек – это……..» (крепкий, неуклюжий, ловкий, сутулый, стройный, сильный, бледный, весёлый, толстый, подтянутый).
- Больше было хороших признаков. – Может быть вы ещё добавите?
- А какие пословицы о здоровье знаете? – Продолжите мои:
«В здоровом теле………………..(здоровый дух)». «Чистота – залог……………(здоровья)».
«Солнце, воздух и вода – наши…………………(лучшие друзья!)». «Береги платье снову, а здоровье………………...(смолоду)». «Болен – лечись, а здоров…………………(берегись)».
- Итак, вы готовы в путь!
3. Работа по теме.
- Перед вами поезд с вагончиками – это компоненты (или как в математике слагаемые) здоровья (поставить знак «+» между вагончиками).
- Академик Амосов сказал: «Для здоровья одинаково необходимы 4 условия – какие?» (дети называют – выношу на доску, а главные - на вагончики):
3 вагончик – умение организовать свой труд и отдых – режим дня;
4 вагончик – закалка – закаливание.
Рациональное питание
- Как правильно сказать: «Мы едим, чтобы жить, или мы живём, чтобы есть»? (Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – это следствие избыточного и неправильного питания).
Работа в группах:
1 группа распределяет продукты на полезные - их подчеркнуть и вредные - их вычеркнуть, если сомневаетесь – поставьте вопросительный знак. Продукты: творог, чипсы, рыба, копченая колбаса, кефир, кетчуп, жевательная резинка, яблоки, сладости, морковь, кока-кола, лимон.
2 группа должна вспомнить и записать рядом, какой витамин содержится в каждой группе продуктов - А, В, С, Д.
А – морковь, яйца, печень, масло.
В – семечки, творог, мясо, масло.
С – шиповник, лимон, болгарский перец.
Д – рыбий жир, икра.
- Посмотрите на фотографию – узнали растение? (Это наше северное растение – иван-чай – он растёт везде и очень богат витамином С – в 6 раз больше, чем в лимоне. Собирайте летом, сушите и заваривайте вместо чая). – Кто заинтересовался, предлагаю листок с информацией.
- А что у меня в руках и почему красного цвета? – это цвет опасности, тревоги: Е-150, Е-450, Е-621, Е-950. – Это вредные добавки (зачитываю о каждой).
- А как их найти? (надо прочитать состав продукта, который берёте, на упаковках). – Где они могут быть? – Я предлагаю вам вот эти продукты в упаковках. Посмотрите, есть ли в них добавки с буквой Е? (чипсы, сухарики, пюре в стаканчике и т. д.). – Убедились? Они все вредные, поэтому их не надо…………(покупать). – А какие продукты будете выбирать? (которые полезны, содержат витамины и без добавок Е).
Советы по питанию:
Не переедать.
Лучше есть чаще, но небольшими порциями.
За два часа до сна.
Движение
- В далёкие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движение – это жизнь» остаётся верной. – Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами – обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце).
- Вашему вниманию предлагается такая ситуация (сценка «Мама и дочка», исполняют две девочки).
Мама: - Дочка, почему ты так долго шла из школы?
Дочь: - Я не шла, а долго ждала автобус. Пешком было лень идти.
Мама: - Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.
Дочь: - Нет, мама. Я так устала в школе, что полы мыть уже не могу.
Мама: - Ну, тогда сходи в магазин за хлебом.
Дочь: - Нет, мама. Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.
Мама: - Смотри, доченька, раньше меня старушкой станешь.
- В чём не права девочка? (После умственной работы в школе, надо сменить вид деятельности, дать организму физическую нагрузку. Малая подвижность ведёт к множеству заболеваний и раннему старению. Человек должен много ходить пешком, заниматься спортом или хотя бы делать зарядку).
- И нам пора подвигаться! Физминутка (проводят сами дети).
- Итак, сделаем вывод: Двигаться надо обязательно, выполнять физические нагрузки. Дома – это уборка, помощь по хозяйству. А в школе – уроки физкультуры, перемены.
Режим дня
- Вы являетесь учениками, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомиться, нужно правильно организовать свой день, т.е. соблюдать режим дня. – А что это значит? (Вспомните свой режим дня, который у вас в тетрадях).
Вопросы каждой группе (совещаются и записывают на листочках).
Варианты вопросов и ответов:
- Во сколько надо вставать? (в 6 ч, в 7 ч, в 8 ч)
- Сколько ученик должен спать? (12 ч, 6 ч, 10ч)
- Во сколько должен ложиться спать? (в 21 ч, в 22 ч, в 23 ч)
Внимание! – С 21 до 24 часов идёт сон, который восполняет силы.
- Но если проснуться всё-таки тяжело, тогда можно выполнить следующее упражнение «Просыпаюсь».
1) Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза).
2) Тянем за мочки уха вниз (3 раза).
3) Массируем козелки уха по часовой стрелке (3 раза).
4) «Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки).
- Чем полезно это упражнение? (Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов). Очень бодрит зарядка!
Задание (на компьютере) – Что надо сделать после школы? ( ученики выбирают один из предложенных вариантов).
- Итак, вывод: надо соблюдать режим дня, чтобы быть бодрым, всё успевать, беречь свой организм.
Закаливание
- Врачи придают большое значение этому компоненту здоровья, т.к.
1) закаливание помогает избежать болезней органов дыхания;
2) закалённые ребята болеют в 3 раза реже, чем незакалённые;
3) закаливание помогает излечить уже имеющиеся хронические болезни.
- Закаливающими свойствами обладают солнце, воздух и вода. Есть даже поговорка: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» - Как понимаете? (ответы ребят).
- А как в классе можно закаляться? (проветривать помещение).
- Когда гуляете или идёте в школу, одежда должна соответствовать погоде.
Задания по группам: вычеркнуть неверные правила, оставить верные (задания всем одинаковые; если позволит время, можно оставшиеся правила расставить по порядку).
Правила закаливания:
Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
Закаливание нужно начинать после консультации с лечащим врачом.
Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур.
Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.
- Более подробно о закаливании мы поговорим позже, проведём отдельный классный час по закаливанию.
- К слагаемым здоровья можно отнести ещё: отсутствие вредных привычек;
личная гигиена; положительные эмоции; доброжелательность. О них мы тоже будем говорить на классных часах.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, мы говорили сегодня о 4 компонентах здоровья, которые очень необходимы каждому человеку.
- А сейчас закройте глаза и посчитайте про себя до 10. – Открывайте. Перед вами «Дерево здоровья». – Почему именно дерево? (крепкое, сильное).
- На нём пословицы. Надо подобрать их к каждому компоненту здоровья (снимаю, читаю, ребята называют к какому компоненту подходит, вывешиваю под вагончиками).
- Осталась пословица: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» - Как понимаете? (всё зависит от каждого из вас).
- Надеюсь, в вашей жизни найдётся место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека!
- Будьте здоровы! Спасибо за урок! Всем за работу вкусные и полезные яблоки!
Пословицы для «Дерева здоровья»
Какова еда и питьё, таково и житьё.
Лук семь недугов лечит.
Движение – это жизнь.
Двигайся больше – проживёшь дольше.
Сон – лучшее лекарство.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Смолоду закалиться – на весь век пригодиться.
Классный час разработала Артеева Татьяна Геннадьевна – учитель начальных классов МОУ «СОШ №5» г. Ухты Республики Коми