Просмотр содержимого документа
«Классный час "Слагаемые здоровья"»
СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ
Цель: актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, обратив особое внимание на организацию режима дня школьника и гигиенические аспекты учебной деятельности.
Задачи: развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека, о способах его сохранения и укрепления.
Оформление:
• плакаты со словами: «Жизнь - это движение», «Любой жует, да не любой живет», «Какова еда и питье, таково и житье», «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»;
• рисунок «Дерево жизни».
Ход классного часа
Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.
Получен от природы дар- Не мяч и не воздушный шар, Не глобус это, не арбуз- Здоровье. Очень хрупкий груз. Чтоб жизнь счастливую прожить, Здоровье нужно сохранить А как?
Учитель. Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял — все потерял!». Почему так говорят? (Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни. Ему мешает боль и болезни.)
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек в полной мере может ощутить радость жизни. Ему легко учиться и работать, заниматься любимыми делами.
При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:
В древней Руси говорили: «Здоровье – великая драгоценность», «Здоровье не купишь», «Дал бог здоровье, а счастье найдём»
Сегодня мы еще раз вспомним компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.
Что же такое здоровье? (Здоровье - это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы.)
Тема классного часа «Слагаемые здоровья»
II. Конкурс «Вспомни пословицу».
- А сейчас мы проверим, как вы знаете другие пословицы и поговорки о здоровье.
Вы разделились на три творческие группы, каждой из которых необходимо составить из фрагментов правильный вариант
поговорки.
Детям предлагают набор карточек, на которых написана часть пословицы. Нужно найти вторую часть.
«Береги платье снову, ... (здоровье смолоду)». «Болен - лечись, ... (а здоров - берегись)». «Здоровье сгубишь - ... (новое не купишь)». «Двигайся больше — ... (проживешь дольше)». «Лук семь недугов... (лечит)». «Было бы здоровье, ... (счастье найдется)». «Тот здоровья не знает, ... (кто болен не бывает)». «Забота о здоровье - ... (лучшее лекарство)». «Смолоду закалиться - ... (на весь век пригодится)».
Команды зачитывают свои поговорки.
III. «Дерево здоровья».
Учитель. Перед вами «дерево здоровья» - мощное и красивое. (На доске иллюстрация дерева.) Вспоминая компоненты здоровья, мы будем украшать ими наше дерево.
Академик Амосов сказал: «Для здоровья одинаково необходимы 4 условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, умение организовать свой труд и отдых».
Из данных слов и выражений выберите те, которые характеризуют здорового человека(записаны на доске):
красивый статный, истощенный
сутулый стройный всегда в хорошем настроении
сильный толстый имеет хороший аппетит
ловкий крепкий капризен и плаксив
бледный неуклюжий закалённый
румяный подтянутый сутулый
Каким способом можно достичь этих качеств? Поговорим о некоторых правилах, которые являются основой здорового образа жизни.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
- Какое первое правило?(Рациональное питание)
I. Первая предпосылка здоровья -рациональное питание. Объясните значение фразы «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». (Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов.) Все верно, многие болезни - следствие избыточного и неправильного питания.
Творческим группам предлагаются следующие задания.
1-я группа.
Необходимо разделить продукты на полезные и условно вредные: творог, копченая колбаса, жевательная резинка, кефир, чипсы, рыба, кетчуп, яблоки, лимонад, сладости.
Примечание. Курсивом помечены полезные признаки.
2-я группа.
Распределите продукты на 4 группы по содержанию в них тех или иных витаминов.
Объясните, что скрывается за данными обозначениями на упаковках продуктов: Е-150, Е-450, Е-621, Е-950.
Ответ. Е-150 - красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта); Е-450 - солеплавители (ведут к нарушению процесса усвоения кальция, к хрупкости костей, отложению камней в почках); Е-621 - усилители вкуса (при частом применении могут вызвать слепоту, рост раковых опухолей); Е-950 — ароматизаторы (провоцируют астму и рост раковых опухолей).
- Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины? Какие продукты нужно выбирать? (Не содержащие добавок Е-....)
Учитель. Группы отлично справились с заданием, и на наше «дерево здоровья» мы помещаем первый компонент
здоровья (крепит листок, на котором записано название) - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
II. В далекие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движение - это жизнь» остается верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами — обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце.)
Вашему вниманию предлагается следующая ситуация.
Сценка
Мама. Дочка, почему ты так долго шла из школы?
Дочь. Я не шла, а долго ждала троллейбус. Пешком было лень идти.
Мама. Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.
Дочь. Нет, мама. Я так устала в школе, и полы мыть уже не могу.
Ма м а. Ну тогда сходи в магазин за продуктами.
Дочь. Нет, мама. Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.
Мама. Смотри, доченька, раньше меня старушкой станешь.
Учитель. В чем не права девочка? (Девочка пришла из школы, где занималась умственной работой, и нужно было сменить вид деятельности, дать организму физическую нагрузку. Кроме того, малая подвижность ведет к множеству заболеваний и раннему старению. Человек должен много ходить пешком, заниматься спортом или хотя бы делать зарядку.)
Академик Амосов сказал по этому поводу следующее: «Что-[бы быть здоровым, нужны значительные и постоянные усилия. [Но природа милостива, достаточно 20-30 минут физкультуры в [день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. А если это время удвоить, то и здоровье будет отличным».
Итак, на наше дерево мы помещаем следующий компонентздоровья -ДВИЖЕНИЕ.
III. Еще один компонент здоровья - это РЕЖИМ ДНЯ.
Послушайте стихотворение:
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать: Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть. И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.
- О чем идет речь в этом стихотворении? (о соблюдении режима дня) Важное значение для здоровья имеет соблюдение режима дня.
Вы являетесь учениками, а учеба - это тяжелый труд. И чтобы не переутомиться, нужно правильно организовывать свой день. Давайте посмотрим видео о режиме дня.(Видео про Галю)
- Ребята, вы проводите в школе по 5-7 часов и, наверное, знаете, для чего нужны в школе перемены? (Перемены помогают отдохнуть от учебы, сменить умственный труд движением. Для этого же нужны и уроки физкультуры.)
Все верно, и при приготовлении уроков нужно делать перерывы - помогать по дому - или физические разминки.
Для любого человека, а особенно для пытливого и любознательного ученика очень важны здоровые глаза, ведь они воспринимают до 90 % информации об окружающем мире. Но известно, что у 30 % учащихся зрение понижается именно за годы учебы.
Ученицы напомнят вам некоторые упражнения гимнастики для глаз.
Упражнения для профилактики близорукости:
Зажмуривание глаз.
Далеко - близко.
Руки вперед, руки вверх (следить за кончиками пальцев).
Большим пальцем писать буквы.
Для успешной учебы необходима хорошая память. И чем больше вы ее упражняете, тем лучше она становится и тем лучше вы учитесь.
Сейчас мы с вами потренеруем нашу память.Для этого поиграем в игру .Вам надо назвать предметы,начинающиеся на одну букву. Например на букву Р.
Упражнения для развития различных видов памяти:
Назвать алфавит в обратном порядке.
Игра «Угадай мелодию» (по нескольким нотам мелодии угадать песню).
Обратный счет (необходимо восстановить порядок чисел от 100 до 0 и т. д.).
Но существует гимнастика для мозга. Ее создали американские психологи и педагоги; она помогает в учебе. А еще есть таблица которую разработал немецкий психолог Шульте.
- Сколько часов должен спать ученик? Когда он должен ложиться спать? (Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позлее 21 часа, так как. восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи.)
Но если проснуться все-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение «Просыпаюсь». Давайте вспомним его. (Все вместе выполняют упражнение.)
Упражнение «Просыпаюсь» включает в себя следующие движения:
Тянем за верхнюю часть уха вверх (3раза).
Тянем за мочки уха вниз (3раза).
Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3раза).
Массируем козелки уха по часовой стрелке (3раза).
«Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки).
- Чем полезно это упражнение? (Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на пашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов.)
Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность.
Третий компонент - правильный режим дня.Давайте добавим его на наше дерево.
IV.Теперь послушаем с вами отрывок песенки(«Закаляйся если хочешь быть здоров»).О чем эта песня?
Каждой группе предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила, а остальные расставьте по порядку.
Правила закаливания:
Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от «микробного гнезда» в виде больных зубов, насморка, кашля и т. д.
Закаливание нужно начинать после консультации с лечащим врачом.
Обтирание водой, ванночки для рук и ног - это самые первые из закаливающих водных процедур.
Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня; если заболел, то возвращайся к закаливанию только после выздоровления.
Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.
На дереве здоровья мы размещаем четвертыйкомпонент здоровья - ЗАКАЛИВАНИЕ.
Есть еще одно слагаемое. Угадайте: Это бывает и не бывает. Когда ты получаешь отличную отметку или тебе дарят подарок, оно сразу появляется. Ты начинаешь улыбаться, веселиться.
- Это появляется, когда приходят гости, когда у вас в доме праздник.
- Оно бывает грустное и весёлое, хорошее и плохое.
- Что это? (Это настроение).
- Какое настроение является полезным для здоровья человека? (Хорошее или плохое?) Положительные эмоции – это следующее слагаемое здоровья.
Настроение – это настрой человека на положительные и отрицательные эмоции.
– Ребята, я тоже хочу добавить одно из слагаемых здоровья – это положительные эмоции. Что я имею в виду?
– Действительно, такие положительные эмоции, как радость, смех, доброжелательность, приятные сюрпризы, пожелания всего самого наилучшего, уверенность в своих силах, всегда поддерживают здоровье. И мы с вами часто испытывали положительные эмоции в нашей школьной жизни.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка- это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
-Давайте улыбнёмся друг другу.
Игра «Изобрази эмоции».
Знаете игру «Море волнуется раз»? (Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: Эмоцию гнева мне покажи и на месте замри! (Радость, грусть, обида, удивление, стыд, гнев, злость, восхищение).
К слагаемым здоровья можно еще отнести ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК и ДОБРОЖЕЛА ТЕЛЫЮСТЬ.
IV. Подведение итогов.
– Вот и подошло к концу наше мероприятие. Что было нашей целью?
Слайд 18.
– Какие слагаемые здоровья мы с вами определили?
– А какие выводы вы для себя сегодня сделали?
– Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.
Вот так выглядит формула нашего здоровья.
Утром, когда я пришла в класс, я нашла вот это письмо, кто-то знал, что у нас сегодня классный час о здоровье. В нем находится рецепт здоровья и счастья:
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».
Учитель. Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.