Развитие у учащихся черт толерантности личности с целью воспитания ответственных граждан, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Сделаем толерантным наш мир"»
Сделаем толерантным наш мир
вместе
Цель: развитие у учащихся черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Форма проведения: Круглый стол с психологическим тренингом
Ход классного часа
Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности объектов. Не все это могут понять и принять. Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.
Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», война в Чечне… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть. За всю история своего существования человечество жило в мире всего лишь около 30 лет. Выходит, что история человечества является историей военных конфликтов. Самое дорогое и ценное в мире - это жизнь человека и никто не в праве лишать мир этой ценности. (Устав от постоянных войн, которые несли лишь потери, несчастье и боль, чувствуя свою ответственность за жизнь, физическое и моральное здоровье грядущих поколений, государства - члены Организации Объединенных Наций на 28 сессии Генеральной Ассамблеи по вопросам образования, науки и культуры (в 1995 г.) провозгласили 16 ноября Международным днем Толерантности и призывали человечество учиться жить в мире.
Была принята «Декларация принципов терпимости»
отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
В первую очередь толерантность подростков проявляется дома, в школе. В школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики.
Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом?
Мы не обязаны любить всех.
Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
И каждый из нас неповторим и значим.
Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, и стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и часто остаемся в одиночестве.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность
ТЕСТ.
Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/
Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.
1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает: а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил; б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы? а/ да; б/ нет.
3. Болезненна ли для Вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники: а/ да; б/ нет.
4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения: а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ; б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения? а/ вам всегда это трудно сделать; б/ сравнительно легко.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь: а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников; б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть: а/ да; б/ нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция: а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам; б/ рады за знакомого.
А теперь подсчитайте баллы.
Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б.
Сложите баллы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
Все большое начинается с малого. Великая река с маленького ручейка, дорога длиною в жизнь с первого шага. Толерантное человечество с толерантного коллектива.Наш класс это маленький коллектив и от того насколько нам в нем тепло и уютно зависит наше настроение и хотелось бы, чтобы в классе царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни обид.
Но не все так просто. То анкетирование , которое мы проводили показало, что уровень конфликтности в классе находится в верхней отметки графика, а это означает, не всегда мы бываем толерантными.
Поэтому я предлагаю вам посетить необычную Волшебную лавку.
Представьте, что существует Лавка Толерантности, в которой есть весьма необычные вещи:терпение, доброта, чуткость, снисходительность, чувство юмора, умение слушать, доверие, доброжелательность, дружелюбие, умение прощать.
Вы можете выбрать любое качество, обменяв его на то от чего по-вашему вам нужно избавляться.(ведущий раздает открытки с названными качествами, а на доске записывают на что их обменяли.)
Посмотрите на запись – эти качества мешали нам быть по-настоящему дружелюбными и терпимыми к одноклассникам, это то, чего в нашем коллективе стало меньше и что мешало нам строить отношения на бесконфликтной основе.
Умение поддержать человека в трудную минуту, утешить или развеселить его этому мы учимся порой всю жизнь. Помните - словом можно возвеличить и словом можно убить. Будьте внимательными в выборе слов.
Доброе слово и кошке приятно.
Проведем тренинг «Умение говорить комплементы»
Каждый по-очереди говорит что-то приятное своему соседу, тот повторяет и добавляет свое лучшее качество, а затем говорит комплемент другому соседу и так по кругу.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Делай так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо. (Сухомлинский В.А.)
Закончить наше общение я хочу словами молитве о встречи. Не знаю кто её написал, но слова западают в душу.
Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?
Каково преимущество толерантного общения?
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?
Источники:
Сборник :Классные часы. Составитель Жиренко О.Е. М., ВАКО, 2010Г
Сборник «Внеклассные мероприятия 9 класс» Составитель Черных О.Г. М.ВАКО 2009г.
Толерантность. «Свободная энциклопедия - Википедия.»