Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Правила, обязательные для всех"»
Сухотинский филиал
МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
классного часа на тему:
«Правила, обязательные для всех»,
проведенного в 5 классе
Классный руководитель: Толстенева С. В.
Дата проведения: 5 октября 2012 года
Цели и задачи классного часа:
развитие этических норм поведения в обществе;
воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.
Ход классного часа
Культура поведения
в общественных местах
Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине – с продавцами, незнакомыми людьми; на улице- с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними – только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к Ому-то сам обратишься с просьбой.
Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.
Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.
А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне…
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится –
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал.
До того я был хорошим –
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил…
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной –
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса, - сказала мама
И купила снегиря…
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
(Учитель выслушивает суждения ребят.)
Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.
Обсуждение правил культуры общения
Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие строки (Отрывок из стихотворения Даниила Хармса «Врун»).
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных –
И не двадцать,
И не тридцать, -
Ровно сорок сыновей!
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, -
Это просто ерунда!
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы, -
Не как звери,
Не как рыбы, -
Точно ястребы летать!
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, -
Это просто ерунда!
(Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: №Быть всегда, везде и со всеми честным».)
Учитель: Второе правило – точность. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.
Третье правило – деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь благородный поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и все умеешь делать сам.
И четвертое правило- вежливость. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.
Обсуждение ситуаций о поведении
в общественных местах
1-я ситуация
Представим себе, что вы всем классом выходите гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаетесь. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?
Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.
Можно предположить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.
Как бы вы поступили в данном случае?
(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)
2-я ситуация
Вот ребята из параллельного класса идут на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить ножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.
В этой ситуации мы опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.
Каковы пути разрешения данной ситуации?
(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы.)
Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.
Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее.
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голос.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не передразнивай говорящего.
Не садись раньше старшего без его разрешения.
Не протягивай руку первый при приветствии, подожди, пока ставший поздоровается с тобой.
Не забудь снять головной убор, входя в дом.
Не повторяй слишком часто «я».
Не делай вид в общественном транспорте, что не замечаешь стоящего пожилого человека.
Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости – произнеся слово «Простите».
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
Чихай только в носовой платок.
Не держи руки в карманах.
Не причесывайся где попало.
Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.
Не используй в своей речи сленг и слова-паразиты.
не считай себя центром вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.
Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.
Я буду называть первую часть «правила хорошего тона», например: «За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д. Итак, …
при еде… (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.)
приветствуя старшего…
при разговоре с другом…
входя в общественный транспорт…
в людных местах и на улице…
входя в школу…
В завершение классного часа учитель просит ребят объяснить, чему новому они научились на классном часе? Какие из четырех правил вежливости они запомнили? В ходе диалога с ребятами учитель подводит их к мысли и необходимости всегда и везде соблюдать правила вежливости.