Важнейшая задача формирования личности - это нравственное воспитание человека. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Именно в семье закладывается личность ребёнка. Я, как классный руководитель, стараюсь донести до родителей, что они должны развивать в своих детях такие личностные качества, как 1. Честь, вежливость и гордость. 2. Понимание достоинств в себе самом и в окружающих. 3. Стремление к доброте, честности, трудолюбию, сопереживанию, терпению. 4. Помогать находить общий язык и радость в общении с людьми. Личный опыт родителей, выступления с классом со сценками о вежливости, чести и достоинстве, о культуре поведения научили ребят подбирать нужные слова, правильный тон к людям. Формулы добра, любви, веры не должны быть забыты, так как доброта – необходимое условие подлинной человечности. Ребята уже понимают, что общение, терпимость, тактичность помогают ориентироваться в бесконечно сложном мире человеческих характеров.
Проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Учитывая данную проблему, разработан и проведен классный час « Поговорим о толерантности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Поговорим о толерантности»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2 г. Новоузенска
Саратовской области».
Методическая разработка
классного часа
«Поговорим о толерантности».
Работу подготовила:
Логачева Валентина Борисовна,
классный руководитель.
2015г.
Введение.
Важнейшая задача формирования личности - это нравственное воспитание человека. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Именно в семье закладывается личность ребёнка. Я, как классный руководитель, стараюсь донести до родителей, что они должны развивать в своих детях такие личностные качества, как 1. Честь, вежливость и гордость. 2 . Понимание достоинств в себе самом и в окружающих. 3 . Стремление к доброте, честности, трудолюбию, сопереживанию, терпению. 4. Помогать находить общий язык и радость в общении с людьми. Личный опыт родителей, выступления с классом со сценками о вежливости, чести и достоинстве, о культуре поведения научили ребят подбирать нужные слова, правильный тон к людям. Формулы добра, любви, веры не должны быть забыты, так как доброта – необходимое условие подлинной человечности. Ребята уже понимают, что общение, терпимость, тактичность помогают ориентироваться в бесконечно сложном мире человеческих характеров.
Проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Учитывая данную проблему, разработан и проведен классный час
« Поговорим о толерантности».
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого;
- создание условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками,
Задачи:
- познакомить с понятиями, связанные с проблемой толерантности.
- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать умение сопереживать другим людям;
- воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу;
- формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей.
Предполагаемые результаты:
- сформируют ценностные представления о дружеских взаимоотношений между людьми;
- приобретут навыки взаимопомощи;
-закрепят навыки сотрудничества.
Основная часть.
Классный час проведён в 3 классе в игровой форме. Форма проведения:
« круглый стол» с сюжетно - ролевыми задачами, проблемными вопросами. В ходе проведения классного часа были реализованы следующие группы универсальных учебных действий:
1. Личностные. При выполнении предлагаемых упражнений развивалась внутренняя позиция учащихся, их самооуважение и самооценка. Также учащиеся узнали границы собственного знания и « незнания» по данной теме. В ходе мероприятия у учащихся воспитывалась способность к решению моральных проблем и оценка своих поступков.
2. Регулятивные. В течение классного часа учащиеся учились управлять своей деятельностью, проявляли инициативность и самостоятельность.
3. Познавательные. Ученики выполняли логические операции сравнения, анализа, обобщения и установления аналогий подведения под понятие.
4. Коммуникативные. На протяжении всего классного часа учащиеся развивали речевую деятельность и вырабатывали навыки сотрудничества. Во время проведения мероприятия дети имели возможность оценить степень своей толерантности; развить внимание и память, а также развивали творческое мышление. Классный час способствовал воспитанию чувства коллективизма и сплочённости, развитию уважительного отношения между учащимися. Этого удалось достичь благодаря личностно - ориентированной направленности мероприятия. На протяжении всего классного часа учащиеся сумели выразить своё отношение к толерантности. На мероприятии учащиеся проявляли максимум творчества и сотворчества. Были применены здоровьесберегающие технологии: классный час длился 40 минут и учащиеся имели возможность двигаться и чувствовать себя комфортно.
Заключение.
Настроение у детей во время классного часа было приподнятым, задания они выполняли с удовольствием и интересом. В конце мероприятия учителем была осуществлена обратная связь: учащиеся ответили на вопросы. Понравился ли им классный час? Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности? Что было самым интересным? Ответы были положительными. Детям очень понравился классный час, и они хотели бы ещё раз вернуться к теме толерантности.
Данную разработку можно использовать учителям начальных классов в рамках воспитательной деятельности.
Приложение.
Классный час « Поговорим о толерантности».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Диалог между учениками.(Слайд 1)
– Поговорим? – О чем? – О разном и о прочем. – О том, что хорошо. – И хорошо не очень. – Поговорим? – Поговорим. Вдруг будет интересно.
- Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на 4 группы. На столах стоят солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.
- Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
- Чтобы узнать тему нашего классного часа надо отгадать ребус. У вас на столах лежат конвертики, в них вложены буквы. Расшифруй слово и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо вспомнить алфавит.
т
о
л
е
р
а
н
т
н
о
с
т
ь
20
16
13
6
18
1
15
20
15
16
19
20
30
- Прочитайте, какое слово получилось?
3. Обсуждение понятия толерантность.
- Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей). (Слайд 2)
Вывод: толерантность- уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они бы не были.
Люди разные, это нужно понимать и принимать.
Человек имеет право быть другим! (Слайд 3)
Толерантность - это уважение, принятие и понимание многообразия мира.
История толерантности. (Слайд 4).
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации. Он решал проблемы, как будто бы складывал картинку - пазл. (Слайд 5)
Пазл (в переводе с английского puzzle - загадка, головоломка), складная картинка, мозаика — игра, представляющая собой головоломку, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы.
- Мы сейчас поиграем в игру «Приветствие». (Слайд 7).
Встаньте в круг спиной к центру. Передавая по кругу яблоко, называйте своё имя.
Встаньте в круг лицом к центру. Передавая по кругу мяч, называйте присущее тебе качество.
6. Работа в группах. (Слайд 8).
- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос).
Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
1.В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.
2.Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?
3.Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? (Слайд 9).
- Почему не хотели дружить с гадким утёнком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали?
- Почему они дружат? Похожи ли они?
- Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультфильм? Вывод.
- Почему они восхищаются им теперь? Вывод.
8. Игра «Какой ты?» (Слайд 10).
- А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, зелёный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударишь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь ей за это...
Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь…
1.Ты все-таки слушаешь его…
2.Ты не даешь ему говорить…
Какой ты в школе? В классе учитель уже спросил тебя…
1.Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
2.Ты предоставишь другим возможность ответить….
9. Вывод. Толерантность - это способность человека терпимо относиться к тем, кто думает и поступает не так, как ты.(Слайд 11).
10. Творческая работа. «Загадочная планета»
- Давайте заселим загадочную планету человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.
Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
11.Опрос родителей и детей. (Слайд 12).
А сейчас проведем опрос среди детей и родителей « Что является самым важным в жизни каждого человека, независимо от его культурной, расовой и религиозной принадлежности».
Здесь вы видите ответы, которые встречались самое большое количество раз.
Ребята назвали такие ценности, как семья, искренность, взаимопонимание, дружба, взаимопомощь, доброта, Родина.
(По мнению нашей социологической группы, такой выбор свидетельствует о нравственной зрелости наших ребят).
Мы видим, что у нас с родителями многие ценности совпадают. Больше всего и ребят и родителей сообщили, что самое важное для них – взаимопонимание, семья, любовь, дружба и доброта, готовность прийти на помощь.
11. Подведение итогов.
-Ребята, вы поняли, что такое толерантность?
(Ребята читают стихи.) (Слайды 13, 14, 15).
Что такое толерантность?
Я ответить вам могу.
Это значит - уваженье
К мыслям, чувствам и талантам.
Это значит – отношенье
Как к друзьям, а не к врагу.
Не беда, что не похожи
Формой глаз и цветом кожи,
Так велик и многогранен,
многолюден белый свет.
Если ты душою чистый,
если добр твой образ мыслей,
То на каждую улыбку
Друга ты найдёшь в ответ.
Уважай чужой обычай,
Образ жизни и привычки,
Через внешние отличья
В суть и в душу загляни.
И духовные богатства –
Дружбу, мир, любовь и братство,
Чувство общего единства
В самом сердце сохрани.
12. Рефлексия.
- В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни обид. А что же для этого нужно? (ответы детей). (Слайд 16).
-Вы все разныекто - то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе.
( Слайд 17).
(На доске прикреплены рисунки- солнышко и тучка.)
- На столах у вас есть фотографии. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя комфортно, прикрепите на солнышко своё фото, а если вам было грустно и не интересно, то прикрепите на тучку.
(Звучит песня «Дружба»)
Литература.
Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
Семина Л.И.Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия// Семья и школа.2001.№№11,12, с.36-40.