Данная разработка раскрывает учащимся понятие «дружба», какой она должна быть, какими должны быть настоящие друзья; помогает выработать правила отношений, позволяющих сохранить дружбу; развить навыки поведения в дружеских конфликтах. Может быть использована при проведении классных часов в старших классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Поговорим о дружбе» »
Классный час
«Поговорим о дружбе»
Разработан классным воспитателем МОУ ШИЛИ Василенко К.Т.
Цели, задачи:
Выяснить, каким, по мнению учащихся, должен быть настоящий друг.
Как можно разрешить разногласия между друзьями.
План:
Вступительное слово воспитателя.
«Кого можно назвать настоящим другом?».
«Что говорят подростки о своих друзьях».
Практическая работа:
«Незаконченные предложения…».
«Проблемы друзей».
«Как мне поступить?».
Оборудование: заранее объявить учащимся о теме классного часа, дать задание подготовить пословицы о дружбе; на перемене расставить парты и предложить учащимся разделиться на группы; на доске – тема классного часа, стихотворение В.Шекспира:
- Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может.
И во всем без лишних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный.
Ход:
Воспитатель: тема нашего классного часа «Дружба». У каждого из нас свое представление о том, что такое дружба и настоящий друг.
Давайте начнем наш классный час стихотворением В.Шекспира (зачитывает стихотворение, написанное на доске).
Так что же такое дружба? Как вы для себя определяет это понятие?
(ответы учащихся).
Воспитатель: в энциклопедии дружба определяется как отношения между людьми, основанные на взаимопонимании, взаимной привязанности, общности интересов, целей и выдержавшие проверку временем.
Составьте 5 предложений «Друг – это тот, кто…», учащиеся зачитывают свои варианты и делают вывод, какие качества являются наиболее важными в дружеских отношениях).
Воспитатель: «Настоящий, истинный друг – это тот, кто понимает нас, кому можно доверить любые проблемы, зная, что друг замкнет их в своем сердце. Всем нужен такой друг. Но чтобы его отыскать, нам самим надо научиться быть настоящим другом.
Друзья всегда понимают друг друга. Научиться понимать друг друга – основа уважения, потому что так мы понимаем ценность друг друга. Это может потребовать определенных усилий, времени и терпения. Но если мы сделаем усилие, мы откроем для себя, какой у нас замечательный друг. Поэтому, чтобы в дружбе было согласие, понимание, нужны немалые усилия с обеих сторон. Ничто не приходит само собой.
Потребность дружить, иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в вашем возрасте, в ранней юности. В вашем возрасте едва ли не главное для вас в жизни, что вы принадлежите к компании друзей, что другие понимают и любят вас. Нередко случается, что друзья в этот период становятся ближе, чем члены семьи. Человеку надо чувствовать, что он не одинок, что он кому-то нужен. Только родительских чувств уже недостаточно. Вам нужно, чтобы кто-то понимал вас и разделял ваши переживания. На кого можно положиться и что кто-то ценит тебя таким, каков ты есть.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за того, кого обижают, уступить место в транспорте (даже если кто-то будет над тобой насмехаться), помочь кому-то (даже если ты куда-то спешишь) – все это проявления порядочности.
В разговоре о дружбе я бы поставила порядочностьна первое место. Потому что уверена – лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Такие, о которых мечтает каждый из вас.
Воспитатель: А как вы думаете, какие человеческие пороки несовместимы с дружбой?
Дружба помогает избавиться от таких недостатков, как: вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, нерешительность.
Древнеримский философ Цицерон сказал: «Дружба возможна только между честными людьми».
Дружба несет в себе огромную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее, гуманнее. Жизнь преподносит немало свидетельств того, что многие неудачи и даже трагедии случались с людьми именно потому, что в трудный момент рядом не было истинного друга, способного оказать необходимую помощь.
Настоящая дружба немыслима без самоотдачи. Бескорыстной, не требующей в ответ ни наград, ни даров.
Даже между лучшими друзьями могут возникнуть ссоры. Очень важной стороной дружбы является осознание того, что вы можете ссориться и в то же время оставаться друзьями.
А есть еще такое понятие, как «лжедружба». Как вы понимаете это выражение? (ответы учащихся).
Признаки лжедружбы: оправдание недостатков близкого человека, нетребовательность к нему.
Народная мудрость гласит: «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Недруг поддакивает, а друг спорит».
Так как же и где найти друга и как возникает настоящая дружба?
Есть несколько факторов, влияющих на зарождение дружбы:
1. Взаимная досягаемость.
(согласитесь, что гораздо меньше шансов познакомиться с кем-либо, кто ходит в другую школу или живет в другом городе).
Взаимодействие.
(Мы часто находим друзей среди тех, кто с нами учится или отдыхает).
Позитивное ожидание.
(надежда на то, что он(она) непременно будет приятным человеком и что вы сможете найти общий язык, повышает шанс установить благоприятные отношения. В жизни мы соприкасаемся с разными людьми: соседями, родителями, одноклассниками и пр. И если мы испытываем друг к другу симпатию, то это способствует установлению наилучших взаимоотношений, делает нашу жизнь более счастливой и продуктивной.
Сходство.
(расположение одного человека к другому предполагает ответное расположение. Мы с большим вниманием и теплом относимся к тем, кому, как нам кажется, мы нравимся).
Общие интересы, хобби.
( если у человека много интересов или серьезное увлечение одной проблемой, он имеет гораздо больше шансов найти другого, заинтересованного в том же предмете. А человек, ничем не увлекающийся, не будет интересным надолго никому. Часто молодые люди и девушки говорят: «С ним и поговорить не о чем!». Поэтому ищите то, что станет вашим хобби, и что поможет вам завести друзей.
(разбор ситуаций «Как мне поступить?».
Заключение:
Так что же нужно для нормальной дружбы?
- взаимная требовательность друг к другу;
- нетерпимость недостатков;
- честность, искренность;
- взаимная поддержка, помощь в решении трудных проблем;
- преданность и верность дружбе;
- самоотдача (бескорыстная, не требующая в ответ ни наград, ни даров).
Если отношения между людьми не основаны на этих положениях, то их нельзя назвать дружескими.
Итак, сегодня мы узнали, что такое дружба и как выбирать настоящих друзей. И убедились, что дружба – большая ценность. Она возвышает человека, помогает ему стать сильнее, благороднее, богаче душой и сердцем.
Конечно, мы рассмотрели идеальный образ дружбы. Он отличается от реальных дружеских отношений. В жизни не все так гладко. Но надо помнить о том, что в дружбе воплощаются выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения.
Надеюсь, что все, о чем мы с вами сегодня говорили, поможет вам в дальнейшей жизни.
Аннотация к классному часу «Поговорим о дружбе».
Данная разработка раскрывает учащимся понятие «дружба», какой она должна быть, какими должны быть настоящие друзья; помогает выработать правила отношений, позволяющих сохранить дружбу; развить навыки поведения в дружеских конфликтах. Может быть использована при проведении классных часов в старших классах.