Классный час на тему "Я гражданин России". Формировать у обучающих стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.Ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Классный руководитель – Что такое Родина? (Слайд 2)
Родина! Это слово с детства знает каждый Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
1 ведущий:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Классный руководитель
Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы обучающихся).
2 ведущий:
(Слайд 3)
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется то место, где вы родились и выросли?
(ответы учащихся).
1 ведущий:
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Классный руководитель: Все мы с вами живем в большой стране – Россия (это наша Родина). У каждой страны есть свои символы.
Что относится к государственным символам любой страны?
К государственным символам любой страны относятся (ответы обучающихся)
Государственный Герб,
Государственный Флаг
Государственный Гимн.
1 ведущий:
(Слайд 4)
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству.
Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
2 ведущий:
(Слайд 5)
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона.
1 ведущий:
(Слайд 6)
Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
С 21 августа 1991 Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
Алый (красный) – символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.
1 ведущий: (Слайд 7)
Гимн России (музыка).
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение ''московское время''? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся).
Классный руководитель: (Слайд 8)
Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
1 ведущий: (Слайд 9)
Но кроме Москвы, в нашей стране есть много городов, которыми мы по праву гордимся – это города с богатой историей, с памятниками архитектуры, посмотреть которые едут не только россияне, но и люди из других стран.
(Слайд 10)Суздаль и Ростов
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы- лебеди
Суздаль и Ростов.
2 ведущий:
(Слайд 11)Тверь и Кострома
На широкой Волге
Тверь и Кострома,
Башенки резные,
Чудо - терема.
1 ведущий:
(Слайд 12)
Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
2 ведущий:
(Слайд 13)
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
1 ведущий:
(Слайд 14)
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца - матрёшки,
А из Тулы пряники.
(Слайд 15)
Города старинные-
К солнышку лицом –
Для России стали
Золотым кольцом.
Классный руководитель: (Слайд 16)
Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь.
Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зеленый наряд - леса.
1 ведущий:
Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина.”
2 ведущий:
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Классный руководитель:(Слайд 17)
Вы родились в России .
Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию.
Р – родина
О – особенная одна огромная
С – славная сильная
С – смелая свободная
И – искусная историческая идеальная
Я – ясная яркая я.
1 ведущий:
На свете много разных стран, но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
2 ведущий:
(Слайд 18)
На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. Европейской части протекает самая длинная река Европе – это Волга.
1 ведущий: (Слайд 19)
ответветьте на следующие вопросы.
С помощью математических расчетов узнайте ее длину р. Волга. Наименьшее четырехзначное число увеличьте в 3 раза, прибавьте сумму чисел 190 и 340
Ответ : 3530 км
– Назовите самое большое озеро в мире? (Каспийское.)
– Назовите самое – глубокое в мире? (Байкал.)
2 ведущий: В России растет самый большой лес на земле – это четвертая часть всех лесных запасов планеты.
Чтец: (Слайд 20)
Стих С. Васильева “Россия”
… люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
(Слайд 21)люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!
1 ведущий: (Слайд 22)
– Назовите самое главное богатство страны? Народ
2 ведущий:
(Слайд 23-24)Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. .
(Слайд 25)Наш народ широк душой и долготерпеливый.
1 ведущий:
(Слайд 26)– Как называют жителей нашей страны? Россияне
2 ведущий:
Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.
1 ведущий:
(Слайд 27)– Как понимаете пословицу “Мы – сто тысяч “ Я”?
– Что значит быть гражданином своей страны?
(Слайд 28)
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа
(Слайд 29)
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Осознавать свою ответственность за судьбу Родины , ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.
(Слайд 30)
– Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? (Показ слайда.) – Почему вы их так быстро узнали?
Это выдающие личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремление отдали служению обществу, народу, укрепляли могущество России.
Стремление каждого гражданина улучшать благосостояние своей страны.
Только когда люди объединяются все вместе, добиваются больших результатов.
(Слайд 31)
Именно люди делают Родину славной и великой.
(Слайд 32)
Взгляд в будущее.
Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.
– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?
Давайте заглянем в будущее.
Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.
Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.
– Кто доволен увиденным образом будущего? – Что там больше всего понравилось?
Все ваши планы обязательно сбудутся
Берегите Россию – нет России другой.
Видео “Россия – мы дети твои”.
Литература:
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru