«Энергия в нашей жизни»
Цель: формирование энергосберегающего типа мышления школьников.
Задачи: 1. Сформировать у школьников понимание важности сбережения энергии;
2. познакомить учеников с основными принципами энергосбережения
3. познакомить учеников с проблемами энергосбережения в быту и возможными путями их решения;
4. повысить мотивацию обучения к использованию приемов энергосбережения;
5. развить активный познавательный интерес к изучению вопросов энергосбережения и применение этих знаний на практике.
Оборудование: проектор, компьютер, альбомные листы, фломастеры.
Ход урока:
Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено энергии и ее месту в нашей жизни. И для начала, мне хотелось бы предложить вам прослушать выступление Ген. директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой. (Приложение 1).
В нашей стране есть ФЗ «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии.
Что же такое энергосбережение? – это ряд мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями использования бытовых электроприборов и выработаем правила их более рационального использования.
Использование энергии связано со всеми сферами жизни человека. Назовите их (приготовление пищи, движение транспорта.).
В настоящее время люди не задумываются об источниках этой энергии, пока не случается перебой в ее подаче. Когда же это происходит (отключают свет или тепло), то мы не можем полноценно жить и работать.
Ребята, когда вы выходите из комнаты, всегда ли вы отключаете свет? А когда мы открыаем окно, чтобы проветрить поме0щение, не бывает ли, что мы забываем закрыть окно и выстужеам комнату?
Вот к чему привели блага цивилизации, нам это настолько доступно и обыденно, что мы даже не задумываемся откуда это берется, о необходимости экономии энергии.
Давайте составим список тех бытовых приборов, которые есть у вас дома. А теперь, давайте вычеркнем те, без которых мы легко можем обойтись. (Почему можем обойтись без них?).
И вот, когда у нас остались только необходимые приборы, давайте разберемся, может быть, можно и на них как-то сэкономить энергию? Как?
(Класс делиться на 4 группы, каждой группе дается текст, после прочтения которого они составляют памятку для всех с иллюстрацией).
1. Как правильно осветить помещение. Приложение 2.
2. Как пользоваться стиральной машинкой и утюгом. Приложение 3.
3. Как пользоваться холодильником и пылесосом. Приложение 4.
4. Как пользоваться электроплитой. Приложение 5.
(Каждая группа рассказывает о том, как рационально пользоваться бытовыми электроприборами. Представляют свои памятки).
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
А как узнать сколько энергии вы потратили?
Ученик 1 приготовил для вас доклад «Приборы учета и регулирования энергопотребления». (Читает доклад). Приложение 6.
Как вы думаете, важно ли иметь исправные и современные счетчики у себя дома? Почему?
Молодцы! А сейчас, я раздам вам анкеты, которые вы проведете своим родителям, и по результатам ее, познакомите родителей с тем, как и для чего нужно экономно расходовать энергию. Приложение 7.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено энергии и ее месту в нашей жизни. И для начала, мне хотелось бы предложить вам прослушать выступление Ген. директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой. (Приложение 1).
В нашей стране есть ФЗ «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии.
Что же такое энергосбережение? – это ряд мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями использования бытовых электроприборов и выработаем правила их более рационального использования.
Использование энергии связано со всеми сферами жизни человека. Назовите их (приготовление пищи, движение транспорта..).
В настоящее время люди не задумываются об источниках этой энергии, пока не случается перебой в ее подаче. Когда же это происходит (отключают свет или тепло), то мы не можем полноценно жить и работать.
Ребята, когда вы выходите из комнаты, всегда ли вы отключаете свет? А когда мы открыаем окно, чтобы проветрить поме0щение, не бывает ли, что мы забываем закрыть окно и выстужеам комнату?
Вот к чему привели блага цивилизации, нам это настолько доступно и обыденно, что мы даже не задумываемся откуда это берется, о необходимости экономии энергии.
Давайте составим список тех бытовых приборов, которые есть у вас дома. А теперь, давайте вычеркнем те, без которых мы легко можем обойтись. (Почему можем обойтись без них?).
И вот, когда у нас остались только необходимые приборы, давайте разберемся, может быть, можно и на них как-то сэкономить энергию? Как?
(Класс делиться на 4 группы, каждой группе дается текст, после прочтения которого они составляют памятку для всех с иллюстрацией).
Как правильно осветить помещение. Приложение 2.
Как пользоваться стиральной машинкой и утюгом. Приложение 3.
Как пользоваться холодильником и пылесосом. Приложение 4.
Как пользоваться электроплитой. Приложение 5.
(Каждая группа рассказывает о том, как рационально пользоваться бытовыми электроприборами. Представляют свои памятки).
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
А как узнать сколько энергии вы потратили?
Ученик 1 приготовил для вас доклад «Приборы учета и регулирования энергопотребления». (Читает доклад). Приложение 6.
Как вы думаете, важно ли иметь исправные и современные счетчики у себя дома? Почему?
Молодцы! А сейчас, я раздам вам анкеты, которые вы проведете своим родителям, и по результатам ее, познакомите родителей с тем, как и для чего нужно экономно расходовать энергию. Приложение 7.
Приложение 1.
Тезисы выступления генеральный директор ЮНЕСКО И.Г. Боковой
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!
Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной
организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят
почти все страны мира.
По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила
2015 год Международным годом света и световых технологий.
ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской
Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного
значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам.
Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его
важность в природе и жизни человека.
Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно
солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех
органических веществ – основы живой природы.
Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома,
в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была
бы наша жизнь без света.
Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками
работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря
науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования
электроэнергии на освещение.
Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в
экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение.
Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10%
электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы
накаливания в нашем доме — это сохраненная частичка природы.
Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит
большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и
вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность
улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.
Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура
и воспитание каждого человека. 57
Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного
жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и
энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!
Ирина Бокова
Приложение 2.
Как правильно осветить жилые помещения и экономить электроэнергию
***
Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены
для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью.
В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и
мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной
свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном
освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.
За свою историю человечество использовало для освещения все, что
может гореть. После изобретения электрической лампочки и внедрения
электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом
искусственного освещения. Освещение — это одно из тех применений
энергии, где действительно стоит использовать высококачественную
энергию электричества, но и здесь можно использовать дневной свет
в комбинации с искусственным освещением.
В среднестатистической семье на освещение тратится примерно
половина потребляемой электроэнергии.
Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного.
Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость
помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных
теней.
Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и
потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света
(от стен и потолка) экономит до 80% энергии. Естественная освещённость
зависит также от потерь при прохождении света через оконные стёкла.
Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света, поэтому окна
необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии
напрасно расходуется днём в квартирах на первых, а в некоторых домах -
на вторых и даже третьих этажах. Причина этому – беспорядочные
посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение
в квартиры естественного дневного света.
Искусственное освещение создаётся электрическими
светильниками. В современных квартирах широко распространены
три системы освещения: общее, местное и комбинированное.
При общем освещении можно заниматься работой, не требующей
сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно
являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная
задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно
используют потолочные или подвесные светильники, установленные
в центре потолка. В одном или нескольких местах помещения следует
обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое
освещение требует специальных светильников, устанавливаемых
в непосредственной близости к письменному столу, креслу, кухонному