Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
- Как вы думаете, для чего дети ходят в школу? (Выслушиваются версии детей, через наводящие вопросы выводим на тему дружбы: перемены- игры-друзья.)
- Наверное, у каждого из вас в классе есть друг и не один, а если – нет, то обязательно появится.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Дружба, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты и Дружбы.
2.Основной этап.
1) Остров Верных друзей
Сейчас на экране появятся слова. Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые называют качества человека, с которым бы ты хотел дружить.
развязный помогает в беде
аккуратный часто ссорится
доброжелательный вспыльчивый
вежливый скромный
грубый общительный
неучтивый ласковый
умеет прощать обиды весёлый
чуткий счастливый
отзывчивый наглый
внимательный жадный
крикливый
2)Море пословиц.
-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Посетив остров Верных друзей, мы продолжим плавание по морю пословиц.
Из слов и словосочетаний, появившихся на экране, составьте пословицы. Объясните смысл пословиц.
Человек без друзей - что дерево без корней.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
.Один за всех и все за одного.
Дружба - как стекло, разобьется - не сложишь.
Без друга на сердце вьюга.
3)Город Вежливости.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость людям. Первый шаг к дружбе - это вежливое слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.
Разминка:
-Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит….(добрый день)
-Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь….(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим….(извините, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят….(до свидания)
- Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
Наши добрые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши добрые цветки, закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(дети имитируют движение в соответствие с текстом)
4) Мыс Правильнх поступков.
-Все люди знают эти волшебные слова. Но сила этих волшебных слов зависит от того, когда и как именно они были сказаны. Сказанные грубо и невежливо, такие слова просто перестают быть волшебными.
На мысе Правильных поступков, где мы с вами сейчас оказались, дети учатся совершать правильные и добрые поступки, но у них не всегда получается. Давайте им поможем разобраться в ошибках. (Анализ ситуаций.)
Ситуация №1. Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик - всё время зовёт меня Валькой». «А как ты его зовёшь?- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Ситуация №2. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?»
Ситуация №3. На день рождения мальчику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня уже такая есть!»
Ситуация №4. В школьном коридоре разговаривают два учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»
Правильно ли поступила девочка?
6) Страна Дружбы.
-А вы, ребята, знаете правила дружбы?
Тогда вы станете желанными гостями в стране Верных Друзей.
Когда кому- то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!
Кто же слабый, помогу,-
Я иначе не могу. Если грянет вдруг беда,
Друг поможет нам всегда.
Я предлагаю вам составить свод правил верных друзей:
Будь вежлив со своими товарищами,
Не ссорься, будь справедливым.
Не зазнавайся.
Не перекладывай свою вину на другого.
Уступать.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить. Не злиться.
Не жадничать.
Помогать другу.
Быть честным.
Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Воспитатель читает стихотворение Р. Гамзатова «Берегите друзей».
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг - и повинился-
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
3. Заключительный этап:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец? (Ответы детей)
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Как вы думаете, какая же бабочка была в руках: живая или мёртвая? Почему? Ответы детей.
- Действительно, все в ваших руках, какие совершать поступки, а какие нет.
Рефлексия:
У меня есть сердечко: половинка его красного цвета, половинка – черного.
Вспомните, о чем мы говорили весь классный час, какие чувства в вас проснулись.
Что бы вы хотели изменить в себе, какое качество вам поможет стать добрее? Запишите это качество на сердечке красного цвета, а качество, от которого вы хотели бы избавиться, запишите на сердечке черного цвета.
Звучит финальная песня «Дорога добра» (дети заполняют сердечки)
Эти необычные сердца будут храниться в ЛАРЦЕ ДОБРОТЫ,
А сейчас подойдите все ко мне и встаньте в круг. Я хочу услышать все те добрые слова, которые существуют на нашей земле. У меня в руках сердце, я передаю его кому-нибудь из вас и говорю комплимент, то есть что-то приятное, вы передаете следующему и тоже говорите комплимент.
Список литературы:
Ю.В.Груздина, Н.А.Богачкина. Классные часы с психологом. 1-4 классы. - М.: Планета, 2012
Работаем по новым стандартам. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 2 / Под ред. А.Я.Данилюка - М.: Просвещение, 2011
И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Авторские сценарии внеурочных занятий с младшими школьниками на темы этикета - М.: Планета, 2011
Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы). - М.: ВАКО, 2008 - (Мастерская учителя)