kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Доброта и милосердие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час готовился и проводился для первого этапа конкурса "Самый классный классный". Был снят на видео. На уроке присутствовал батюшка Алексей (благочинный Кстовского района). В ходе класного часа была показана презентация, нарисованы интересные рисунки детьми. Весь классный час был снят на видео. На уроке дети рисовали, пели, орагнизовали круглый стол обсуждения библейской притчи.

Ребята приняли активное участие, рекомендую провести данный классный час и в 6, и в 7, и в 8 классах. Главное, чтобы ребята искренне выражали свое мнение.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час милосердие»

Классный час на тему

«Милосердие, доброта, вежливость»

Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать чувство доброты, милосердия, вежливости.

Подготовительная работа с детьми

Подобрать совместно с классным руководителем рассказы, стихи о добрых поступках, о милосердии, вежливости, подготовить их выразительное чтение, создание презентации. Подготовка танца дружбы с детьми (девочка-мальчик)

Оформление

Фотографии старых людей, матери и ребенка, детей, державшихся за руки.

магниты, ПК, проектор, колонки, карандаши, бумага для рисования, листы для оазисов.

Ход классного часа

Звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты»

Дети (пара) танцуют танец дружбы

Звучит медленная музыка (очень тихо)

Ученик1:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Расул Гамзатов

Учитель. Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспи­таешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу — школу воспитания добрых чувств.

Ученик 3: Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям...».

Учитель: А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу»

Учитель: Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели. А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, война в Северной Осетии, страшные пожары, недавний теракт в Домодедове, вся страна помогала пострадавшим. Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. «Что припрячешь – то погубишь; что раздашь – вернется снова», - писал Шота Руставели. А помните библейское: «воздастся вам по вашим деяниям».

И сейчас к вам с добрым словом обратится настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Большая Ельня батюшка Алексей.

Батюшка Алексей:

(Если не будет слов батюшки) Ученик 2: Немало примеров поразительного человечес­кого бескорыстия породила Великая Отечественная вой­на. Мой рассказ о подвиге жительницы села Семилуки Воронежской области, простой русской женщины - Прасковьи Ивановны Щеголевой. За спасение нашего летчи­ка она заплатила не только собственной жизнью...

Это случилось 15 сентября 1942 года. Просковья Ивановна с матерью и шестью детьми: 18 лет, 6 лет, 4 года, 5 лет, 2 годика и 12 лет — копали картошку на своем огороде. Вдруг началась стрельба, и Щеголевы увидели падающий самолет с красными звездами. Прасковья Ивановна побежала к самолету. В кабине сидел летчик, у него было окровавлено лицо. Он был без со­знания. Через некоторое время летчик пришел в себя. Жен­щины помогли ему добраться до хаты. И тут... показались нем­цы. Летчик вышел из хаты и начал ползком пробираться к ов­рагу. Разъяренные фашисты ворвались в дом, ища летчика. Они били Прасковью Ивановну, ее мать, детей. Овчарки стали рвать детей. Поднялся крик и стон. Но Прасковья Ивановна стояла на своем: «Не видала». Это был поединок материнского серд­ца, мужества и благородства с фашистской дикостью. Ничего не добившись, фашисты всех загнали в погреб и забросали гра­натами. Прасковья Ивановна пожертвовала всем ради спасе­ния летчика. Ее сила непостижима! Ее милосердие — неизме­римо! Ее подвиг - бессмертен!

Прасковья Ивановна Щеголева награждена орденом Оте­чественной войны 1 степени посмертно. В 1967 году на месте захоронения в честь подвига Прасковьи Ивановны был открыт памятник. На открытии присутствовал летчик Мальцев, кото­рого спасла эта удивительная женщина, пожертвовала всем ради него.

Ее подвиг — вершина милосердия ».


Ученик 3: Достигается недешево

Счастье трудных дорог

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряется

Все земные труды.

Может, вырастил дерево

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным теплом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее — Хорошеть самому!



Ученик1: А ты? Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след?

В чужой душе на много лет? Леонид Мартынов










Учитель: А сейчас ребята прочитают по ролям отрывок из рассказа Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»

Ученик 1:«Караван шел по пустыне... Солнце жгло….На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завернув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело своего друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого щелка, остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пустыне... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.

— Что с тобой?

— Пить! — только и мог проговорить умиравший.

Старик посмотрел вслед каравану — он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик поднял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, какое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток... другой.

Лицо умирающего оживилось.

— Ты из рода Оммиадов?

— Да... — ответил старик.

— Я угадал по знаку на руке твоей... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...

— В пустыне пред ликом Аллаха — мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...

Умиравший жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...

— Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.

— А ты?

— Мне все равно жить осталось мало.

— Поедем вместе.

— Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.

Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он молча сел... Остановился...

— У тебя есть родные?

— Никого! — отвечал старик.

— Прощай!

Оставшийся долго смотрел ему вслед... Он обманул своего врага. У старика были дети, но они славились как храбрые воины... Он уже не нужен был им.

Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.

Прошло несколько месяцев.

Та же пустыня. Те же золотые бугры. Тот же караван шел назад. Так же пилигримы взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился...

— Что там? — указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы тоже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных песков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые пальмы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благоуханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников.

У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.

Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколько капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис ключом врага милосердного.

Ученик1:

  • Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?

Ученик2:

Как бы вы поступили на месте молодого араба? Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?

Ученик3:

Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис (вода, растительность)?

Ученик4:

Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода. Что вы предпримете?

Ученик 1: Мы предлагаем вам нарисовать много небольших оазисов на этих листах. Каждый из них подписать словами, обозначающими положительные нравственные понятия, например, вежливость, милосердие, доброта, сострадание, уважение и др.

Небольшие зарисовки учитель прикрепляет на магнитную доску.

Ученик 1: Мы желаем, чтобы в ваших душах также много было светлых оазисов.

Ученик 2: Чтобы после общения с вами в душах людей возрождалась жизнь, было тепло, чтобы вы дарили всем вокруг только радость, дружелюбие, милосердие.

Я прочту вам стихотворение Александра Яши­на

«Спешите делать добрые дела».

Мне с отчимом невесело живется

Все ж он меня растил — и оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

«Когда он слег и тихо умирал, —

Рассказывает мать, -

День ото дня все чаще

Вспоминал меня и ожидал:

«Вот Шурку бы ... Уж он бы спас меня?»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил, мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю, хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас...

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века...

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы смог...

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!


Ученик3: В прошлом году мы с вами осуществили благотворительную акцию к празднику «9 Мая»: вскопали клумбы для цветов на школьном участке, потом засадили их цветами.

Подумайте, какой благотворительный проект вы хотели бы осуществить в этом году, может быть, не один.

Учитель: А теперь повторяйте за нами.

(учитель и ведущие поют песню «Землю обмотали…»)

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.


Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнется незнакомый хмурый человек,

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнется незнакомый хмурый человек.


Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.






































Просмотр содержимого документа
«Милосердие»

8-9 классы \

Классные часы

Классный час «В дела ты добрые вложи,

ВСЕ ЛУЧШЕЕ СВОЕЙ ДУШИ»

Учитель. Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспи­таешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в !уше одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу — школу воспитания добрых чувств.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе-эеживать за других людей создает основу человеческого счас­тья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и челове­ческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфу-лй сказал:

«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».

Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, ч ч давать счастье многим людям...».

А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные

-': за: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни —

-: чествовать себя нужным близким людям.

Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...» Этрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как

«;:орота», «милосердие», «доброжелательность», «внимание

.зг*~ к другу».

(Выходит ученица и читает стихотворение Р. Гамзатова.)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Уч ител ь. Человеколюбие общества, семьи, отдельш

ловека определяется прежде всего отношением к детя рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в по] стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы 1 гда имеем возможность помочь, но к этому надо стрем^

Многие организации, отдельные граждане нашей с осуществляют акции милосердия по отношению к вое никам детских домов, школ-интернатов, жителям дом( старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-с детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыкант

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

я яте л ь. Человеколюбие общества, семьи, отдельного че­рв определяется прежде всего отношением к детям, ста-1м. к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, млением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все-сиеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. !ногие организации, отдельные граждане нашей страны иествляют акции милосердия по отношению к воспитан-ш детских домов, школ-интернатов, жителям домов пре-елых. к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди-I, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из Кого лома. Наши выдающиеся артисты и музыканты про-

Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы испове­дать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановив на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернул^.; домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худо; маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул голо­вой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кро­вати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач пропи­сал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужо­го стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы соверши­ли, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-ни­будь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это; А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встре­тил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацве­тет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавеси­ну и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл.

(Звучит музыка.)

«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не дви­гаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»

Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни ком-

позитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.

3-й чтец. Если говорить о самопожертвовании, я хотел бы привести пример — жизнь великого польского педагога Януша Корчака. Я прочитаю рассказ «Великий мыслитель-педагог».

«Януш Корчак, старый человек с добрыми проницательны­ми глазами, прожил красивую жизнь, был известным в Польше врачом, лечил раненых в русско-японскую войну, а в двадцать девять лет сделал окончательный выбор — отказался от семьи, личной жизни, чтобы всего себя посвятить чужим детям и дет­ству. В большом доме, отданном детям, он поселился в малень­кой комнатке под крышей, здесь он ночами писал сказки для детей и книги для взрослых, а дни отдавал детям.

Хенрих Гольдшмит, такова настоящая фамилия педагога, отдал России часть своей жизни, знаний, добра. Именно рус­ских солдат он лечил в Харбине. Вся жизнь Корчака была по­священа детям. Он стал воспитателем Дома сирот в Варшаве. «Те, у кого не было безмятежного детства, страдают от этого всю жизнь», — считал он. В основе педагогики лежит доверие к ребенку, уважение к его личности. Он был требовательным и все прощал. Говорил: «Бог в ребенке». Он не учил детей рели-гаи. Был блестяще образован, искал смысл жизни.

Корчак жил в квартале еврейской бедноты, в небольшой квар­тире. Увлекался Сократом, Чеховым, Тагором. Любимой кни­гой его была Библия, обряды не соблюдал, но верил в заповеди.

4 августа 1942 года он сделал последние записи в дневнике, а через два дня вместе с воспитанниками отправился в товар­ных вагонах в лагерь смерти в Треблинку, а через несколько дней он вошел с ними на эшафот бессмертия — в газовую ка­меру. Дело Корчака не кануло в безвестность. В небольшом не­мецком городке Дис первый день учебного года объявлен Днем Корчака. Дети в этот день становятся хозяевами городка. По гддио и телевидению идут приготовленные ими программы. Всюду в городе — дети. Взрослые лишь гости. Корчак писал: «Дети—князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте чистое, ;:ное, непорочное, святое детство».

4-й ч т е ц. А я бы хотел продолжить тему о женщинах, име -«: лих все блага, воспитанных в высшем свете, но принебрег-и их всем этим ради своего духовного, высшего призвания. «Мать Мария».

«Всегда были люди, к которому приникали как к источнику света, теплоты и всечеловеческой любви.

Мать Мария — в миру Елизавета Юрьевна Кузьмина^Кара-ваева, бестужевка, поэтесса, которая была единственной из женщин допущена к негасимому костру высоколобых мысли­телей. Рассказ о Матери Марии — это поэма о милосердии, доб-ролюбии, бесстрашии, благородстве, поэма веры в бессмертие души, о желании спасти отдельную личность.

Девушка Лиза Кузьмина, почти девочка, в которую был влюблен Гумилев, которой посвятил свои стихи Блок, была осо­бенной. В молодости — член партии социалистов-революцио­неров (эссеры), вместе с молодежью того времени Елизавета Кузьмина звала бурю, готовя террористический акт. Потом в Париже встретила того, кого должна была убить. Покаялась, злом добра не достигнешь, а только пониманием. Это стало основой ее жизни. Судьба забрала ее в эмиграцию.

Там она с отцом Дмитрием Клепининым при Лурмелоской церкви создала убежище для русских эмигрантов. С ними же она разделила трагическую судьбу. Она погибла в лагере смер­ти Равенсбрюке, а.он в Бухенвальде.

А какие замечательные стихи вышли из-под пера Материи Марии! Но вот она принимает монашество. Всей душой при­нимает страдание людей и решает, что страдание мира должна искупить собственным трудом. «Выбрать келью под елью» она не захотела, ибо считала, что забота о ближнем есть долг хрис­тианства и церкви. Все умела делать: шила, кроила, пекла хлеб. Ханжи ненавидели ее. Она писала: «Крест Христов — не про­сто знак религии, который мы носим, это полная отдача себя».

Война. Фашисты свозили на спецмашинах в концлагеря лю­дей из убежищ, приютов. Среди них были друзья Матери Ма­рии и сама она. Мать Мария поступила согласно заветам Хри­ста: заменила собой, уже пожилой женщиной, молодую еврей­ку, которую направили для сожжения в крематорий Равенсбрюка.

Мать Мария — символ добра и милосердия.

5-й чтец. Я продолжу тему Великой Отечественной вой­ны. Она породила немало примеров поразительного человечес­кого бескорыстия... Мой рассказ о подвиге жительницы села Семилуки Воронежской области, простой русской женщины -Прасковьи Ивановны Щеголевой. За спасение нашего летчи­ка она заплатила не только собственной жизнью...

Это случилось 15 сентября 1942 года. Просковья Ивановна с матерью и шестью детьми: 18 лет, 6 лет, 4 года, 5 лет, 2 годика и 12 лет — копали картошку на своем огороде. Вдруг началась стрельба, и Щеголевы увидели падающий самолет с красными звездами. Прасковья Ивановна побежала к самолету. В кабине сидел летчик, у него было окровавлено лицо. Он был без со­знания. Через некоторое время летчик пришел в себя. Жен­щины помогли ему добраться до хаты. И тут... показались нем­цы. Летчик вышел из хаты и начал ползком пробираться к ов­рагу. Разъяренные фашисты ворвались в дом, ища летчика. Они били Прасковью Ивановну, ее мать, детей. Овчарки стали рвать детей. Поднялся крик и стон. Но Прасковья Ивановна стояла на своем: «Не видала». Это был поединок материнского серд­ца, мужества и благородства с фашистской дикостью. Ничего не добившись, фашисты всех загнали в погреб и забросали гра­натами. Прасковья Ивановна пожертвовала всем ради спасе­ния летчика. Ее сила непостижима! Ее милосердие — неизме­римо! Ее подвиг - бессмертен!

Прасковья Ивановна Щегалева награждена орденом Оте­чественной войны 1 степени посмертно. В 1967 году на месте захоронения в честь подвига Прасковьи Ивановны был открыт памятник. На открытии присутствовал летчик Мальцев, кото­рого спасла эта удивительная женщина, пожертвовала всем ради него.

Ее подвиг — вершина милосердия ».

6-й чтец. Я вам прочту рассказ «Ее 48 детей».

«Первых детей сестра милосердия Александра Абрамовна Деревская взяла на воспитание, когда ей минуло едва 18 лет. В Гражданскую войну тысячи сирот бродили по дорогам, и она приютила Митю и Тимошу. Прошло много лет. Грянула Вели­кая Отечественная война. Александра Абрамовна выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных ребят, при­носила самых слабых домой. Потом пошло «ленинградское пополнение» — девять истощенных голодом и бедой детей. В город Ромны Деревская вернулась с 30-ю детьми. Но ежегодно семья прибавлялась и прибавлялась. Дети Александры Абра-мовны каждый год собираются в украинском городке Ромны на Интернациональной улице, 14, идут в школу-интернат име­ни их матери. Здесь рядом поставлен памятник их маме. Жен­щине, матери, награжденной орденом Трудового Красного Креста за воспитание детей.




Ей посмертно присвоили звание «Мать-героиня».

7-й чтец. Достигается недешево Счастье трудных дорог Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Этой мерой измеряется Все земные труды. Может, вырастил дерево На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Плавок мирным теплом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошеть самому!

8-й чтец. Свою страничку я хочу назвать «Из жизни стран­ных людей». Это рассказ о человеке, творящем добро в наши дни.

«Отец Зиновий стоял посреди комнаты в черной рясе и иг­рал на скрипке. От него исходила заразительная энергия. Мо­царта сменили Бах, Вивальди. Скрипка дрожала нежно, тре­петно.

Его судьба несет непростые перипетии жизни.

Отец Зиновий, бывший в миру Анатолием Корзинкиным, был профессиональным музыкантом с консерваторским обра­зованием, преподавал в музыкальном училище. Приняв мона­шеский сан, становится настоятелем церкви. Путь к Богу у каж­дого свой. Отец Зиновий нашел свою истину, благодаря кото­рой он воспринимает мир бесконечным, прекрасным, разумным и гармоничным. Его помыслы обращены к детям. Первым его христианским деянием было открытие воскрес­ной школы в Щиграх. Воистину ему дал Господь многое. Дал и призвал служить людям. Им был дан незабываемый концерт, устроенный на Рождество, с конфетами, пирогами и чаем, под музыку Паганини, Чайковского, под записи знаменитых хо­ров духовного песнопения. При воскресной школе открылся иконописный класс, детский хор. Казалось, больше уже не придумаешь. ан нет! Он открыл еще христианский лагерь. Идея

вовсе не вынашивалась, а просто выпрыгнула из сердца отца Зиновия, словно солнечный зайчик. Он знал, что немногие по­падут в пионерские лагеря. Из пожертвований прихожан, про­дажи свечей, ритуальных мероприятий выделены деньги на по­купку дома, столов, лавок, посуды, книг, спортивного инвен­таря, рояля. По своей сути этот лагерь напоминал скаутский. Многие подростки впервые услышали о Цветаевой, Солжени­цыне, Мандельштаме. А можете ли вы представить, как звучит рояль, скрипка, виолончель у пруда? Детский коллектив ста­рался стать единой духовной семьей. Игумен Зиновий счита­ет: «Пора преображаться душой и ликом. Хватит критиковать, изобличать, разрушать. Пора восстанавливаться, зарождать, возносить и славиться, любить детей...»

9-й чтец. Я прочту вам стихотворение Александра Яши­на «Спешите делать добрые дела».

Мне с отчимом невесело живется Все ж он меня растил — и оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его.

«Когда он слег и тихо умирал, —

Рассказывает мать, -

День ото дня все чаще

Вспоминал меня и ожидал:

«Вот Шурку бы ... Уж он бы спас меня?»

Бездомной бабушке в селе родном Я говорил, мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, хлеба воз куплю. Мечтал о многом, много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас...

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века...

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы смог...

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!

Учитель. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенномдобромделе.

Конечно, нам понятно эмоциональное восклицание Шек­спира: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного чело­века?!» Однако здесь, видимо, надо проявить известную тер­пимость. Очень метко заметил римский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?» Действительно, когда мы встре­чаем обязанного человека, то нередко вспоминаем, как он дол­жен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и об этом забываем.

Суть бескорыстного, отношения к человеку выразил дру­гой римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассуд­ный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело!»

Видимо, осознание сделанного добра — высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против добро­ты», - утверждает французский мыслитель Ж-Ж. Руссо.

10-й чтец. Человек — он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат. И восход. И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света, То с жестоким, то с добрым огнем. Человек - он зима, или лето, Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя. Версты и время. И от атомных бурь не ослеп. Человек - он и почва, и семя, И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночеств? И встреч? Человек — он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!

Учитель. А теперь попробуйте продолжить тему о добре и милосердии, высказывая те мысли, которые вы бы, может быть, не захотели бы сказать вслух, а изложили на листе бумаги.

Не подписывайте листочек. Постарайтесь выразить те чув­ства, которые возникли у вас сегодня после того, что услышали. (Учащиеся пишут, звучит тихая музыка.)

Просмотр содержимого презентации
«Классный час Доброта Милосердие»

«Милосердие, доброта» Классный час

«Милосердие,

доброта»

Классный час

Ребята, давайте жить дружно !!!

Ребята, давайте жить дружно !!!

Ребята, давайте жить дружно !!!

Ребята, давайте жить дружно !!!

« ...В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.» В.А.Сухомлинский

« ...В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.»

В.А.Сухомлинский

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...» А.М.Горький

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»

А.М.Горький

МЧС России

МЧС России

«Что припрячешь – то погубишь; что раздашь – вернется снова» Шота Руставели

«Что припрячешь – то погубишь; что раздашь – вернется снова»

Шота Руставели

« воздастся вам по вашим деяниям»

« воздастся вам по вашим деяниям»

Прасковья Ивановна Щеголева Награждена орденом отечественной войны 1 степени посмертно

Прасковья Ивановна Щеголева

Награждена орденом отечественной войны

1 степени посмертно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час "Доброта и милосердие"

Автор: Ханова Светлана Вячеславовна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка классного часа Доброта, гуманность, честность и милосердие – основа нравственного воспитания "
    ["seo_title"] => string(107) "razrabotka-klassnogho-chasa-dobrota-ghumannost-chiestnost-i-milosierdiie-osnova-nravstviennogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117489"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412794813"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Классный час для 7 класса на тему "Милосердие - зеркало души""
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyi-chas-dlia-7-klassa-na-tiemu-milosierdiie-zierkalo-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "263654"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449582837"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час  " Что такое доброта?" "
    ["seo_title"] => string(33) "klassnyi-chas-chto-takoie-dobrota"
    ["file_id"] => string(6) "137103"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417270733"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Классный  час на тему « Благотворительный марафон "Ты нам нужен!"»"
    ["seo_title"] => string(65) "klassnyi-chas-na-tiemu-blaghotvoritiel-nyi-marafon-ty-nam-nuzhien"
    ["file_id"] => string(6) "301604"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456942130"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час-игра "Толерантность — это дружба!" "
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-ighra-tolierantnost-eto-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "120002"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413567346"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства