8-9 классы \
Классные часы
Классный час «В дела ты добрые вложи,
ВСЕ ЛУЧШЕЕ СВОЕЙ ДУШИ»
Учитель. Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в !уше одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе-эеживать за других людей создает основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфу-лй сказал:
«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».
Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, ч ч давать счастье многим людям...».
А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные
-': за: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни —
-: чествовать себя нужным близким людям.
Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...» Этрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как
«;:орота», «милосердие», «доброжелательность», «внимание
.зг*~ к другу».
(Выходит ученица и читает стихотворение Р. Гамзатова.)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши.
4В
Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Уч ител ь. Человеколюбие общества, семьи, отдельш
ловека определяется прежде всего отношением к детя рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в по] стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы 1 гда имеем возможность помочь, но к этому надо стрем^
Многие организации, отдельные граждане нашей с осуществляют акции милосердия по отношению к вое никам детских домов, школ-интернатов, жителям дом( старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-с детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыкант
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
я яте л ь. Человеколюбие общества, семьи, отдельного черв определяется прежде всего отношением к детям, ста-1м. к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, млением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все-сиеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. !ногие организации, отдельные граждане нашей страны иествляют акции милосердия по отношению к воспитан-ш детских домов, школ-интернатов, жителям домов пре-елых. к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди-I, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из Кого лома. Наши выдающиеся артисты и музыканты про-
Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановив на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернул^.; домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худо; маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это; А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл.
(Звучит музыка.)
«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни ком-
позитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
3-й чтец. Если говорить о самопожертвовании, я хотел бы привести пример — жизнь великого польского педагога Януша Корчака. Я прочитаю рассказ «Великий мыслитель-педагог».
«Януш Корчак, старый человек с добрыми проницательными глазами, прожил красивую жизнь, был известным в Польше врачом, лечил раненых в русско-японскую войну, а в двадцать девять лет сделал окончательный выбор — отказался от семьи, личной жизни, чтобы всего себя посвятить чужим детям и детству. В большом доме, отданном детям, он поселился в маленькой комнатке под крышей, здесь он ночами писал сказки для детей и книги для взрослых, а дни отдавал детям.
Хенрих Гольдшмит, такова настоящая фамилия педагога, отдал России часть своей жизни, знаний, добра. Именно русских солдат он лечил в Харбине. Вся жизнь Корчака была посвящена детям. Он стал воспитателем Дома сирот в Варшаве. «Те, у кого не было безмятежного детства, страдают от этого всю жизнь», — считал он. В основе педагогики лежит доверие к ребенку, уважение к его личности. Он был требовательным и все прощал. Говорил: «Бог в ребенке». Он не учил детей рели-гаи. Был блестяще образован, искал смысл жизни.
Корчак жил в квартале еврейской бедноты, в небольшой квартире. Увлекался Сократом, Чеховым, Тагором. Любимой книгой его была Библия, обряды не соблюдал, но верил в заповеди.
4 августа 1942 года он сделал последние записи в дневнике, а через два дня вместе с воспитанниками отправился в товарных вагонах в лагерь смерти в Треблинку, а через несколько дней он вошел с ними на эшафот бессмертия — в газовую камеру. Дело Корчака не кануло в безвестность. В небольшом немецком городке Дис первый день учебного года объявлен Днем Корчака. Дети в этот день становятся хозяевами городка. По гддио и телевидению идут приготовленные ими программы. Всюду в городе — дети. Взрослые лишь гости. Корчак писал: «Дети—князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте чистое, ;:ное, непорочное, святое детство».
4-й ч т е ц. А я бы хотел продолжить тему о женщинах, име -«: лих все блага, воспитанных в высшем свете, но принебрег-и их всем этим ради своего духовного, высшего призвания. «Мать Мария».
«Всегда были люди, к которому приникали как к источнику света, теплоты и всечеловеческой любви.
Мать Мария — в миру Елизавета Юрьевна Кузьмина^Кара-ваева, бестужевка, поэтесса, которая была единственной из женщин допущена к негасимому костру высоколобых мыслителей. Рассказ о Матери Марии — это поэма о милосердии, доб-ролюбии, бесстрашии, благородстве, поэма веры в бессмертие души, о желании спасти отдельную личность.
Девушка Лиза Кузьмина, почти девочка, в которую был влюблен Гумилев, которой посвятил свои стихи Блок, была особенной. В молодости — член партии социалистов-революционеров (эссеры), вместе с молодежью того времени Елизавета Кузьмина звала бурю, готовя террористический акт. Потом в Париже встретила того, кого должна была убить. Покаялась, злом добра не достигнешь, а только пониманием. Это стало основой ее жизни. Судьба забрала ее в эмиграцию.
Там она с отцом Дмитрием Клепининым при Лурмелоской церкви создала убежище для русских эмигрантов. С ними же она разделила трагическую судьбу. Она погибла в лагере смерти Равенсбрюке, а.он в Бухенвальде.
А какие замечательные стихи вышли из-под пера Материи Марии! Но вот она принимает монашество. Всей душой принимает страдание людей и решает, что страдание мира должна искупить собственным трудом. «Выбрать келью под елью» она не захотела, ибо считала, что забота о ближнем есть долг христианства и церкви. Все умела делать: шила, кроила, пекла хлеб. Ханжи ненавидели ее. Она писала: «Крест Христов — не просто знак религии, который мы носим, это полная отдача себя».
Война. Фашисты свозили на спецмашинах в концлагеря людей из убежищ, приютов. Среди них были друзья Матери Марии и сама она. Мать Мария поступила согласно заветам Христа: заменила собой, уже пожилой женщиной, молодую еврейку, которую направили для сожжения в крематорий Равенсбрюка.
Мать Мария — символ добра и милосердия.
5-й чтец. Я продолжу тему Великой Отечественной войны. Она породила немало примеров поразительного человеческого бескорыстия... Мой рассказ о подвиге жительницы села Семилуки Воронежской области, простой русской женщины -Прасковьи Ивановны Щеголевой. За спасение нашего летчика она заплатила не только собственной жизнью...
Это случилось 15 сентября 1942 года. Просковья Ивановна с матерью и шестью детьми: 18 лет, 6 лет, 4 года, 5 лет, 2 годика и 12 лет — копали картошку на своем огороде. Вдруг началась стрельба, и Щеголевы увидели падающий самолет с красными звездами. Прасковья Ивановна побежала к самолету. В кабине сидел летчик, у него было окровавлено лицо. Он был без сознания. Через некоторое время летчик пришел в себя. Женщины помогли ему добраться до хаты. И тут... показались немцы. Летчик вышел из хаты и начал ползком пробираться к оврагу. Разъяренные фашисты ворвались в дом, ища летчика. Они били Прасковью Ивановну, ее мать, детей. Овчарки стали рвать детей. Поднялся крик и стон. Но Прасковья Ивановна стояла на своем: «Не видала». Это был поединок материнского сердца, мужества и благородства с фашистской дикостью. Ничего не добившись, фашисты всех загнали в погреб и забросали гранатами. Прасковья Ивановна пожертвовала всем ради спасения летчика. Ее сила непостижима! Ее милосердие — неизмеримо! Ее подвиг - бессмертен!
Прасковья Ивановна Щегалева награждена орденом Отечественной войны 1 степени посмертно. В 1967 году на месте захоронения в честь подвига Прасковьи Ивановны был открыт памятник. На открытии присутствовал летчик Мальцев, которого спасла эта удивительная женщина, пожертвовала всем ради него.
Ее подвиг — вершина милосердия ».
6-й чтец. Я вам прочту рассказ «Ее 48 детей».
«Первых детей сестра милосердия Александра Абрамовна Деревская взяла на воспитание, когда ей минуло едва 18 лет. В Гражданскую войну тысячи сирот бродили по дорогам, и она приютила Митю и Тимошу. Прошло много лет. Грянула Великая Отечественная война. Александра Абрамовна выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных ребят, приносила самых слабых домой. Потом пошло «ленинградское пополнение» — девять истощенных голодом и бедой детей. В город Ромны Деревская вернулась с 30-ю детьми. Но ежегодно семья прибавлялась и прибавлялась. Дети Александры Абра-мовны каждый год собираются в украинском городке Ромны на Интернациональной улице, 14, идут в школу-интернат имени их матери. Здесь рядом поставлен памятник их маме. Женщине, матери, награжденной орденом Трудового Красного Креста за воспитание детей.
Ей посмертно присвоили звание «Мать-героиня».
7-й чтец. Достигается недешево Счастье трудных дорог Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Этой мерой измеряется Все земные труды. Может, вырастил дерево На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Плавок мирным теплом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее — Хорошеть самому!
8-й чтец. Свою страничку я хочу назвать «Из жизни странных людей». Это рассказ о человеке, творящем добро в наши дни.
«Отец Зиновий стоял посреди комнаты в черной рясе и играл на скрипке. От него исходила заразительная энергия. Моцарта сменили Бах, Вивальди. Скрипка дрожала нежно, трепетно.
Его судьба несет непростые перипетии жизни.
Отец Зиновий, бывший в миру Анатолием Корзинкиным, был профессиональным музыкантом с консерваторским образованием, преподавал в музыкальном училище. Приняв монашеский сан, становится настоятелем церкви. Путь к Богу у каждого свой. Отец Зиновий нашел свою истину, благодаря которой он воспринимает мир бесконечным, прекрасным, разумным и гармоничным. Его помыслы обращены к детям. Первым его христианским деянием было открытие воскресной школы в Щиграх. Воистину ему дал Господь многое. Дал и призвал служить людям. Им был дан незабываемый концерт, устроенный на Рождество, с конфетами, пирогами и чаем, под музыку Паганини, Чайковского, под записи знаменитых хоров духовного песнопения. При воскресной школе открылся иконописный класс, детский хор. Казалось, больше уже не придумаешь. ан нет! Он открыл еще христианский лагерь. Идея
вовсе не вынашивалась, а просто выпрыгнула из сердца отца Зиновия, словно солнечный зайчик. Он знал, что немногие попадут в пионерские лагеря. Из пожертвований прихожан, продажи свечей, ритуальных мероприятий выделены деньги на покупку дома, столов, лавок, посуды, книг, спортивного инвентаря, рояля. По своей сути этот лагерь напоминал скаутский. Многие подростки впервые услышали о Цветаевой, Солженицыне, Мандельштаме. А можете ли вы представить, как звучит рояль, скрипка, виолончель у пруда? Детский коллектив старался стать единой духовной семьей. Игумен Зиновий считает: «Пора преображаться душой и ликом. Хватит критиковать, изобличать, разрушать. Пора восстанавливаться, зарождать, возносить и славиться, любить детей...»
9-й чтец. Я прочту вам стихотворение Александра Яшина «Спешите делать добрые дела».
Мне с отчимом невесело живется Все ж он меня растил — и оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его.
«Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, -
День ото дня все чаще
Вспоминал меня и ожидал:
«Вот Шурку бы ... Уж он бы спас меня?»
Бездомной бабушке в селе родном Я говорил, мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, хлеба воз куплю. Мечтал о многом, много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас...
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века...
Теперь прошел я тысячи дорог -
Купить воз хлеба, дом срубить бы смог...
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!
Учитель. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенномдобромделе.
Конечно, нам понятно эмоциональное восклицание Шекспира: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?!» Однако здесь, видимо, надо проявить известную терпимость. Очень метко заметил римский философ Сенека: «Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?» Действительно, когда мы встречаем обязанного человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто мы встречаем людей, которых сами должны благодарить, и об этом забываем.
Суть бескорыстного, отношения к человеку выразил другой римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело!»
Видимо, осознание сделанного добра — высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против доброты», - утверждает французский мыслитель Ж-Ж. Руссо.
10-й чтец. Человек — он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат. И восход. И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света, То с жестоким, то с добрым огнем. Человек - он зима, или лето, Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Версты и время. И от атомных бурь не ослеп. Человек - он и почва, и семя, И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночеств? И встреч? Человек — он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!
Учитель. А теперь попробуйте продолжить тему о добре и милосердии, высказывая те мысли, которые вы бы, может быть, не захотели бы сказать вслух, а изложили на листе бумаги.
Не подписывайте листочек. Постарайтесь выразить те чувства, которые возникли у вас сегодня после того, что услышали. (Учащиеся пишут, звучит тихая музыка.)