Пояснительная записка
Авторы материала (ФИО) | Заиграева Татьяна Васильевна Царевская Светлана Петровна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель музыки Учитель английского языка |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ №12 им. В.Н.Сметанкина» г. Находка Приморский край |
Название материала | Классный час по теме «Дети войны» |
Класс (возраст) | 5-7 класс (11-13 лет) |
Учебный предмет | Межпредметные связи с историей, литературой, музыкой |
Вид ресурса | Сценарий классного часа ( с подбором литературного материала), 3 презентации, сопроводительные музыкальные файлы. |
Техническое оснащение | Компьютер, медиа. |
Цели, задачи материала | 1.Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и преклонение перед подвигом детей войны. 2. Учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм, как фронтовиков, так и работников тыла.3. Ознакомление с поэзией и прозой о теме ВОВ. 4. Развитие эмоционально-творческих навыков через исполнение стихотворений, песен. |
Краткое описание работы с ресурсом | Классный час направлен на ознакомление с историческими фактами о жизни детей во время ВОВ, формирование собственной жизненной позиции и личностного эмоционального отклика через воспроизведение музыкально-литературной композиции. Применение данного материала может быть использовано на уроках Мужества, на встречах и концертах, посвящённых Дню Победы, Дню памяти и скорби (22 июня) и другим памятным военным датам. Целевая аудитория - дети 11-13 лет. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет-источники | http://www.youtube.com/watch?v=LbAn1gvGxa0 http://muzofon.com/search http://www.bisound.com http://muzmix.com/catalog/n_rus/1092/20503 http://svgbdvr.ru/voina/deti-voiny-stikhi http://nnm.ru/blogs/ombra1/rossiya-v-fotografiyah |
Заиграева Татьяна Васильевна, учитель музыки МБОУ «СОШ №12 им. В.Н.Сметанкина» г. Находка Приморского края;
Царевская Светлана Петровна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №12 им. В.Н.Сметанкина» г. Находка Приморского края.
Классный час по теме «Дети войны».
Цель мероприятия: воспитание патриотизма и преклонение перед подвигом детей войны.
Задачи:
1.Общеучебная: ознакомление с историческим материалом жизни людей нашей страны в период Великой Отечественной войны.
2.Развивающая: реализация эмоционально-творческих навыков учащихся посредством декламации прозы, стихотворений, хорового пения.
3.Воспитательная: помнить мужество, самоотверженность и героизм детей на фронте и в тылу. Сравнить жизнь детей военного периода и современности.
Ход мероприятия.
Вед.: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на нашем классном часе «Дети войны».
1: Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром светились цветы на лугах. Но всё изменила война.
2: Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово!
3: Сегодня мы почтим память тысяч ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны.
4: Они выполнили свой долг перед Родиной, а многие из них заплатил за это ценой своей начинающейся жизни.
5:Стихотворение Е.Кирилловой «Вы смотрели в глаза тех детей…»
Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек.
Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины –
В ней таится немая угроза.
Нападения страшной беды,
Что страшнее жары и мороза
И в судьбе оставляет следы
Злых деяний, насилия… слёзы…
Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.
Песня «Дети войны» (слова И.Резника, музыка О.Юдахиной, исполняют солист и детский хор).
6: Война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.
7: Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза.
8: О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы в городах нашей великой Родины – России называли их именами.
Стихотворение А.Твардовский «Рассказ танкиста»
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
9: Каждый приближал победу как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве?
10: Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти. И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышлёные дети из того, что произошло вокруг них?
11: Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?
Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки».
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
12: Победа в войне досталась великим трудом и колоссальными жертвами за 4 года война унесла жизни 28 миллион человека. Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удается никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию.
13: Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада – это 900 дней и ночей. Это 125 граммов хлеба в сутки. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
14: Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали и дети.
15: Война - это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Стихотворение М.Джалиля «Они с детьми погнали матерей».
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...
16: Дети войны – это последние свидетели того страшного времени. Их детство – это детство, которое сжигали, расстреливали. Убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.
17: Во время Второй мировой войны на земле погибло около тринадцати миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, украинских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.
Стихотворение А.Барто «Глаза девчонки семилетней».
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
18:Судьбы детей военной поры похожи: судьба смоленского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочек. Война стала общей биографией той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.
Вед.: Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости. Это уважаемые люди, учителя, детство которых выпало на военное время. Они готовы сегодня рассказать вам о том, как нелегко было им, их семьям пережить это страшное время. (Выступление приглашённых гостей.)
Вед.: Ребята, подходит к завершению наш классный час и мне бы хотелось узнать у вас:
Что нового вы узнали из представленного сегодня материала?
Что вы чувствовали, занимаясь подготовкой к этому мероприятию, во время самого выступления?
Что вы думаете о жизни детей той военной поры и жизни детей сегодня?
19: Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
20: Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!
21: Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Песня «Моя Россия» (автор слов и музыки С.Паради, исполняет детский хор).