Я хочу поговорить с вами об очень важных вещах. Есть такие понятия, о которых хоть раз в жизни задумывается каждый человек. Добро, зло, любовь, ненависть, счастье…
Конечно, мы не сможем поговорить обо всем сразу. Поэтому предлагаю поговорить о счастье.
Сейчас у нас не урок, а классный час, час общения или просто разговор. Поэтому не ждите, что я буду вам что-то рассказывать, а выбудете сидеть и слушать. Мы с вами будем общаться, у нас будет диалог. То есть я жду от вас полноправного участия в разговоре.
Имейте только в виду, не нужно повторять то, что вы где-то услышали или прочли. Не надо говорить красивых слов, не нужно стараться ответить «правильно». Я прошу вас сказать от себя лично, то, что вы на самом деле думаете. Ваше реальное мнение.
Поэтому, не откладывая в долгий ящик, давайте послушаем вас. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое, по вашему, счастье?
Что я сама думаю по этому поводу, я обязательно вам скажу. Но сначала я предлагаю высказаться вам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Что такое счастье?"»
Я хочу поговорить с вами об очень важных вещах. Есть такие понятия, о которых хоть раз в жизни задумывается каждый человек. Добро, зло, любовь, ненависть, счастье…
Конечно, мы не сможем поговорить обо всем сразу. Поэтому предлагаю поговорить о счастье.
Сейчас у нас не урок, а классный час, час общения или просто разговор. Поэтому не ждите, что я буду вам что-то рассказывать, а выбудете сидеть и слушать. Мы с вами будем общаться, у нас будет диалог. То есть я жду от вас полноправного участия в разговоре.
Имейте только в виду, не нужно повторять то, что вы где-то услышали или прочли. Не надо говорить красивых слов, не нужно стараться ответить «правильно». Я прошу вас сказать от себя лично, то, что вы на самом деле думаете. Ваше реальное мнение.
Поэтому, не откладывая в долгий ящик, давайте послушаем вас. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое, по вашему, счастье?
Что я сама думаю по этому поводу, я обязательно вам скажу. Но сначала я предлагаю высказаться вам.
Диалог с детьми
Спасибо, ребята. Это очень здорово, что у вас есть своя позиция и вы не боитесь высказать ее. Мне было очень интересно послушать вас. С чем-то я согласна, с чем-то – не очень. Но все равно, я думаю, мы с вами сможем понять друг друга, если постараемся.
Дело в том, что понять другого человека вовсе не просто. Нам кажется, что мы понимаем, но это не всегда так. Мы и видим-то друг друга плохо, только скользим взглядом по лицам. А ведь, наверное, с этого все и начинается – с простого и сложного умения увидеть другого человека. Одноклассника, маму, папу, бабушку. Учителя. А иногда – просто незнакомого прохожего. Понять, что с ним происходит. Почувствовать его.
Поэтому я предлагаю вам сделать очень простую вещь. Давайте сначала разобьемся на пары. Не надо вставать и выходить. Вот мальчик с девочкой (или две девочки, или мальчики, как там они сидят) и будут партнерами в игре. И вы, и вы (и так далее).Разбились на пары? Отлично. А теперь просто посмотрите друг другу в глаза. Вы думаете, это слишком просто? Вовсе нет. Попробуйте и убедитесь.
Молодцы. А теперь,пожалуйста, отвернитесь друг от друга. Очень хорошо. Ну-ка, девочка, скажи нам, какого цвета глаза у твоего партнера? (И так далее).
Вот видите, оказывается, не так легко посмотреть в глаза другому человеку. Но этому стоит научиться. А то видите какая странная вещь получается: многие даже не разглядели цвет глаз партнера! Я думаю, это нас научит быть внимательнее друг к другу. А то ведь так можно не заметить что-то очень важное.
Ну, а теперь я выполню свое обещание и расскажу, как я сама понимаю слово «счастье».
Скажите, кому-нибудь из вас случалось из крошечного росточка выращивать цветок? Да? Великолепно.
Если дети начнут рассказывать, нужно выслушать и ответить.
А лучше прямо спросить у тех, кто сказал «да», какие это были цветы,
где выращивали и т.п.
А дерево? Никому не довелось съесть яблочко с выращенной своими руками яблони? Ну конечно, ведь вам еще слишком мало лет.
Я сейчас расскажу вам, как это происходит.
Сначала никакого дерева еще нет, а есть только крошечное семечко. Его нужно посадить в землю. Вскоре из земли появится росток. Он еще вовсе не похож на дерево. Он поход на обычную траву. Но если за ним ухаживать, беречь его, подкармливать, то постепенно он станет небольшим деревцем. Например, вот таким.
Показываем макет
Откуда оно взялось? Из земли, из солнышка, из дождика. А самое главное – из нашей заботы, из труда наших рук.
Так же и счастье. Большое значение имеют внешние обстоятельства, да и простое везение много значит. И все-таки в самом главном мы сами выращиваем свое счастье.
Все происходит не сразу. Сначала деревце небольшое и на нем растут только листья. Но просто так они не вырастут. Давайте оденем наше деревце в зеленую листву. Сейчас я попрошу вас подойти, взять по листочку и прикрепить к ветвям. Только сначала нужно сказать, что, по-вашему, нужно дереву, чтобы хорошо расти. Что мы должны для него сделать.
Варианты ответов: окапывать, поливать и т.п.
Если дети затрудняются, им можно как-то подсказать.
Ну, я вижу, вы хорошо знаете, как позаботиться о деревце. Если за ним так ухаживать, однажды оно обрадует нас цветами. Давайте поможем ему в этом.
Прикрепляют цветы
Это уже больше похоже на счастье, правда? Но цветы такие хрупкие и живут так недолго. Чтобы на месте опавших цветов завязались и налились плоды, нужно потрудиться.
Вы, может быть, думаете – а при чем тут дерево, ведь мы же говорим о человеческом счастье? Сейчас расскажу, но сначала поиграем еще в одну игру.
Дело в том, что, когда люди начинают друг друга понимать, между ними как будто протягивается невидимая ниточка.
Мы уже немного научились смотреть друг другу в глаза. Давайте попробуем сделать это снова, только теперь задача будет немного сложнее.
Я попрошу несколько пар выйти вот сюда, на площадку. Вот вы, и вот вы. Очень хорошо, спасибо. Теперь слушайте внимательно.
Встаньте друг напротив друга, так, чтобы между вами было примерно вот такое расстояние. Посмотрите друг другу в глаза и представьте себе, что между вашими глазами натянута тоненькая невидимая ниточка понимания. И теперь самое важное – чтобы она не порвалась и не провисала без дела. То есть двигаться вам нужно так, чтобы расстояние между вашими глазами оставалось одно и то же. В каждой паре один будет ведущим, другой – ведомым. Эти роли распределите между собой сами, как вам будет удобнее.
Дальше все просто, по крайней мере на первый взгляд. Ведущий начнет двигаться, а ведомый должен идти за ним таким образом, чтобы ниточка не оборвалась и не провисла. Само собой разумеется, что нужно все время смотреть друг другу в глаза. Ну, начали.
Тут можно какую-нибудь музыку в среднем темпе, не ритмичную
Отлично, молодцы. А вон та пара как-то не очень внимательно относится. Скорее спасайте свою ниточку, пока она у вас не порвалась!
Очень хорошо, спасибо. Еще кто-нибудь хочет попробовать? Ну давайте. Выходите.
Ну все, спасибо. Вы отлично справились.
А теперь вернемся к нашему разговору.
Дело в том, что человеческое счастье в чем-то похоже на наше дерево. Оно тоже вырастает из крошечного семечка простых, совсем не героических поступков, из каждодневных чувств, желаний и решений. Оно тоже зацветает однажды прекрасными, но хрупкими и недолговечными цветами. И для того, чтобы его не унесло ветром вместе с опавшими лепестками, нужно набраться терпенья и дождаться плодов.
А самое главное – счастье, точно так же, как наше дерево, само по себе не вырастет. Ему тоже нужна наша забота, наше внимание и труд.
Вы очень хорошо рассказали, что нужно дереву, чтобы вырасти и принести плоды. А кто знает, как вырастить счастье? Что нужно сделать, как нужно жить, чтобы стать счастливым самому и дать счастье своим близким?
Диалог с детьми.
Спасибо, ребята, мне было очень интересно вас послушать, и я рада, что во многом наши мнения совпадают. Например, в том, что для счастья совершенно необходимо умение понять близкого человека. И не только понять, но и принять его полностью. Стать для него зеркалом.
А давайте попробуем сделать это хотя бы в игре. Тогда нам будет проще в реальной жизни.
Я снова попрошу несколько пар выйти на площадку. Спасибо. Мы будем играть в зеркало. В каждой паре один человек будет ведущим, а другой – его зеркальным отражением. Роли распределите сами.
Но сначала давайте вспомнить, как мы видим себя в зеркале. Когда мы поднимаем правую руку, какую руку поднимет наше отражение? Правильно, левую. А когда мы делаем шаг к зеркалу, куда шагнет отражение? Правильно, навстречу нам.
Еще помните, что зеркало отражает все, а не только то, что мы делаем специально, чтобы посмотреть на это. Например, если мы машинально поправляем волосы, отражение тоже это сделает, даже если мы сами не обратили на это внимание.
Нужно быть очень внимательным к своему партнеру, чтобы не пропустить даже мельчайшие его движения.
Итак, начали. Попробуем стать отражением своих друзей.
Можно включить неритмичную музыку
Молодцы, большое спасибо. Я думаю, что наш разговор и эти простые, но интересные игры помогли нам с вами чуть-чуть побольше понять друг друга и чуть-чуть научили нас вниманию к личности другого человека. А значит, мы теперь немного больше узнали о том, как стать счастливыми самим и сделать счастливыми близких людей. Пусть это пока совсем маленький шажок, но и это важно.
Знаете, недавно я наткнулась на одну детскую песенку и была просто поражена, как много в ней сказано мудрых слов о том, что важно в человеческой жизни, а самое главное – о том, как человек становится человеком. Я думаю, это имеет непосрественное отношение к теме нашего разговора. Давайте послушаем ее вместе.
Точка, точка, запятая
Понравилось? Я рада. Вот видите, оказывается, совсем не просто из человечка превратиться в человека. А тем более – в счастливого человека.
Я думаю, что самое важное в умении быть счастливым – это именно быть человеком в самом высоком значении этого слова. Что это значит? Быть личностью. Уметь любить. Уметь ставить интересы другого человека выше своих. Уметь жертвовать собой.
Что еще? Еще нужно понимать, что важно, а что – не очень. То есть выстроить для себя правильную систему ценностей. Человек не сможет быть счастливым, если он не любит свою родину, если он не уважает своих родителей. Если не …………………
А знаете, что, по- моему, самое большое счастье? Видеть счастливым другого человека. Видеть его сияющие глаза и радостную улыбку.
А ведь зачастую это так просто – порадовать другого. Давайте попробуем это сделать.
Для этого не нужно многого. Достаточно будет вот этих мандаринок. Возьмите каждый по штучке и украсьте ее вот этими гвоздиками. Узор придумайте сами.
Сделали? Отлично. А теперь от всей души подарите украшенный мандарин своему товарищу (или лучше сказать – своему партнеру в наших играх?) Только не забудьт при этом посмотреть ему в глаза и сказать несколько хороих слов.
Вот видите, какая, оказывается, странная вещь – счастье. С одной стороны, вырастить его – все равно, что вырастить дерево. А ведь для этого нужны годы и так много труда! А с другой стороны, иногда достаточно самого простого подарка да нескольких слов. Только это должно быть сделано от всей души!
Вы унесет мандаринки с собой, положите их на слол или на тумбочку, и они еще долго своим ароматом будут напоминать вам о нашей встрече и о том, как много и как мало нужно человеку, чтобы быть счастливым.
Давайте пожелаем друг другу счастья и этим завершим беседу. Спасибо вам за общение.