Методическая разработка классного часа "У каждого счастье своё"
Методическая разработка классного часа "У каждого счастье своё"
У каждого из нас свое представление о том, что такое счастье. Для кого-то это может быть тихая и спокойная семейная жизнь, кто-то ищет возможность реализовать себя в творчестве, а кому-то для счастья необходимо помогать бездомным животным. Что такое счастье? Великие и самые яркие умы цивилизованного человечества уже на протяжении ни одной тысячи лет пытаются объяснить это странное состояние и дать ему определение. Скорее всего, счастье это некий призрак, который так хочется поймать и обладать им, но в то же время понимаешь, что оно не вечно. Люди гоняются за счастьем, не понимая, что именно является счастье для них. Просто слово, просто чувство, просто минуты, часы, дни, вечность…
Цель классного часа – расширить представления студентов о понятии «счастье».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующая формированию у студентов системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь группы или техникума, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие). В ходе классного часа решаются следующие педагогические задачи:
1) обогащение студентов знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, науке, технике;
2) усвоение студентами умений и навыков познавательной и практической деятельности;
3) формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка;
4) содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала студентов, его творческих и других способностей;
5) формирование и развитие студенческого коллектива.
Формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: дискуссия, беседа, диспут, устный журнал, конкурс, ролевая игра и др. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей учебной группы, возрастных отличий студентов, профессионализма педагога и т.д.
Хотелось бы остановиться на одной из форм проведения классного часа – на ситуационном классном часе. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов в 1990-х годах в городе Москве. Ее автор известный педагог-ученый Капустин Н.П.
Классный час
тематический ситуативный
(отвечает потребностям духовного (служит социально – нравственной роста подростка, его интересам, природному адаптации личности)
самовыражению)
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты: 1) Тема. 2) Цель. 3) Информация (по материалам предварительной подготовки). 4) «Я - позиция» и ее причины (обучающиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме). 5) «Я – позиция» и общественно значимая норма (обучающиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы). 6) Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы). 7) Рефлексия (обучающиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось). 8) Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему). *9) Мотивация (поддержка классным руководителем обучающихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему). *10) Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга). **Последние два пункта не обязательны.
2. Целевое назначение
***
Все счастья хотят, но какое оно? Увы, это знать, лишь немногим дано. Счастье – проснувшись, увидеть рассвет и знать, что греха на душе твоей нет; пройтись по прохладной траве босиком, ходить на работу спокойно, пешком; видеть улыбки счастливых детей, иметь пусть немногих, но верных друзей; не прятать на сердце тяжелых обид и действовать так, как нам совесть велит; жить в мире с собою, с природой, с людьми, и в старости быть окружённым детьми; и быть благодарным за это Судьбе… Я этого счастья желаю тебе!
У каждого из нас свое представление о том, что такое счастье. Для кого-то это может быть тихая и спокойная семейная жизнь, кто-то ищет возможность реализовать себя в творчестве, а кому-то для счастья необходимо помогать бездомным животным. Что такое счастье? Великие и самые яркие умы цивилизованного человечества уже на протяжении ни одной тысячи лет пытаются объяснить это странное состояние и дать ему определение. Скорее всего, счастье это некий призрак, который так хочется поймать и обладать им, но в то же время понимаешь, что оно не вечно. Люди гоняются за счастьем, не понимая, что именно является счастье для них. Просто слово, просто чувство, просто минуты, часы, дни, вечность…
Цель классного часа – расширить представления студентов о понятии «счастье».
3. Сценарий классного часа
№ с.
Действия кл. руководителя
Действия студентов
1
Здравствуйте, садитесь. Давайте отметим присутствующих. Тема классного часа «У каждого счастье своё», а, цель – расширить наши представления о понятии «счастье». Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым. ***Слайд – шоу «Не торопись говорить, что счастья в жизни нет…»
В качестве эпиграфа кклассному часу я взяла высказывание 16 –го президента США Авраама Линкольна (1861 – 1865 г.г.): «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». Как вы считаете, что хотел сказать Линкольн этими словами?
Отвечают на вопросы
2
Определений понятия «счастье» очень много. В разные времена люди по – разному, по – своему понимали значение этого слова. Например, одно из определений счастья: счастье – это особое психическое состояние личности, прежде всего эмоциональное, возникающее при достижении сильно желаемого.
Психологи считают, что «счастье» - категория сугубо личная, которая зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «счастье». Некоторые люди испытывают прилив «счастья» от занятия спортом или от посещения театров, другие - от общения с близкими или с друзьями. Надо помнить, что гормоны «счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
Лишь капля счастья в том, что есть работа у меня, и в том, что вовсе не страшусь я завтрашнего дня. Вторая капля в том, что есть детишки, муж и дом. И в том, что светлая луна повисла над прудом. А третья капля в том, что есть заветная мечта. И в том, что совесть у меня перед людьми чиста.
Слушают стихотворение
4
Спасибо ________, присаживайся. Итак, Что же такое счастье? и Считаете ли вы себя счастливым человеком? (Если да (нет), то почему?) Давайте найдём ответы на эти вопросы. Начнём с первого вопроса…….. Спасибо заответы. Все вы наверно видели мультфильм «Ледниковый период», и помните, что там есть забавный герой – белка, которая все время гоняется за желудем? Так, вот, для этой белки настоящим счастьем было получить этот желудь! Как видите, у каждого счастье своё!
А, теперь, предлагаю вам обсудить две ситуации. Работать вы будете в группах. Но сначала, давайте, разобьёмся на 3 группы, с помощью детской считалки: «шишки, жёлуди, орехи». Начинаем рассчитываться с первого ряда. Все, кто «шишки» рассаживаются за стол, на котором лежит листок с заданиями в виде шишки; «жёлуди» рассаживаются за стол, на котором лежит листок с заданиями в виде жёлудя, и, «орехи» соответственно рассаживаются за третий стол.
Ответы студентов
5
1 ситуация. Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило: Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке? - Ну, она пустая, - сказал кто-то. - Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха. - А теперь что вы можете сказать об этой банке? - Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов. Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями: - А теперь? - Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства. - А вот теперь банка полна! - сказала он.
Как вы думаете, что имел ввиду преподаватель? Что он подразумевал под банкой, камнями, горохом, песком?
(Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы преподаватель сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи)
2 ситуация. В «Ковчег» («Ковчег» – это экопоселение в Калужской области России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приехали чехи, набираться опыта, для создания у себя такого же поселения. Их спросили: вот мы один и тот же народ - славяне, скажите, чем мы отличаемся от вас? Чехи ответили: «У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем, и вы счастливы. У нас для счастья надо больше». Что имели ввиду чехи?
( Чем более развита цивилизация, тем больше условий, необходимых для счастья: получи образование, устройся на престижную работу, сделай карьеру, купи - машину, дом, модную безделушку - и тогда можешь быть счастливым. Постепенно люди начинают забывать, в чем настоящий смысл счастья).
Работа в группах.
Обсуждение ситуаций.
6
Давайте, сделаем музыкальную паузу и послушаем песню Олега Винника «Счастье». Но не просто так. Прослушав её, я вам задам один вопрос. Так, что слушайте песню очень внимательно. Что может сделать человека счастливым из текста данной песни?(Счастье бывает разное: празднование столетия, летать под грозами, дарят розы, дорогие машины, деньги, вина, блистать алмазами, дома с беседками, много детей, яхты, сладкая вата, любовь, когда близкие люди рядом)
Слушают песню и отвечают на вопрос
7
Следующее задание: вам надо определить «Слагаемые человеческого счастья». Их может быть очень много, так, что, давайте остановимся на 7 слагаемых счастья. Свои мысли вы будете не просто так записывать, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик – семицветик». На выполнение этого задания вам отводится время, пока будет звучать песня в исполнении А. Пугачёвой «Счастлив лишь тот...». Затем, каждая группа выскажет свою точку зрения по данному вопросу, а, ребята из других групп могут согласиться или не согласиться с их точкой зрения и высказать своё мнение. Присутствующим преподавателям также предлагаю определить «7 слагаемых счастья». Опрос преподавателей (по желанию)
Работа в группах.
Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу.
8
Закончить сегодняшний классный час я бы хотела игрой «Клубочек счастья». Для этого вам надо встать в круг, и передавать друг другу импровизированный «клубочек счастья», но не просто так, а с пожеланием одногруппникам, своим друзьям, родным, близким, в общем, всем кому хотите! Давайте начнём с меня: « Я хочу пожелать вам, чтобы вы успешно окончили наш техникум и не «потерялись» до 4 – го курса; своему сыну желаю устроиться на хорошую работу; а, маме, я желаю здоровья». Спасибо! Присаживайтесь.
А, теперь, давайте подведем итоги сегодняшнего классного часа. Итак, что же такое счастье? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Что может сделать человека счастливым?
Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти по жизни. Но не у всех это получается. Желаю вам, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными и трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.
1) Играют в игру. 2) Отвечают на вопросы.
9
Спасибо всем за работу и внимание
4. Заключение
Счастье – когда идешь по улице, на душе тоскливо, а вдруг подходит бездомная кошка, трется о ноги, и ты гладишь ее, несмотря на всякие предостережения, а она в ответ мурлычит.
Счастье – это когда первый лучик солнца приветливо светит в окно, и вся комната становится теплой и уютной.
Счастье – это когда в серой толпе видишь приветливую улыбку и понимаешь, что не все так плохо.
Счастье – это когда после грозы на черном небе видишь яркую радугу.
Счастье – это когда бабочка садится на нос.
Счастье – это когда ты идешь домой, и тебя там ждут.
Счастье – это когда ты в любой момент можешь приехать к другу, и он тебе обрадуется и т.д.
Перечислять, что такое счастье можно до бесконечнсоти. У каждого счастье своё!
Сценарий классного часа «У каждого счастье своё» может быть рекомендован классным руководителям с 1 – го по 4 –ый курсы.
5. Используемые источники информации
Информационные ресурсы сети интернет
6. Приложение
Стихотворение «Капля счастья»
Задания для групп
Рисунки: шишка, жёлудь, орех, цветик – семицветик
Презентация к классному часу
1.
Капля счастья
Лишь капля счастья в том, что есть работа у меня, и в том, что вовсе не страшусь я завтрашнего дня. Вторая капля в том, что есть детишки, муж и дом. И в том, что светлая луна повисла над прудом. А третья капля в том, что есть заветная мечта. И в том, что совесть у меня перед людьми чиста.
Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило: - Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке? - Ну, она пустая, - сказал кто-то. - Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке? - Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов. Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями: - А теперь? - Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства. - А вот теперь банка полна! - сказал он.
Как вы думаете, что имел ввиду преподаватель?
Что он подразумевал под банкой, камнями, горохом, песком?
2 ситуация «Ковчег».
В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приехали чехи, набираться опыта, хотят создать у себя поселение. Их спросили: вот мы один и тот же народ - славяне, скажите, чем мы отличаемся от вас? Чехи ответили им: «У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем, и вы счастливы. У нас для счастья надо больше».