1 этап. Вызов (5 мин.) Цель – Актуализация имеющихся знаний о том, что значит быть воспитанным человеком. Побуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы. | 1. Приветствие. Проверка готовности. 2. Прочитайте эпиграф, который будет девизом нашего занятия: «В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо». - Д. С. Лихачев -Поговорим о хороших манерах. 3. Человека, обладающего хорошими манерами, называют…воспитанным. Сейчас мы с вами попробуем разобраться что это означает. -
-У вас на столе находятся карточки. Прочитайте и скажите, какой это человек – воспитанный или невоспитанный. Приложение1 - Таким образом, мы с вами видим, что воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. | 1. Приветствие. 2. Участвуют в диалоге с учителем. Формулируют тему занятия. 3. Участвуют в диалоге с учителем. Распределяют карточки на две группы. | Познавательные: Осуществление актуализации знакомого материала. Формулирование проблемы. Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. |
2 этап. Осмысление (10 мин.) Цель – знакомство с новой информацией. | 1. И так, как же ведет себя воспитанный человек?
- Как писал Лихачев, «Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры». - Как вы думаете, для чего нужно соблюдать правила поведения, быть культурным, воспитанным? Может быть, проще и лучше прожить без них? 2. У вас на столе лежит отрывок из книги выдающегося филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Эта книга составлена в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Мы познакомимся с одним из писем, которое называется «О воспитанности». Оно и поможет нам понять, что же такое хорошие манеры.
3. Мы с вами узнали, каким должен быть воспитанный человек. А каким тогда должен быть воспитанный ученик? -А как вы считаете, ваших одноклассников можно назвать воспитанными? А вас самих? -Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. -Вот перечень качеств: вежливый, добрый, спокойный, терпеливый, воспитанный. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку. -Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу. - Посмотрите: оценки совпали? Если нет, то надо задуматься! -Давайте тогда поможем друг другу и составим кодекс ученика 6А. | 1. Участвуют в диалоге с учителем. 2. Читают отрывок. 3. Участвуют в диалоге с учителем. Заполняют карточки. | Познавательные: Умение формулировать тезис, выражающий смысл отрывка (текста). Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Умение осуществлять пошаговый контроль своих высказываний. |
3 этап Рефлексия (15 мин.) Цель – установление обратной связи с учениками на уровне понимания сути темы и выяснение их отношения к ней. | 1. Разбейтесь на группы по 4 человека. У вас на столах листы и карандаши. Составьте кодекс ученика 6А но так, чтобы вы сами были готовы ему следовать. 2. А теперь покажите и расскажите, что у вас получилось. 3. После каникул все вместе выберем наиболее удачный вариант и постараемся ему следовать. - На следующем занятии мы познакомимся и с другими письмами Лихачева. -Подводя итоги хочется вновь обратить ваше внимание к эпиграфу сегодняшнего занятия и отметить, что хоть правил могут быть сотни, а запомнить надо одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам. - Не забывайте друг друга благодарить. Поэтому я вас тоже благодарю за активную работу! | 1. Работают в группах над мини-проектом. 2. Представляют свой проект классу. 3. Знакомятся с проектами, подводят итоги работы. | Познавательные: Умения: - осуществлять синтез как составление целого из частей; использовать некоторые методы получения знаний: постановка проблемы, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; -отличать факты от суждений, мнений и оценок, -приобретение опыта проектной деятельности; - обобщать, делать выводы, подводить итоги, выделяя при этом существенное. Коммуникативные: Умения: -ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; -понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. - формулирования собственного мнения и позиции по вопросу о проделанной на работы, ее эффективности и целесообразности для самого учащегося лично. Регулятивные: Умения: -критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе самооценки, согласно заданным критериям, - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - развитие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия. |