Цель:ознакомление студентов с понятиями «эстетическое воспитание», «хорошие манеры»; раскрыть взаимосвязь эстетического познания моды и манеры одеваться «к месту и во время»;рассказ о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия хороших манер на примере их жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кураторский час на тему: "Хорошие манеры"»
Кураторский час «Эстетическое воспитание и хорошие манеры»
Цель:ознакомление студентов с понятиями «эстетическое воспитание», «хорошие манеры»; раскрыть взаимосвязь эстетического познания моды и манеры одеваться «к месту и во время»;рассказ о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия хороших манер на примере их жизни.
Ход кураторского часа
1.Формулировка темы и целей.
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»
Р.Эмерсен
«Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры»
Бернард Шоу
2.Факты из истории.
Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера — «Первые моральные идеалы». Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.
Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV–XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.
- Современный этикет наследует традиции и обычаи всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людвига ХIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введем штрафы за нарушение правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки.
«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означает одно и то же. А как звучит это по - русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее».Согласны ли?
Комментарий:
- Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур весёлый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном единственном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
- Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идёт с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперёд. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да ещё и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?
Или вы позвонили кому-то по телефону – первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придётся ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идёте обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадёт инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:
- тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…;
- навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как …;
- не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых…;
- размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом….
- Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.
3.Тест «Насколько вы конфликтный человек»
В аудитории начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а) не принимаю участия;
б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой учителей?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только в шутку и если это люди не обидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?
а) возмущусь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция.
а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;
б) молча, возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
а) с возмущение посмотрю на обидчика;
б) сухо, без эмоций сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
а) промолчу;
б) ограничусь короткими, но тактичными комментариями;
в) выскажу всё, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.
22-32 очка. Вы типичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если уже услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих:
- не грызёте ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;
- не разговариваете ли слишком громко;
- не размахиваете ли вы курками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми;
- не раскачиваетесь ли вы на стуле; не разваливаетесь ли вы в кресле;
- не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
- не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
- не хлопаете ли дверью?
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное – избавиться от них окружающих.
4.Игра «Зеркало»
- Один из вас, самый смелый, встанет перед группой, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны. А что бы мы записали в нашу памятку? Первое золотое правило: «Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей»
5.Комментарий преподавателя
- Обезьяны в стаде всегда борются за первенство. Кто самый главный? Кто самый сильный и умный? Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других членов стада ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только экспериментаторы отняли у него канистру, в группе установились прежние отношения. И никому не было дела до выскочки. Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».
- Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
- Этими и другими способами попытайтесь узнать и оценить себя. Второе золотое правило : «Человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям»
6.Подведение итогов
Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом — грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.
В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям.
Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.