Просмотр содержимого документа
«Как сказать «нет» и отстоять свое мнение»
Конспект воспитательного мероприятия на тему: «Как сказать «нет» и отстоять свое мнение»
Класс: 4 А
Цели:
учить отстаивать свое собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было;
формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в т. ч. сигарет, алкоголя, наркотиков;
выработать отрицательное отношение к попытке попробовать дурманящие вещества.
Оборудование: памятка на доске, раздаточный материал (карточки с фразами, карточки с ситуациями), ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов.
Предварительная подготовка: обучающиеся делятся на четыре группы.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Учитель:Сегодня мы узнаем, как люди могут давить друг на друга и принуждать к плохим делам и как можно отказать в случаях давления.
3. Сообщение новых знаний, вводная беседа.
Знакомство со способами давления и с формами отказа.
Учитель: Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь, но мы сговорились заставить его петь. (Каждой группе обучающихся раздаются карточки с фразами.)
Спой! У тебя голос лучше, чем у Егора Крида!
Спой! Мне так нравится твое пение.
Если споешь, я подарю тебе игрушку.
Если не споешь, я не буду с тобой играть.
Учитель: Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.
(На доске появляется запись.)
Способы давления:
- Лесть
- Угроза
- Обещание награды
- Дружеское давление
- Авторитет
Учитель: Я предлагаю некоторые формы отказа.
Нет! (объяснение причины)
Нет! (предложение чего-то другого)
Не буду! Не хочу!
Уйти в сторону.
Сделать вид, что не услышал.
Учитель: Вот, ребята, точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.
4. Беседа.
Учитель: Иногда человека не заставляют, но он сам может попробовать одурманивающие вещества от скуки, за компанию. Чем это опасно? (ответы детей)
Учитель: Все вы разные, неповторимые. Часто бывает достаточно одного раза, чтобы приобрести трудноизлечимую болезнь. Значит, какой вывод сделаем? (Лучше не пробовать).
Учитель: Во всех рассмотренных случаях все предложения прозвучали в вежливой форме. Но в жизни бывает так, что иногда возможно грубое, насильственное давление. Что делать тогда? (Кричать, звать на помощь, убежать…)
Учитель: Дома об этих неприятных встречах, разговорах обязательно расскажите родителям. Они ваши лучшие друзья и советчики.
5. Игры.
«Мозговой штурм». Распределите эти слова на две группы. (Спорт, жизнь, алкоголь, курение, книги, наркотики).
ДА!
(спорту)
(здоровью)
(жизни)
(книгам)
НЕТ!
(курению)
(алкоголю)
(наркотикам)
Учитель: Чему мы еще можем сказать «ДА!»? (Движению, хорошему настроению, режиму, правильному питанию, закаливанию…)
Учитель: Все слова, собранные под словом «НЕТ!», называются дурманом. Дурман – это то, что туманит сознание, отупляет ум. Посмотрите, какое слово спрятано в нем? (Ответы детей)
Учитель: Перечислите преимущества людей, которые не курят, не употребляют алкоголь и наркотики. (Крепкое здоровье, ясный ум, не надо обманывать, белые зубы, уверенность в себе, хорошее настроение…)
6. Оздоровительная минутка.
Учитель: Прошу вас ладонями достать пол. Сцепите за спиной руки и присядьте несколько раз.
Учитель: Как можно назвать то, что мы с вами проделали? (Разминка, зарядка)
Учитель: То есть, одним словом – активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья или нет? (Ответы детей)
7. Игра «Да или нет».
Учитель: Я задаю вопрос, вы дружно одним словом отвечаете.
а) Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома, не выходя на улицу?
б) У вас есть желание съесть горькое мороженое?
в) Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
г) А хотелось бы другу сказать обидное слово?
д) А если я буду заставлять вас это делать, как поступите?
е) А если я буду настаивать, оказывать на вас давление? Просто вам будет отказать?
Учитель: Да, ребята, отказывать действительно трудно.
8. Ролевая игра в группах.
Учитель: Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. (Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Обучающимся необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.)
1. Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом. Каким образом ты это сделаешь?
2. К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь?
3. По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?
4. Ты случайно узнал, что твой одноклассник курит. Что ты будешь делать?
9. Работа с памяткой (обсуждение, анализ).
1. Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфетку, витаминку или сладкий компот, если предлагает их незнакомый вам человек, а рядом нет родителей. Никогда не соглашайтесь спуститься с незнакомыми людьми в подвал или зайти в чужую квартиру.
2. Никогда не соглашайтесь «чуть-чуть» покурить или выпить вина, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдет, что вместе со старшими все можно, - не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: «Мне хочется «Фанты» или лимонада, или в-о-он ту конфетку в блестящей обертке. Передайте мне ее, пожалуйста».
3. Никогда не соглашайся попробовать сигарету или пахучее вещество в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это неопасно, - не верьте!
4. Никогда не соглашайтесь с тем, кто обзывает вас малышом за отказ попробовать дурман (сигарету, вино или наркотик). Вы уже достаточно взрослые и серьезные, потому что знаете, что это такое.
5. Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас трусами и слабаками за отказ познакомиться с дурманом. У вас сильная воля, так как вы не поддались уговорам.
6. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый. Разве может быть таким раб дурмана?
7. Никогда не соглашайтесь с тем, кто утверждает, что употребление дурмана приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление дурмана влечет за собой болезнь, безвременную старость, дряхлость.
8. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что дурман может помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите, их так много вокруг – улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.
10. Итог, рефлексия.
Учитель: Предлагаю нарисовать клоуну такую форму рта, чтобы это выражение лица соответствовало вашему настроению после проведенного занятия.
Учитель: А теперь, кто уверен в себе, что сможет сказать «нет» любому предложению что-то попробовать, опустите своих клоунов в этот ящик. Я посмотрю их и верну вам.
Учитель: Я думаю, что вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации. Будьте сильными и рассудительными.