День Победы является важнейшим Государственным праздником, поистине народным, утвержденным бывшим Советским союзом, в ознаменовании победы над немецким фашизмом. На данном занятии будет разговор о родном городе, о Великой Отечественной Войне, о наших земляках, которые защищали нашу Родину. Эта тема очень важная для каждого из нас, потому что дает возможность гордиться славой наших земляков, славой нашего города и нашего народа. Мы заново открываем страницы истории, прочитывая ее в прозах, в песнях и стихах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История славы нашего города»
Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. шутова городского округа сызрань самарской области СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Методическая разработка
Внеурочного мероприятия, посвященного 76 годовщине в Великой Отечественной Войне
Тема: История славы нашего города.
Номинация: Вспомним подвиг народа
Исполнитель: Портнова Наталья Викторовна
Педагог дополнительного образования
Объединение «Чудо – мастерица»
nat_60_00@mail.ru
г. Сызрань 2021 год
Содержание работы.
1 Введение.
2 Пояснительная записка.
3 Подготовительный этап.
4Актуализация необходимых знаний.
Тема, цель, задачи.
5 Основная часть.
6 Заключение.
7 Список используемых источников, литературы.
Введение.
Важной составляющей воспитательной системы в дополнительном образовании является проведение внеурочных мероприятий в объединении, где создаются условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию, формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях и обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины, эти вопросы всегда были и остаются главными направлениями государственной политики России… Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть, до самопожертвования к его защите
Данное занятие в объединении «Чудо – мастерица» стимулирует обучающихся к познанию нашего города и тех трудных, великих днях, которые приближали наш народ к Победе над фашистскими захватчиками.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка рассчитана на средний возраст детей 9 – 11 летнего возраста и может использована на внеурочном мероприятии, посвященному празднику «9 Мая. День Великой Победы». День Победы является важнейшим Государственным праздником, поистине народным, утвержденным бывшим Советским союзом, в ознаменовании победы над немецким фашизмом. На данном занятии будет разговор о родном городе, о Великой Отечественной Войне, о наших земляках, которые защищали нашу Родину. Эта тема очень важная для каждого из нас, потому что дает возможность гордиться славой наших земляков, славой нашего города и нашего народа. Мы заново открываем страницы истории, прочитывая ее в прозах, в песнях и стихах.
Подготовительный этап.
1 Разучивание стихов о войне.
2 Разучивание песен «Волгоградская берёза»; «Город Сызрань»; «Гимн нашего города».
3 Изготовление сувениров и поздравительных открыток гостям мероприятия.
4 Посещение музея Дворца творчества.
5 Посещение Краеведческого музея.
Тема: История славы нашего города.
Цель: Создание условий для развития у обучающихся познавательного интереса к героическому прошлому нашей страны, наших земляков, к истории нашего города и его славы.
Задачи:
Образовательная: Укрепить в сознании обучающихся значимость Великой Победы Советской армии, наших земляков и советского народа.
Развивающая: Расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне, развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.
Воспитывающая: Воспитывать в детях такие качества как храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и сохранения памяти о подвиге наших солдат, наших земляков в Великой Отечественной войне.
Оборудование: Проектор, экран, презентация, аудио записи песен, магнитофон, репродукции картин о войне, выставка детских книг о войне, выставка детских изделий, вышитые картины родного края.
Технологическая карта занятия.
Тема: «История славы нашего города».
Возраст: 9 – 11 лет
Методические приёмы: просмотр слайдов, прослушивание песен, исполнение песен.
Формы работы на занятии: групповая
Метод обучения: словесный: рассказ, беседа
Наглядный: просмотр слайдов, репродукции картин о городе, войне, мини - выставка детской литературы о войне.
Тип занятия: комбинированный.
Вид деятельности: познавательный
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Основные методы и технологии занятия:
- развивающее обучение.
- технология обучения и сотрудничества.
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучающихся:
1 Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
2 Расширять знания обучающихся о своем городе, о Великой отечественной войне.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1 Формирование умения работать с информацией;
2 Развивать умение обучающихся выступать в диалоге;
3 Формировать познавательную рефлексию;
4 Развивать умения анализировать, синтезировать и обобщать информацию из источников.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, любовь к родному городу, к наследию своего народа и сохранность этого богатства.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю праздника Великой Победы, историю родного города.
Метапредметные: уметь оценивать учебные действия.
Личностные: определять личностный смысл учения, осознавать себя частью народа и всей страны.
План занятия.
1 Организационный момент.
А) Приветствие гостей.
Б) Вступительное слово.
В) Слушание фрагмента аудиозаписи песни «Хотят ли русские войны»
2 Актуализация необходимых знаний.
А) Чтение стихотворения «Славлю тебя, мой город любимый».
Б) Чтение стихов о войне учащимися «Эта песнь моё сердце пронзила»
В) Беседа по плакату «Родина мать зовёт».
Г) Чтение стихов о погибших солдатах «Оттуда, где плещется Волга».
Д) Исполнение песни обучающимися «Растёт в Волгограде берёзка».
Е) Добровольцы ушедшие на войну.
Ё) Наш город принимает детей из Ленинграда.
Ж) Наш город открыл 11 госпиталей для раненых.
З) Просмотр видео фильма о войне «От героев иных времён»
З) Герои нашего города.
4 Заключительный этап.
А) Чтение стихотворения «Тишина»
Б) Слушание фрагмента аудиозаписи песни в исполнении Л. Лещенко «День Победы».
В) Чтение стихотворения «Проходят годы, зарастают раны»».
Г) Присвоения звания нашему городу «Город боевой и трудовой славы».
Д) Исполнения песни «Гимн города Сызрани».
Е) Чтение стихотворения «Спасибо вам, отцы и деды»,
Ё) Слушание фрагмента аудиозаписи песни «Дорогой героев, дорогой отцов».
Ж) Дарение цветов и подарков гостям мероприятия.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
А) Проверка готовности обучающихся к проведению мероприятия.
Б) Приветствие гостей.
- Дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем мероприятии, посвященного 76 годовщине в Великой Отечественной Войне. Война прошла, и никто из россиян не хочет, чтобы она повторилась снова.
(звучит фрагмент аудиозаписи песни «Хотят ли русские войны».
«Хотят ли русские войны
Спросите вы у тишины.
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат.
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны.
(слайд № 1)
- Родина – это Россия, но у каждого из нас родина - это место, где мы родились и выросли, это наш любимый и родной город Сызрань.
2 Актуализация необходимых знаний.
- Славлю тебя, мой город любимый,
С Волгой могучей, с Кремлем старинным,
Земли всем сердцем твои прославляю
С Великой Победой тебя поздравляю!
- И сегодня мы пролистаем страницы истории славы нашего города Сызрани, вспомним героев и наших земляков, которые, не щадя своей жизни, защищали свою Родину и наше с вами счастье.
(звучит фрагмент аудиозаписи песни «Весна 45 года» в исполнении Иосифа Кобзона)
(слайд № 2)
- Ребята, а вы знаете когда родился наш город? (1683 году)
- А кто основатель нашего города? (Григорий Козловский)
(слайд № 3)
- Правильно. В месте впадения реки Сызранки в великую Волгу усилиями энергичного и решительного воеводы, князя Григория Афанасьевича Козловского была поставлена крепость. Она в корне изменила ситуацию в округе, недобро славящейся процветавшим здесь разбоем.
- Ребята, посмотрите на экран. Это макет нашего города крепости и фотографии старой Сызрани. (слайд № 4)
- Шло время город становился красивым, ухоженным. На родной земле росли предприятия, фабрики, заводы. Со временем город стал индустриальным, портовым.
- Споём все вместе песню о нашем городе.
(звучит фонограмма песни, педагог запевает куплет, а дети подпевают припев)
1 Над приволжской стороною от весны до весны
По над Волгою рекою песни новые слышны.
Припев: Город Сызрань, город Сызрань всюду светят огоньки,
Город Сызрань, город Сызрань вырос сказкой у реки.
2 Краны Волги бьют поклоны, теплохода слышен бас,
И вдоль Волги терриконы, будто здесь второй Донбасс
Припев:
3 Пусть весною песня льется и тревожит всем сердца
Волжским этот край зовётся и забыть его нельзя.
Припев: Город Сызрань, город Сызрань, всюду светят огоньки
Город Сызрань, город Сызрань вырос сказкой у реки.
- Хочу у вас спросить, ребята, когда началась и закончилась Великая Отечественная Война? (ответы детей: началась в 1941 году, закончилась в 1945 году)
- Что вы знаете об этой войне? (ответы детей)
- Что такое Победа? (успех в битве, войне. Полное поражение противника.)
- Почему её называют Отечественной? (ответы детей)
22 июня 1941 года немецкие войска без объявления войны напали на нашу Родину. Так началась Великая Отечественная Война. В летописи Сызрани Великая Отечественная война вошла самой героической и драматической страницей. Невиданные бедствия пришлось испытать старшему поколению горожан, но именно в лихоимстве войны проявились лучшие черты наших земляков.
(Звучит аудиозапись песни М. Бдантера «Священная война»)
1 ученик
Эта песнь моё сердце пронзила,
В ней звучали призыв и мольба.
Эту песнь вся страна подхватила
С ней решалась Отчизны судьба.
2 ученик
Песня стала и гимном, и маршем
И гремела она, как набат,
Заряжая отвагой, бесстрашьем
Уходивших на запад солдат.
3 ученик
Благодарная ярость кипела
Океанской огромной волной
Эта Родина наша запела
Песнь, что звали «Священной войной». (Юрий Усинцев)
(на фоне музыки М. Блантера «Священная война»)
(слайд № 5)
- Ребята посмотрите на экран. Этот плакат так и называется «Родина мать зовёт». Он весел по всюду. Автор этого плаката Ираклий Моисеевич Тоидзе. (1902 – 1985 года)
Вот что он сказал об его создании: Жена художника Тамара Тоидзе узнав, что началась война страшно испугалась за своих детей и войдя к мужу в мастерскую с тревожным лицом услышала от него: «Стой так и не двигайся!» - и сразу стал делать наброски.
Художник Ираклий Тоидзе был прав. Родина-мать - это не портрет жены художника, а портрет Матери, в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого лица.
4 Ученик
Береза ласкает надгробные плиты
В дыхании ветерка
Спите, герои Спокойно, спите
И пусть над вами лавину событий
Бесшумно проносят века.
5 ученик
Оттуда, где плещет Волга
Оттуда, где плещет Дон,
Ушли эти воины Спать им долго –
Укрой их, берёза, своим пологом,
Да будет тихим их сон. (Иожеф Фодор)
(слайд № 6)
- В городе – герое Волгограде на Мамаевом Кургане зародилась традиция высаживать березу в память о родных и близких людях, погибших на войне.
- А сейчас мы споём все вместе песню «Растёт в Волгограде берёзка» (слова М. Агашиной, музыка Г. Понамеренко)
1.Ты тоже родился в России
В краю полевом и лесном
У нас в каждой песне береза
Берёзка под каждым окном.
На каждой весенней поляне
Их белых живой хоровод
Но есть в Волгограде берёзка
Увидишь и сердце замрёт…
- По зову Родины – матери более 40 тысяч волжан (Сызрани, Октиябртска, Сызранского района) надев солдатские шинели, встали в ряды защитников Отечества. Среди них был и будущий директор школы новостройки послевоенной Сызрани Сергей Иванович Прокопьев. Только за 5 месяцев войны Сызрань по - братски приняла 47 тысяч обездоленных войной эвакуированных, нашедших у нас кров и хлеб. Горожане взяли на себя ответственность и невзгоды по тем бедным временам заботы над осиротевшими детьми, приютив и обогрев душевным теплом 840 больных и истощенных ребятишек из блокадного Ленинграда.
(звучит небольшой фрагмент аудиозаписи песни «За того парня» сл. Э. Рождественского, муз. М. Фрадкина в исполнении Л. Лещенко)
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройдусь полю,
Что – то с памятью моей стало,
То, что было не со мной помню.
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпается день и грохочет над полночью
Толи гроза, толи эхо прошедшей войны.
- Поистине безмерна доброта наших земляков. Они сумели найти в переполненном людьми городе место для 11 эвакуированных госпиталей, кровью доноров, мастерством врачей – хирургов, трогательной заботой медсестер и всего населения, спасли жизни и выходили более 50 тысяч больных и раненых защитников Родины.
- Посмотрите, ребята видео фильм о войне. (слайд № 7)
(на фоне песни «От героев иных времён…» показывается военная хроника боёв и боевых действий)
- В наш город перевозили эвакуированные заводы. Под открытым небом горожане изготавливали оружие для фронта, не дожидаясь восстановления цехов.
(слайд № 8)
В боях с фашистскими захватчиками участвовали более 25тысяч сызранцев, проявивших стойкость и героизм. 24 наших земляка удостоены звания Герой Советского Союза и награждены Золотой Звездой. Самой высокой воинской почести – Полного Кавалера Ордена Славы удостоены:
Андрей Иванович Дырин; Михаил Алексеевич Николаев; Михаил Васильевич Уткин, а всего орденом Славы, высшей солдатской наградой отмечено более 20 человек. А 20 воинов сызранцев принимали участие в Параде Победы в городе Москве.
4 Заключительный этап.
- Закончилась война, возвратились бойцы в 45-ом,
И была тишина, не привычна уставшим солдатам.
Тишина, тишина,
Лишь гремят по – весеннему грозы.
Тишина, тишина,
Шелестят над Россией березы.
Ветераны – бойцы,
На заставах дозоры не дремлют.
Сыновья, как отцы берегут нашу русскую землю.
Тишина, тишина,
Дорогою ценою нам досталась.
Мы хотим, чтоб она никогда, никогда не кончалась.
(слайд № 9)
- Над мирным небом стал расцветать наш город.
На центральной улице, у Кремля горит днём и ночью вечный огонь. Сызранцы приносят сюда цветы, вспоминают своих родных героев, которые стойко сражались в тяжелых боях, защищая свою Родину и нас с вами, ребята.
(звучит фрагмент песни «День Победы» в исполнении Льва Лещенко)
6 ученик
- Проходят годы, зарастают раны,
И незаметно так уходят ветераны,
Они награды в праздник надевали
И день победы с нетерпением ждали,
Когда весна сиренью зацветает
Весь мир тогда солдата вспоминает.
(слайд № 10)
- В 2018 году городу Сызрани было присвоено звание «Город боевой и трудовой славы».
У нашего города есть и гимн. (музыка Сергея Иванченко, слова Виктора Суркова), споём все вместе.
(слайд № 11)
1 Есть на Волге – реке городок небольшой
Пусть на карте почти незаметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен!
Здесь живут простые люди,
Здесь живут мои друзья.
Есть на Волге город Сызрань,
Это Родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь,
Милый сердцу город Сызрань,
Моя маленькая Русь.
- Подходит к концу наше мероприятие, посвященное 76 годовщине в Великой Отечественной войне. Все сегодня постарались, всем спасибо.
7 ученик
Спасибо вам за всё, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах,
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо вам за праздник наш счастливый,
За трудный и прекрасный день!
(Звучит аудиозапись песни в исполнении детского хора Всесоюзного радио «Дорогой героев, дорогой отцов шагают бесстрашные люди».
- А сейчас мы подарим цветы и подарки нашим гостям и вместе сфотографируемся на память.
- Спасибо, вам, что пришли на наше мероприятие.
Интернет ресурсы, используемые при подготовке мероприятия.
1. Поэты Сызрани о Великой Отечественной войне https://школасегодня.рф/articles/1207.html
2. Сызранские предприятия в годы ВОВ http://syzrantoday.ru/70/factories/tyazhmash/
3. Газета «Волжские вести» https://volzhskie-vesti.ru/gorilud/900-pomnit-syzran-geroev-sovetskogo-sojuza.html