Игра. Путешествие по дороге знаний.
Оборудование: Плакат: «Путешествие по дороге знаний». Изображения дорожных знаков; Заготовки с надписями: «Читай-город», «Русский язык», «Математика»; Картинки с изображением животных (для написания транскрипций); Предметы: зеркало, красный цветок, стрела; Стенд для знаков дорожного движения и обозначения станций остановки поезда; Заготовки грамот.
Цели: Показать и реализовать основной принцип: группа продленного дня – это учёба и игра; Прививать детям умение работать в команде, чувствовать свою ответственность за успех общего дела.
В: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по замечательной стране – стране Знаний. А совершим мы это путешествие в поезде. Представьте себе, что вы – пассажиры поезда. В поезде 3 вагона.
(Представляются 3 вагона. Купе 2А (среди них командир и пассажиры), купе 2Б, купе 2В)
Путешествуя по этой замечательной стране, мы побываем с вами в 3-х самых больших городах, название которых, мы с вами узнаем позже. А пассажиры купе, помогут нам пересечь границы одного города и переехать в другой.
А вы, ребята (обращение к болельщикам), будете не просто пассажирами, а участниками нашего путешествия – игры.
Разрешать движение нашему поезду или останавливать его будет диспетчер (представляется диспетчер). У него будет разрешающий движение светофор – зеленого цвета и запрещающий движение шлагбаум. На шлагбауме будут размещены задания, выполнив которые, мы получили с вами право двигаться дальше – в следующий город.
Ну, а я буду Вашим гидом – проводником и буду стараться, чтобы всем пассажирам в нашей поездке было интересно.
(Диспетчер поднимает зеленый светофор)
1 тур.
В: Итак, в путь!
В поезд можете садиться,
Очень скоро он помчится
От границы до границы
По степям до Синих гор
На зеленый светофор.
Навстречу мчаться станции,
Перелески, речки, лес,
И много интересных
Нас ждет в пути чудес.
(Диспетчер поднимает первый шлагбаум)
На шлагбауме 4 файла. В 3-х из них задание для купе, в одном название города. Дети угадывают его по стихам:
Нас ждет город необычный
В нем всех жителей не счесть,
Есть здесь добрые герои,
Но и злые тоже есть.
Волшебство и чародейство,
Подвиги гостей здесь ждут
Двери стража открывает
А хозяева уж тут.
Нас встречают чинным шагом
Книги сказок и чудес.
(Называется город: «Читай-город»)
Раздаются задания купе (файлы с заданиями) С болельщиками проводится игра:
- Отгадай сказку по предмету
(показывается предмет – называется сказка)
а) Зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
б) Красный цветок («Аленький цветок»)
в) Стрела («Царевна - лягушка»)
2. Угадай сказку, о которой идет речь в стихотворении.
а) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган
Как зовётся эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(А.Толстой «Приключение Буратино…»)
б) Сейчас потолкуем о книжке другой
Тут синее море,
Тут берег морской,
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает
И что-то попросит,
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет,
И кончится дело,
Все тем же корытом,
Но только не новым,
А старым, разбитым.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
в) Появилась девочка
В чашечке цветка
И была то девочка
Чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке
Девочка жила
Вот какая девочка
Как она мала
Кто читал такую книжку?
Как зовут эту малышку?
(Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»)
3. Вспомните, какую песенку пел Колобок:
Я по амбарам метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешан,
На окошке стужен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от тебя уйду.
Кто сможет позвать Сивку-Бурку?
Сивка-бурка, вещая Каурка
Встань передо мной
Как лист перед травой.
Что пела коза своим семерым козлятам?
Козлятушки – ребятушки,
Отворитеся – отопритеся.
Ваша мама пришла,
Молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
С вымечка по копытечку,
С копытечка во сырую землю.
(Выступление жюри)
2 тур.
(Диспетчер поднимает зеленый светофор – путь открыт)
В: Путь открыт, наш поезд движется дальше.
Навстречу мчаться станции,
Перелески, речки, лес,
И много интересных
Нас ждет в пути чудес.
(Диспетчер поднимает новый шлагбаум)
Дети отгадывают новый город по стихотворению:
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ…
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
(Город: «Русский язык»)
Но в городе живут не только буквы, но и звуки
Раздаются задания купе (написать транскрипцию слова, изображенного на картинке)
С пассажирами проводится игра «Подскажи словечко»
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдет?
Очень-очень вкусный пирог.
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый.(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости.(не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек.(откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту.(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек.(не нашли)
Кто слово найдет?
Из кармана у Аркашки
Вечно сыплются бу…(бумажки).
-Подскажи охотник, толком, Как же справился ты с волком?
- Я поймал его.
- А как?
- Забежал он в тот овраг, где растет трава-дурман, Скок – и прямо в мой ка… (капкан).
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет,
А прохожие глядят во все глаза:
- Очень длинная у девочки ко… (коса).
Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ка… (в кабине).
Малыши в лесок пошли,
Много веток принесли.
Молодцы, они хотят
Накормить своих ко… (козлят).
За окном шумит буран,
За стеной поет ба… (баран).
Я осла узнаю сам
По его большим у… (ушам).
-Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерется с врагами
Своими большими но… (ногами).
- Почему корова эта
Маленького роста?
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
Это же – ребенок,
Это же те…(теленок).
Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный ро…. (рост).
(выступление жюри)
3 тур.
Конкурс командиров.
(перед конкурсом разминка)
В: Перед следующей поездкой мы с вами немного «разомнемся». Вы показали себя хорошими читателями, любящими книгу. Давайте поиграем в игру «Дружат – не дружат». (Дети встают. Если литературные герои дружат, они поднимают руки вверх и берутся за руки, если не дружат, прячут руки за спину)
Игра со зрителями. «Дружат – не дружат»
Я буду называть имена сказочных героев. Если они дружат, то вы ребята, крепко беретесь за руки. А если не дружат, то прячете руки за спину.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Емеля и Щука.
Чебурашка и Крокодил Гена.
Бармалей и Доктор Айболит.
Серый Волк и Красная Шапочка.
Белоснежка и семь Гномов.
Капитан: Пес Артемон и Мальвина, Папа Карло и Карабас Барабас, Три Поросенка и Серый Волк, Малыш и Карлсон, Золушка и Мачеха, Принц и Золушка, Дюймовочка и Ласточка.
В: Все команды – купе показали себя очень хорошо. Но среди них есть командиры. Это обычно самые внимательные, самые ответственные, самые вдумчивые ребята. Вот мы сейчас это и проверим.
Существует еще одна Азбука. Это Азбука дорог.
Азбуку города помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.
Смогут ли наши командиры провести нас по городу, чтобы не случилось беда, мы сейчас и узнаем.
(Дорожные знаки разложены на столе. Нужно найти нужный знак и показать его)
- 2-А
Замечательный знак!
Восклицательный знак
Значит можно здесь
Кричать, петь, шуметь, озорничать
Или бегать босиком?
Или ехать с ветерком?
(Опасная дорога)
- 2-Б
От чего бы это вдруг
Стрелы встали дружно в круг?
И машины друг за другом
Мчаться весело по кругу
Что такое в самом деле?
Словно мы на карусели?
(знак «Круговое движение»)
- 2-В
Нарисован человек
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищет клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда наверно встарь
Спрятал очень жадный царь?
(Дорожные работы)
(Выступление жюри)
4 тур.
Наше путешествие подходит к концу и впереди нас ждет еще один город. Можно ли нам ехать?
(Диспетчер поднимает зеленый знак дорожного светофора)
Путь открыт продолжаем движение!
Навстречу мчатся станции,
Перелески, речки, лес,
И много интересных
Нас ждет в пути чудес.
(Диспетчер поднимает последний шлагбаум)
Дети отгадывают новый город по стихотворению.
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
(Город математика)
Командам раздаются задания.
С пассажирами проводится математическая игра: «Логические загадки»
- Лиса наловила 15 окуней и разложила их в 5 кучек, так чтобы в кучках было равное число рыб. Сколько рыб в каждой кучке? (3 рыбы)
- Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5 морковок)
- Выглянув на повороте в окно, Ира заметила, что перед нею 9 вагонов, а за ней еще 7. Сколько вагонов в поезде, в котором ехала Ира. (17 вагонов)
- Брат говорит сестре: «Дай мне 10 тенге и тогда денег у нас будет поровну» На сколько тенге меньше было у брата, чем у сестры? (На 20 тенге, у сестры 30 тенге)
- У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 август по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий? (24 дня)
- Одна машина перевозит по три бетонные плиты. Сколько потребуется машины, ч.б. перевезти 10 таких плит (4 машины)
- Выступление жюри, награждение команд