kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра "Ассоциативная цепочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано  к уроку по теме "Методы решения творческих задач" (ТРИЗ) для 10 классов, расчитано на 45 минут. Цель – научить учащихся развивать фантазию, выстраивать линейную цепочку ассоциаций, а также научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Ассоциативная цепочка" »

АССОЦИАТИВНАЯ ЦЕПОЧКА (ТРИЗ) урок 44-45 ( 10 класс)

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Занятие- не форма, а поиск истины»



Цель – научить учащихся развивать фантазию , выстраивать линейную цепочку ассоциаций, а также научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Задачи :

- дать возможность проявить себя, созидать, творить;

- развивать ассоциативное мышление,

- обучить сравнениям разнообразных систем;

- научить коллективной деятельности;

- формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. (Этому помогут приемы и методы ТРИЗ);

- развивать потребность в познавательной деятельности.

Ход игры

Четыре команды по пять человек

Высший бал 4, затем 3, …2, …1.

Разминка : задание 1

Задания для размышления:

·        Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду);

·        Как быстро вырасти (изменение во времени)

·        Как спасти колобка от лисы? (добавить в тесто гвозди)



"Теремок" : задание 2



Оборудование : карточки окружающий мир (город, деревня) ; музыкальное воспитание (вальс, марш); предметы (машина, стул); живая природа ( снегирь, воробей); математика (треугольник, квадрат).

         Правила игры: 

Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий в роли теремка. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". 

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности. 

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу.

Эта игра алгоритм системного мышления.


     1 вариант: 

Ведущий – выбрал карточку машину. 
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет? 
В: Это я, машина. 
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить? 
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. 
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики. 

2 вариант: 

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. 
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные. 

Музыкальное воспитание

(при сравнительной характеристике разных жанров). 

1 вариант: 

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
В: Это я, марш. А ты кто? 
Д: А я вальс. Впусти меня к себе. 
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш. 
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения. 

2 вариант: 

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
В: Это я, марш. А ты кто? 
Д: А я вальс. Впусти меня к себе. 
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша. 
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм. 

Живая природа и неживая природа. 

Похожести у объектов живого мира. 
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
В: Это я, снегирь. А ты кто? 
Д: А я воробей. Пусти меня к себе! 
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. 
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики. 

Различия у объектов живого мира. 
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! 
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. 
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками). 
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе. 
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки. 
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают. 

Математика 

(при закреплении геометрических фигур). 

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. 
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. 
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. 
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. 
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). 
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. 

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. 

В игре "Теремок" чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. 

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие. 

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. 

Ознакомление с окружающим миром. 

В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи. 
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе. 
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку). 
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином. 

Примечание:  при желании можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода.


"Раз, два, три… ко мне беги!" : задание 3

         Правила игры:
Каждый ученик самостоятельно (каждый на себя ) загадывает и пишет какой-либо предмет на карточке. Затем встают на другом конце зала и по определенной установке ведущего подбегают к нему.. 

оборудование: фломастеры, чистые листы бумаги 20 шт.  

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке написано самолет, птица и т.п.…) Остальные дети стоят на месте. 
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части. 

Примечание: Можно использовать задания на надсистему. 

"Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта. 

"Раз, два, три, все кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость. 
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…


"Раз, два, три, все кто умеет видеть ко мне беги!"

"Раз, два, три, все кто в городе живет ко мне беги!"

"Раз, два, три, все кто излучает свет ко мне беги!"

"Раз, два, три, у кого есть углы ко мне беги!"


«Крокодил» задание 4

Игроки одной команды задумывают слово (которое тоже иногда называют «Крокодил») и выбирают «жертву» — игрока из команды соперников, которому по секрету и сообщают это слово. После этого «жертву» отпускают на свободу, к своей команде, где он пытается объяснить слово. При этом ему разрешается:

  • использовать жесты и мимику, пляски, прыжки и ужимки;

  • принимать любые позы;

  • показывать слово целиком или по частям;

  • кивать или мотать головой: «да» и «нет»

НО запрещается

  • писать и рисовать;

  • произносить слоги и буквы (даже без звука, одними губами);

  • показывать буквы или передавать буквы языком глухонемых



Источники :

http://innovaciivdou.at.ua/index/igry_triz/0-31

http://innovaciivdou.at.ua/index/igry_na_vyjavlenie_nad_sistemnykh_svjazej/0-35

http://innovaciivdou.at.ua/index/igry_na_sravnenie_sistem/0-39

http://bosichkom.com/игры-для-детей/крокодил


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Игра "Ассоциативная цепочка"

Автор: Прокопьева Елена Станиславовна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Творческая игра по психологии "Политра" "
    ["seo_title"] => string(43) "tvorchieskaia-ighra-po-psikhologhii-politra"
    ["file_id"] => string(6) "208035"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430730714"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеклассное мероприятие - Историческая игра-викторина «Толмач»"
    ["seo_title"] => string(62) "vneklassnoe_meropriiatie_istoricheskaia_igra_viktorina_tolmach"
    ["file_id"] => string(6) "542090"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583652393"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий"
    ["seo_title"] => string(117) "zadaniiaighryiuprazhnieniiadliamladshikhshkolnikovnapravliennyienaformirovaniiepoznavatielnykhuniviersalnykhdieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "318551"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460615894"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Игры на уроках как средство обучения английскому языку "
    ["seo_title"] => string(62) "ighry-na-urokakh-kak-sriedstvo-obuchieniia-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "216274"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432917070"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства