На доске картинки с изображениями сказочных героев, которые есть в Азбуке на с. 15.
- Что вы можете сказать о том, что видите на доске? (Это герои из сказок.)
- А как вы понимаете, что такое сказка? Мнения детей.
II. Работа над темой.
1. Учитель показывает детям словарь и читает информацию.
- Вот как даётся объяснение слову сказкав Словаре русского языка.
1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь.
- Зачем люди стали придумывать сказки?
- Любите ли вы сказки? Почему?
- А какую самую первую сказку вы услышали? от кого?
- Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолёте или оседлавшем конька-горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.
У народа учились писатели-сказочники мира. Сказки бывают народные и авторские, русские сказки и сказки других народов, старые и современные.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
2. Игра «Отгадай сказку».
- Хорошо ли вы знаете сказки?
- Сейчас мы это проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать автора и героев (показ их на доске.)
1) Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. «Репка».)
2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
4) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
- Каких ещё сказочных героев вы можете назвать?
- Кто авторы этих сказок?
«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, у зайца…лубяная».
(«Лиса и заяц», русская народная сказка)
«Он был всегда не прочь подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед ещё и не думал начинаться».
(«Вини-Пух и все-все-все». Алан Милн)
«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал…козлёночком».
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка)
«…Вот и стали они на огороде куклу из снега лепить. Слепили туловище, ножки, ручки приладили, головку приставили…» («Снегурочка», русская народная сказка)
«- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом».
(«Как Незнайка сочинял стихи». Н.Носов)
«- Не садись на пенёк, не ешь пирожок».
(«Машенька и медведь», русская народная сказка).
«- Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?»
(Папа Карло. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой.)
«- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!»
(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)
3. Разные сказки мы невольно рассказывает и читаем по-разному. Почему?
- Как можно использовать мимику, жесты, движения при чтении сказок?
Можно предложить детям инсценировать любую небольшую сказку по выбору.
III. Работа с книгой «Я читаю?» (I ч., с. 4 (верх), 5 (верх).
- Прочитайте названия сказок.
- Что вы видите под рисунками? (Схемы предложений.)
- Как в схеме показаны начало и конец предложений?
- Почему в названиях сказки «Красная Шапочка» и «Баба Яга» оба слова показаны «уголками»?
- Какие сказки можно назвать народными, а какие - авторскими? Почему?
- Какие ещё народные сказки вы знаете?
- Кто знает писателей-сказочников?
- Немецкие сказочники братья Гримм были учёными людьми, профессорами. А между тем они создали много чудесных сказок для детей.
Во Франции 300 лет назад жил писатель Шарль Перро. Что этот человек написал для взрослых, сейчас уже мало кто помнит, а вот ребятам всего мира он подарил небольшой сборник «Сказки моей матери гусыни». И оттуда миллионы детей узнали про спящую красавицу и про кота в сапогах, про Мальчика-с-пальчик и про Золушку. Это самые любимые сказки всего человечества.
Многие из сказок положены на музыку, из них созданы и спектакли, и замечательные балеты, и кинофильмы.
Сказки писали не только зарубежные сказочники, но и русские писатели и поэты.
Сказки «О золотом петушке», «О царе Салтане...», подаренные нам А. С. Пушкиным, можно увидеть в театре. Музыку к ним написал великий русский композитор Римский-Корсаков.
(Прослушать отрывок из этих произведений.)
Вы видите, что жизнь сказки не только очень длинна, но и что она сама даёт жизнь новым произведениям искусства. Сказка бессмертна. Она учит быть смелым, честным, верным товарищем, учит презирать трусов и растяп.
Когда вы подрастёте, вы поймёте и оцените сказки для взрослых: их писали Теодор Амадей Гофман, Эдгар По и наши великие писатели Салтыков-Щедрин и Гоголь. Это очень разные писатели, но их роднит одно. Они учат людей и в сказочном мире отыскивать мудрую мысль и горькую правду. Вспомните звонкую концовку русских народных сказок.
На доске:
Сказка - ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.
- Вот теперь вы видите, что сказка сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.
И вас ждут новые встречи со старыми сказками.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Вам понравился наш урок?
- Что нового и интересного узнали?
- Все ли вы сказки уже слышали?
- Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)
- Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте (чтения).