Профориентационная беседа знакомит обучающихся с факторами, которые влияют на выбор профессии. Рекомендовано для проведения с обучающимися 9-11 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факторы, влияющие на выбор профессии»
Занятие
по профориентации с суворовцами
Тема «Факторы, влияющие на выбор профессии»
Цель: познакомить обучающихся с факторами, влияющими на выбор профессии.
Форма: беседа.
Методы: словесный, наглядный.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.
План проведения занятия:
1. Организационный момент
2. Информационный блок. Восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова».
3. Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, какие из факторов в наибольшей степени влияют (могут повлиять) именно на ваш выбор?
Можно ли назвать какие-то факторы главными, а какие-то – второстепенными?
К каким последствиям может привести не учет тех или иных факторов?
4. Заключение. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ниодинвыбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»).
1) Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом. На военном поприще – это командные должности, управленческие.
2) Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого нужны определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны еще и музыкальные способности. В военной профессии также важны способности, в технической области - для инженерных специальностей, в биолог
3) Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, то есть то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели.
В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьем решающее значение имеет место жительства, в четвертом – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.
Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
4) Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе старшеклассником профессии. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но в то же время это не единственный фактор выбора.
5) Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно, важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий.
При выборе военной профессии и образовательной организации в среде суворовцев происходит та же история. Очень часто мнение товарищей является важным. Поступают в военные училища «за компанию», либо по рекламе старшекурсников. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные военные профессии. И выбирать профессию для себя, а не по критерию престижная, популярная.
6) Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, то есть то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, чего хочет достичь, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий, «жизненную перспективу»: специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы, перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Важным является изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение– все это позволит составить представление о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, то есть трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные варианты на случай
возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавят от лишних переживаний.
7) Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных военных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний (профессиограмм). Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств труда трудится тот или иной работник, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
8) Потребности общества, технический прогресс и т.д. имеют обыкновение изменять приоритетность различных профессий. Эти обстоятельства могут повлиять на увеличение одних образовательных организаций и сокращение других. С другой стороны могут возникать, либо исчезать какие-то направления, должности. Поэтому не будет лишним знать о ситуации, востребованности тех или иных военных профессий.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, какие из факторов в наибольшей степени влияют (могут повлиять) именно на ваш выбор?
Можно ли назвать какие-то факторы главными, а какие-то – второстепенными?
К каким последствиям может привести неучет тех или иных факторов?