Этическая беседа в 3 классе "Моя семья - мое богатство"
Этическая беседа в 3 классе "Моя семья - мое богатство"
Работа позволит раскрыть значение понятий «семья», «единство», «богатство семьи»; сформировать позитивные представления о семейных традициях, ценностях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этическая беседа в 3 классе "Моя семья - мое богатство"»
Этическая беседа в 3 классе
«Моя семья – мое богатство!»
Задачи: 1) раскрывать значение понятий «семья», «единство», «богатство семьи»; формировать позитивные представления о семейных традициях, семейных;
2) развивать способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
3) воспитывать уважительное отношение ко всем членам.
Роль учителя:
а) на подготовительном этапе: формулирует тему беседы, подбирает материал к беседе.
б) на этапе проведения: является ведущим.
Роли учащихся: участники беседы, Елагина Маша готовит рассказ о русских традициях
Оборудование: карточки со словами, фотографии семей, толковый словарь Ожегова, листы для самостоятельной работы, маркеры, фотография класса, магнитофон, аудиозапись песни «Радость моя».
Литература: «Внеклассное мероприятие» 3 класс Авторы-составители: Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Москва «Вако» 2007 г.
Оформление: на доске фотографии семей, по середине доски записана тема мероприятия.
Ход мероприятия
Учитель: -Ребята, я предлагаю вам сегодня поговорить о богатстве.
-Что такое богатство? (Высказывания детей.)
На доске появляются карточки со словами, которые называют дети.
-Как можно назвать эти ценности, которые вы перечислили (Машина, квартира, сотовый телефон, компьютер и др.)?
-Все эти вещи изготовлены из определенных материалов, а значит, называются – материальными ценностями.
На доске карточка в левый столбик – «материальные ценности».
-Выделите те слова, которые, по-вашему, можно отнести к материальным ценностям. (Ответы детей.)
-А остальные? (Оставшиеся слова отнести в правый столбик.)
На доске карточка в левый столбик – «духовные ценности».
-Есть ли разница между материальными ценностями и духовными? (Материальные ценности – это ценности, от которых есть реальная польза; их можно менять, продавать, покупать, а духовные ценности – это богатства, которые влияют на наши взгляды, на наше духовное состояние.)
-А можно между ними поставить знак «=»? (Ответы детей.)
-Трудно? (Да.)
-Попробуем ответить на этот вопрос в конце нашего разговора.
-Выберите ту группу ценностей, о которой вам хотелось бы сегодня поговорить. (Высказывания детей.)
-У кого есть машина? (Часть детей поднимает руки.)
-Много денег? (Часть детей поднимает руки.)
-Дорогой сотовый телефон? (Часть детей поднимает руки.)
-У кого есть родительский дом? (Все поднимают руки)
-Так что есть у каждого из нас, что объединяет? (Семья.)
Учитель: -Семья есть у всех. И на ум мне приходят строки «Моя семья – моё богатство».
На доске карточка – тема беседы «Моя семья – моё богатство».
Учитель: -Послушайте небольшую притчу.
Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? – спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
-Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.)
-Давайте дослушаем притчу до конца и проверим, верны ли были ваши предположения?
Учитель: Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Посмотри! – сказал старик.- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив.
-Почему?
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
Учитель: -Люди создают семью по любви. От любви рождаются дети. Так появляется семья.
-У меня тоже есть семья: это моя любимая мама и любимый папа. (Фото моей семьи.)
-Представьте, пожалуйста, и вы свои семьи. (Дети вывешивают на доску фотографии своих семей.)
-В словаре Ожегова слово «семья» объясняется как «... группа живущих вместе близких родственников».
«Семья – это группа живущих вместе близких родственников» - на электронной доске.
-Я попрошу вас дополнить этот термин, раскрыть его.
Работа по парам. (Карточки «Семья – это...»)
-Давайте послушаем, что получилось у первой пары. (Высказывания детей.)
-А какое дополнение внесли ребята второй пары? (Ответы детей.)
-Скажите быстро, навскидку, что всплывает в голове, слыша это слово? (Высказывания детей.)
-Чем интересно слово «семья»?
-Ответы детей.
Учитель: -Слово семья можно разделить на два слова – «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я».
-Но количество членов семьи может быть разным. В наше время многодетной считается семья, где 3 и более детей. Многодетная семья готова дать много любви, заботы, тепла. Мам, родивших и воспитавших 5 и более детей, награждают Медалью материнства 1 и 2 степени. (Показать медаль на электронной доске.)
Учитель: -Ребята, вы все в будущем станете родителями. А сколько бы вам хотелось иметь детей? (Высказывания детей.)
-Всех членов одной семьи объединяют какие-то традиции, увлечения. В словаре Ожегова слово «увлечения» объясняется как «...большой интерес к какому-нибудь делу».
-А что же такое традиции?
-В словаре сказано, что «Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому».
-Послушаем, какими были исконно русские традиции. О русских традициях нам расскажет Маша Елагина.
Елагина М.:
«Традиции русских семей»
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники,
а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье с играми, шутками;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы
старины и как память о родных и близких, как талисман;
Представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Учитель: -Какие традиции есть в ваших семьях? (Ответы учеников.)
-Какие традиции вы хотели бы перенести в свою семью? (Высказывания учащихся.)
-А вы, дети, можете быть зачинателями семейных традиций? (Да.)
Учитель: -Сейчас я попрошу вас встать и обнять друг друга за плечи. Чувствуете близость друг друга? (Да.)
-А теперь обойдите стулья и обнимите друг друга за плечи.
-Расстояние между вами увеличилось, но все же каждый из вас чувствует близость друг друга. Расходясь по дома, вы тоже ощущаете эту близость, звоните друг другу, просите о помощи, вместе гуляете.
-Можно наш класс назвать семьей? (Да.)
-Мы тоже семья – школьная семья.
Фотография класса на доске.
-Почему? Что нас объединяет? (Ответы детей.)
Учитель: -Нас объединяют общие школьные дела – учеба, совместные праздники и чаепития, конкурсы, походы в музеи и библиотеки. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, дарим друг другу подарки. Заботимся друг о друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого, как и в обычной семье есть свои обязанности.
-Давайте вернемся к началу нашего разговора.
-А можно поставить знак «=» между духовными и материальными богатствами?
-На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И мы еще будем к нему возвращаться.
-Информации о семье много. Народ всегда слагал стихи, сказки, песни о семье, потому, что эта тема трогает за душу каждого человека.
Закончить наш разговор мне хотелось бы очень душевной песней.