Цель: формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.
Задачи:
обучение умению составлять небольшой рассказ;
развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других;
воспитание стремления к совершению хороших поступков.
Формирование УУД
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Личностные: стремление к получению новых знаний, мотивация детей на совершение добрых поступков.
Подготовка: детям заранее даётся задание вспомнить случаи из жизни. Оборудование: презентация песни «Если добрый ты…», 4 комплекта солнышек с лучами,
Ход мероприятия
Дети сидят полукругом в 2 ряда.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Я не называю его тему. Вы об этом догадаетесь сами.
Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь от души, прослушайте фрагмент очень знакомой вам песенки.
(прослушиваем песню «Если добрый ты…»)
1. Вводная беседа.
– Обратили ли вы внимание, как называется эта песня?
– О чём поется в этой песне?
– Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами поговорим?
Слайд 1. Тема «Если добрый ты»
Слайд 2.
1. « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой –
Из любой сказки мы видим, что добро всегда побеждает зло. 2. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский – Сколько бы вы не делали добра – злые поступки всегда остаются в памяти.
3. «Лишь одно Добро бессмертно, Зло подолгу не живет!». Ш. Руставели.
Слайд 3.
«Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что – злом». Сократ
Поэтому в моем проекте я хочу объяснить всем: что такое хорошо, а что такое плохо. Ещё великий поэт В. Маяковский в понятной форме написал стихотворение на эту тему. Итак, Мы точно можем сказать, что добро – это то, что согревает душу и радует нас, а зло – это что – то неприятное, ужасное и отпугивающее.
2. Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни
– Дома вы подготовили рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни.
– Расскажите их.
(В ходе рассказа задавать учащимся вопросы о том, почему он считает этот случай из жизни хорошим или плохим, от кого зависит наличие в жизни добра или зла.)
Слайд 4. Для того, чтобы стать поистине добрым, нужно знать основные правила доброты:
1. Помогать людям.
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
Никогда не нужно про них забывать.
Слайд 5.
Вспомним о волшебниках! Они всегда приносят только радость и какое – то волшебство. Итак, если бы я была волшебницей, я бы… (ответы детей)
Чтобы вы сделали.
Продолжите фразу, я бы……
Если дети не отвечают, то учитель продолжает
Слайд 6
– спасла землю от войны, уничтожила зло;
Слайд 7
–сделала так, чтобы у всех детей были мамы и папы; Слайд 8
– сделала так, чтобы все люди были добрыми и делали только добрые дела;
Слайд 9
– сделала так, чтобы наше село было чистым;
3. Учитель: Сейчас я вам расскажу притчу
Слайд 10
• Притча о добре и зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.
– Как вы поняли эту причту?
– Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
– Почему?
– Легко ли забыть обиду? Простить?
Физминутка.
Поиграем в игру “Сказочный персонаж – добрый или злой?”. Я буду называть сказочного персонажа, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Золушка, Шапокляк;
На каких персонажей вы хотели бы быть похожи на добрых или на злых?
Слайд 12.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла –
Тот людям в века
Не делает зла
Слайд 13.
Правила доброты 1. Помогать людям.
1. Помогать людям.
2. Защищать слабого.
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
5. Прощать ошибки другим.
«Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что – злом».
4. Изготовление солнышек.
– Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.
– А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. В священном писании (показать Библию если есть) бога называют солнцем правды. Как вы думаете, почему? Именно бог абсолютно добр, и там поясняется, что бог есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе.
– Сейчас вы поделитесь на 4 группы и изготовите солнышки. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.
(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.)
– Выйдите к доске. Давайте сравним, какие лучи выбрала каждая группа.
5. Какую радость мы можем подарить? (Улыбку)
А когда человек улыбается? (когда ему хорошо и радостно)
У каждого есть смайлик, но он не улыбается. Подарите ему улыбку. (учащиеся рисуют улыбку)
6. Вывод. Итог
– Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?
– Доброго в жизни все–таки больше, чем злого.
– А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?
– Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.
– Вы молодцы!
Мероприятие заканчивается песней кота Леопольда «Дождик босиком», дети подпевают.
Песенка кота Леопольда
Дождик босиком по земле прошёл, Клёны по плечам хлопал. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты – то всегда легко, А когда наоборот – трудно. Если добрый ты – то всегда легко, А когда наоборот – трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь – с ними веселей, А когда наоборот – скучно. Если песни петь – с ними веселей, А когда наоборот – скучно.