Цель: воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств; воспитание любви к природе и родному краю и навыков правильного поведения человека в природе.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
II. Постановка цели классного часа.
Прежде, чем начать наш классный час, я хочу вам задать один вопрос. Как вы думаете, какие проблемы волнуют человека на планете, с которыми он борется вот уже несколько лет? (ответы детей)
Вступление. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.
Для кого мы охраняем природу? – Для человека. От кого мы охраняем природу? - От человека.
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать?
Словарная работа
Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме.
- А что мы с вами называем общим домом?
- Правильно, Природу. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
- Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье, чистоту в доме и во дворе.
- В нашем большом доме «планета Земля» люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что богатства природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух сами могут очищаться, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
- Давай сейчас мы посмотрим видеоролик и узнаем, в каком состоянии сейчас находится наша планета
III. Просмотр видеоролика
- Итак, дети, кто скажет, к чему привело покорение природы? ( К разрушению почвы, гибели лесов, загрязнению воздуха и воды, исчезновению многих видов растений и животных)
- Какие экологические проблемы вы заметили, смотря это видео? (Загрязнение океана, лесов, умирающие животные и птицы)
И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому, чтобы привлечь внимание жителей планеты был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.
Экологический календарь.
16 сентября
Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября
День леса.
27 сентября
День моря.
4 октября
День защиты животных.
29 декабря
День 6иологического разноо6разия.
22 марта
Всемирный день воды.
1 апреля
День птиц.
18-22 апреля
Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля
День Земли.
5 июня
День охраны окружающей среды.
17 июня
День борьбы с опустыниванием и засухой.
IV. Практическая часть занятия
- А теперь я предлагаю вам пройти несколько испытаний, чтобы доказать, что вы любите и знаете природу и готовы прийти к ней на помощь.
Конкурс эрудитов.
1.Что в переводе означает экология: А) наука о доме; B) наука о природе.
2.Какое растение называют сосной сибирской: A) лиственницу; B) кедр.
3.Где зимуют ласточки: A) в Австралии; B) в Африке.
4.Кит – это: A) рыба; B) млекопитающее.
5.Название «адмирал» носит: A) жук; B) бабочка
6.С какой стороны дерева растет мох: A) с северной;
7.Хвоинки сосны: A) двухгранные; B) трехгранные
8.Сколько пар ног у паука: A) три; B) четыре
9.На стволе березы растет гриб: A) чага; B) подберезовик
10.Какой газ используют для дыхания все живые существа: A) кислород; B) углекислый газ.
- О Ставропольском крае говорят: «Край, в котором есть подземная аптека» Как вы думаете почему?
(Источники минеральной воды)
- А где они находятся? (Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Минеральные воды)
4. - Как люди используют подводные целебные источники?
(санатории, лечебницы, источники, вода в бутылках)
- На территории Ставропольского края известно 630 источников целебной минеральной воды.
(по результатам конкурса определяется «Лучший краевед»)
- Вода в каждом источнике изучена и определены ее лечебные свойства, которые использует человек. У воды каждого источника свой вкус. Минеральная вода делится на лечебную, которая имеет более выраженный вкус, и столовую, с мягким вкусом.
Предлагаю вам попробовать воды из разных источников. (Дети пьют воду)
V. Заключение.
-Вы показали неплохие знания природы. Однако мы должны помнить, чтони лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки.
С чего же начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит.
Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Давайте же вместе создадим плакат об охране природы.
Из предложенных картинок дети выбирают нужную, и поясняют свой выбор. Картинки приклеивают на ватман
4. Итог.
-Какой теме был посвящен наш классный час?
- Что нового вы узнали?
- Как нужно относиться к природе?
Молодцы! Классный час подошел ко концу . Всем спасибо!