Внеклассное занятие "Экологическое ассорти. Мой край Ямал" предназначен для учащихся 3-4 классов начальной школы.
Цель: учить различать и называть представителей животного и растительного мира (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы, растения); закрепить знания детей об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; узнавать животных по описанию, отгадывать загадки; развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление, память; воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, экологическую культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа. Экологическое ассорти. »
Внеклассное занятие для учащихся 3-4 классов.
Экологическое ассорти. Мой край Ямал.
Цель: учить различать и называть представителей животного и растительного мира (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы, растения); закрепить знания детей об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; узнавать животных по описанию, отгадывать загадки; развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление, память; воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, экологическую культуру.
Материалы: Презентация, мультимедиапроектор, рисунки по темам "Растения", "Звери", "Птицы", "Насекомые", "Рыбы", обозначенные определённым цветом, коробка с конфетами того же цвета, кроме этого в коробке есть конфеты с сюрпризом "Музыкальная пауза", "Красная книга","Край родной Ямал", "Бой капитанов"; карточки с изображением животных, фотокартины о Ямале, Красная книга.
Ход викторины
Звучит песня И.Корнилова "Северный край".Участники, зрители и гости занимают свои места.
Участвуют 2 команды. У каждой команды - капитан, эмблема.
Ведущий: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Оно называется “Экологическое ассорти”. -Что такое экология?
-Экология- это ...(наука о добром соседстве человека и природы, о бережном отношении человека к природе)
-Знаете ли вы, что такое “ассорти”?
- Правильно, это набор разных конфет. Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они все разного цвета. Если вам достанется конфета зеленого цвета, то вы отвечаете на вопросы и выполняете задания по теме “Растения”, желтая – “Насекомые”, синяя – “Рыбы”, фиолетовая – “Птицы”, красная – “Звери”. В соревновании участвуют две команды: “ Охотники ” и “ Рыбаки ”. Капитан 1 команды - ....., капитан 2 команды - ..... Мы желаем успеха обеим командам и начинаем игру.
(Команды по очереди берут конфеты и выполняют задания. Если команда правильно отвечает, то получает 5 баллов. Если команда не может ответить, то ход переходит другой команде.)
I тур. Рыбы
"Заморочки из бочки" I команда.
– У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а ещё часы, монеты- видимо хищница принимает их за рыбу с яркой чешуёй. Что это за рыба? (Слайд 2)
II команда.
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. Что это за рыба? (Слайд 3)
Окунь – эта одна из самых распространенных рыб. Все о ней слышали, но мало кто видел живого окуня.
Окунь водится в реках и озерах по всей нашей стране. Хоть и небольшой по размеру, но он хищник, да ещё какой. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает там, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком.
II тур. "Звери"
"Угадай, кто я"
Команды по очереди называют вопросы ведущему о животном, который изображён на картинке ( картина перевёрнута). Ведущий отвечает только "да", "нет", после того как все вопросы будут заданы, команды должны назвать это животное. Та команда, которая первой угадает животное, становится победителем.
1 животное - лемминг (Слайд 4)
Лемминги — небольшие мышевидные грызуны, размером немного меньше крысы, с коротким хвостом. Их называют иначе северными пеструшками, так как они имеют пеструю окраску шерсти — желтовато-бурую с темными и светлыми пятнами. Копытный лемминг на зиму белеет, а когти передних лапок у него сильно разрастаются, сливаясь своими основаниями и образуя нечто вроде острых копыт. Ими лемминг разрывает снег в поисках пищи и при устройстве зимних гнезд.
2 животное- северный олень (Слайд 5)
Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре . Ноги северного оленя имеют широкие копыта с углублением в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, при этом щетка длинных волос между копытами увеличивает поверхность опоры, площадь которой дополняется сильно развитыми боковыми копытами, что способствует успешному продвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи, особенно сильно он развит на шее. На зиму волосы на теле северного оленя к концам утолщаются, так что под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос (с воздухом в середине), отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело.
3 животное- волк (Слайд 7)
– Где живет волк? (В логове). Почему говорят: волка ноги кормят?
Охотясь всей стаей, волки увеличивают свои шансы на успех. Такой "командный подход" проявляется в следующем. Два или три волка затаиваются в засаде, а вся стая нападает на стадо и гонит его на ловцов; те выскакивают из "секрета", в стаде начинается паника, испуганный олень шарахается в сторону; его настигает один волк, затем - другой, олень вовсю отбивается, но, в конце концов, падает... Первым утоляет голод вожак, поедая лучшие куски и вымазываясь кровью жертвы; другие волки толкутся поодаль, ожидая своей очереди и доли; если мясо останется, волки зароют его в землю или же просто оставят, а сами умоются в ближайшем ручье, выспятся и придут за добавкой. Если в логове их ждут кормящие свой выводок самки, волки отнесут им мясо - сырое в зубах или полупереваренное в желудках. За один раз волк может съесть до 10 кг мяса, и своего не упустит, напоследок хорошенько обглодав кости; если на обед волку попался небольшой зверек, он съест его целиком, даже со шкуркой. Чтобы выжить, волкам приходится непросто, и если удача им улыбнется, они берут от своей хищной жизни все, что могут себе позволить.
III тур. Птицы Ямала. I команда.
1. Днем слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова.) (Слайд 8)
Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?
2.На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) (Слайд 9)
3.Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.) (Слайд 10)
3.Как начнутся холода – из леса прямо к вам, сюда. (Синица.) (Слайд 15)
4.Красногрудый, черноклювый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь.) (Слайд 16)
5. Какие птицы устраивают спальни в снегу? (Куропатки, тетерева, рябчики) (Слайд 17)
IV тур. "Грибы"
Команды по очереди называют грибы, кто закончит последним, та команда и победитель.
V тур. "Растения Ямала"
I команда.
1. Единственный хвойный кустарник наших лесов, он - единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас. Его можно встретить и в средней полосе страны, и на севере, и на заболоченной почве, и на сухих песках. Он неприхотлив: ни засухи не боится, ни мороза. Издали это растение (у него тонкий ствол, конусообразная вечнозеленая крона) можно принять за молодую елочку. Но стоит приглядеться, не спутаешь. У елки колючие хвоинки сидят густо, одна за другой, а у этого растения – более редко, но зато сразу по три.(Можжевельник)
2. Эта ягода рубинового цвета. Ее кустики прозвали «ползучим хмелем». За сутки усы-побеги костяники удлиняются на 3 — 4 см — вот это рекорд роста! Зрелая ягода — настоящий гранат Севера — и по цвету, и по вкусу. Собирают ягоды по мере созревания. Обычно они спрятаны под листочками, и найти их непросто. Из костяники приготовляют хороший квас, кисель, соки, муссы, компоты, желе, сиропы. Даже размолотые семена костяники — очень вкусная приправа к пище. Она известна и как целебная ягода-лекарство от цинги.(Костяника)
3. Какая ягода заменяет лимон?( Клюква.)
II команда.
1. Ветвистый листопадный кустарничек высотой 15-50 см с прямостоящими разветвленными, ребристыми стеблями и ползучим укореняющимся корневищем .Плоды шарообразные, черные с восковым налетом.Ягода отличается ароматом и приятным вкусом. Ботва кустиков черники ярко краснеет осенью, из ее листьев можно получить лекарственный чай, полезный для желудка, их используют при лечении диабета. Разнообразно пищевое потребление ягод: конфеты, компоты, варенье, чай, соки, сиропы, кисель, начинка для пирога.( Черника)
2.Какое дерево считается национальным деревом России?
3. Какие ягоды растут на Ямале в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник)
VI тур. "Край родной Ямала"
I команда.
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) 2. Столица Ямала? (г.Салехард) 3. Как называется округ? (Ямало-ненецкий национальный округ) 4. Что изображено на гербе, флаге Ямала? 5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты , манси, селькупы, ненцы) 6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) 7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.) 8. Как называется одежда коренных жителей севера? (малица)
I I команда.
1. Как называется обувь коренных жителей севера? (кисы) 2. Скажите название жилища? (чум) 3. Чем покрывают чум зимой? 4. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (орнаментом, бисером) 5. Главное животное тундры? 6. Чем питается олень? 7. Какая птица ночует зарываясь в снег? (куропатка)
8. Какой полуостров говорит о своей величине? ( Ямал)
VII тур. “Красная книга”.
1. Что такое “Красная книга”? (Слайд 31, 32) 2. Что вы знаете о красной книге? (Слайд 33)
Ведущий: Эта грустная книга с каждым годом становится все толще. Многих животных и растений, занесенных в нее, увидеть можно только на картинке.
– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
Задание. Объясните, что означают эти экологические знаки. (Слайд 34, 35)
VIII тур. “Бой капитанов”.
I команда.
1.Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом.(лиса)
2.Птичий домик.(гнездо)
3.Дерево- символ нашей родины. (берёза)
4.Ночная птица (сова)
5.Нос птицы.(клюв)
6.Кто спит под своими ушами? (заяц)
7. В какой северной ягоде больше всего витаминов? (клюква)
II команда.
1.Зимнее логово медведя.(берлога)
2.Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.(сорока)
3.Из какого дерева делают спички. (осина)
4. Днем спит, ночью мышей ловит? (сова).
5. Лежат на кочках кусочки янтаря, в рот положишь – тут же растает? (морошка).
6.Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
7. В ночь безлунную до чума кто добраться вам поможет? (звезда полярная).
Ребенок.
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы, То не будет красоты, То не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы.
Ребенок.
Берегите Землю! Берегите, Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!
Ведущий. Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он и сам не сможет выжить. Помните об этом.
– Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. – Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях. – Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело. – И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда больше лесов станет на Земле.
Звучит аудиозапись песни "Ямал" в исполнении И.Корнилова.