kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое ассорти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие в форме игры для учеников среднего школьного возраста. Цель - воспитание экологической культуры школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое ассорти»

Экологическое ассорти


Автор: Бабич Е.В., педагог-библиотекарь

МБОУ «Лицей № 174»,

Г. Зеленогорск, Красноярский край


Цель: воспитание экологической культуры школьников.

Целевая аудитория – ученики 4-6 кл.


Все мы живем на Земле. Это наш дом. На нашей планете живет много людей, но на ней еще живут бабочки и птицы, рыбы и звери. Земля – наш общий дом, общий и для нас, и для черепахи, для березы и крокодила, для красивых цветов и для цветов ядовитых, для кита и для жабы. Всем хватит места в нашем доме.

Наука, которая изучает наш общий дом, называется экологией. Вначале экология занималась изучением жизни отдельных растений и животных: где и когда их можно встретить, чем они питаются, как реагируют на изменения погоды. Однако в конце 19 века этот узкий взгляд на экологию уступил место более широким представлениям о взаимоотношениях между всеми растениями и животными. Поэтому сегодня экология – это наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и окружающей живой и неживой природой.

Экология учит нас правильно вести себя в нашем общем доме под названием «Земля». Для этого нужно знать, что нас окружает в этом доме и кто в нем живет.

В сегодняшнем мероприятии, экологической игре, победит тот, кто хорошо знает жизнь животных и растений, птиц и насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.

Условия нашей игры следующие: класс делится на три команды. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон, рослее подсчета жетонов мы определим победителя.


Первый тур «Экологический бумеранг»


Экологическим бумерангом назвали ученые отношения человека с природой. Как известно, брошенный бумеранг всегда возвращается к его владельцу. Так и человек, нарушая равновесие в природе, вмешиваясь в ее законы, получает от природы ответный удар.

Задание для команд: Поступили жалобы от животных. Ваша задача определить - от кого именно.

  1. «Ох, не любят меня люди! Я вызываю у них отвращение и даже страх. В древности меня считали спутницей ведьм, вредной и ядовитой. Да, я не красавица, но польза от меня огромная. Ночью я выхожу на охоту за насекомыми, слизнями, червями, которые являются врагами человека, вредителями огородов, садов и полей». (Жаба. (СЛАЙД) Одна жаба сохраняет от гусениц целый огород. В США подсчитали, что ежегодная прибыль от жабы – 20-30 долларов. Принесите в дом жабу и у вас исчезнут тараканы.)

  2. «На земле нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько небылиц, как о нас. Да, мы любим темноту, мы не похожи на обычных птиц и зверей. Раньше нас считали живым воплощением дьявола, да и сейчас некоторые прибивают наши высушенные крылья к дверям дома, чтобы отпугнуть нечистую силу. Но, люди, мы не вампиры из ужастиков. Мы тоже приносим пользу». (Летучая мышь. Польза от мышей человеку огромная. Так, одна мышь за 15 минут наловит 175 комаров)

  3. «Всегда меня люди боялись, было поверье, что встреча со мной беду приносит. Но после написания одной книги я вдруг вошла в моду, меня стали держать в неволе, где я не могу жить. У меня необычные глаза, очень большие, и я не умею скашивать их в сторону, зато моя голова так вертится, что вызывает удивление. Я охочусь по ночам, голос мой ночью людей пугает. Но если бы ни я, остались бы люди без хлеба». (Сова. Совы охраняются законом. Одна сова убивает за лето тысячи мышей-полевок, которые способны уничтожить тонну зерна! Не зря ее называют летающей кошкой.)

Экологические проблемы чаще всего возникают по вине человека. Отгадайте некоторые из экологических проблем.

    1. Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит – воздух грязный

Тот туман зовется…(смог)


    1. Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг … (авария)


3. Визг и пенье, стук и грохот –

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот … (шум)


  1. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка –

На печи зевает сладко. (Загрязнение воздуха)


  1. Он в сети морские

Поймал волшебство,

Использовать с толком

Не смог он его. (В связи с уловом большого количества рыбы нарушается экологическое равновесие)


  1. Приказала им принцесса

Принести домой из леса

Принести домой цветы

А какие? Помнишь ты? (Подснежники занесены в Красную книгу)


Второй тур «Зоологический»


Зоология – наука, изучающая животных – птиц, рыб, зверей, насекомых и т.п.

Первый конкурс в этом туре называется «Узнай животное».

Команды получают карточки с начальными буквами. Ваша задача – дописать потерянные буквы, чтобы восстановить название животного.

КАРТОЧКА


БУЙ ВЫХУ

ТЕТЕ ДЯТ

КРОК ЛЕО

ЩУР ЛЕМ

ПОП КЕН

СТРЕК БУР

МАРТ ПАВЛ

РОСО ТАРА

(Ответы: буйвол, тетерев, дятел, крокодил, щурка, попугай, стрекоза, мартышка, росомаха, выхухоль, дятел, леопард, лемминг, кенгуру, бурундук, павлин, таракан)

В русском языке существует много фразеологизмов, связанных с животными. Задача команд – восстановить фразеологизмы, используя слова, данные в конце карточки. В списке слов есть лишние слова.


1. Не в … корм.

2. …………….. услуга.

3. Работать, как ………….

4. Вертеться, как ………….. в колесе.

5. Денег ……………. не клюют.

6. На безрыбье и ……… рыба.

7. Как с ………….. вода.

8. ……….. в посудной лавке.

9. Как …………….. на льду.

10. Как до …………. на третьи сутки.


(конь, медведь, лошадь, белка, куры, рак, гусь, слон, корова, утка, ворона, обезьяна, собака)


Третий тур «Экологический рассказ»

Я читаю рассказ под названием «Воскресенье в лесу». В процессе рассказа вы даете сигнал (хлопок) на том месте в тексте, где, по вашему мнению, есть ошибки, совершенные школьниками и объясняете, почему.

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ


… Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! (СИГНАЛ) (В лесу громкая музыка распугает зверей и птиц) Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовик, сыроежки. Вот так урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. (СИГНАЛ) (Вырывая грибы, даже несъедобные, разрушается грибница, исчезает лекарство для животных)

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (СИГНАЛ) (Для костра собирают сушняк, а не ломают ветви. И нужно помнить, что место костра на зарастает 5-7 лет). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» (СИГНАЛ) (Полиэтилен и металл не разрушается микроорганизмами. Полиэтилен разрушается через 220 лет, а металл через 100). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание (СИГНАЛ) (Костры за собой нужно заливать водой или забрасывать землей после полного сгорания). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (СИГНАЛ) (Яйца птиц брать не следует, птица может больше не сесть на них).

Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, забрали его с собой – в школе пригодится. (СИГНАЛ) (Брать зверят и птиц из леса не надо, если не погибнут в неволе, то погибнут в лесу, если вы их захотите вернуть). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравьев. Ваня решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. (СИГНАЛ) (Не следует разрушать муравейник, нарушается взаимоотношения в сложном муравьином государстве). Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и все под ним спрятались. (СИГНАЛ) (Прятаться под одиноким деревом во время грозы опасно для жизни, в него может попасть молния).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (СИГНАЛ) (Жизнь сорванных цветов недолговечна, поэтому нет смысла их рвать. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения). Через час мы были в городе. Весело прошел выходной день!


Четвертый тур «По страницам Красной книги»


Вы, конечно, знаете, что есть группа животных, которых уже не существуют в природе, многие исчезли по вине человека. Их мы можем встретить только на страницах Красной книги. По моему описанию вы должны определить, о каком животном идет речь.

  1. Это животное жило в Африке. Оно – родственник зебры. Имело оригинальную окраску: полосы были лишь на голове и шее, спина, круп и бока – светло-коричневые. (Квагга)

  2. Это крупная нелетающая птица. Гнезда у нее были на земле, а выводила только по одному птенцу. Людей не боялась, поэтому они считали ее глупой и убивали на мясо палками. Перестала существовать еще в 17 веке. (Дронт)

  3. Он был ярко-рыжего цвета. Его украшали полосы более узкие и частые, более длинные, чем у других сородичей. Иногда полосы были не черными, а коричневыми. Мех у него зимой становился гуще, шелковистее, особенно на загривке и брюхе, отрастали у него пышные бакенбарды, так что зверь казался лохматым в отличие от более короткошерстных сородичей. Истреблен в 1926 г. (Туранский тигр)

  4. Это морское животное было открыто Стеллером в 18 веке. Через 27 лет оно было полностью уничтожено из-за своей доверчивости и ради мяса и жира (Морская корова)

  5. Это животное обитало на острове Тасмания. У него была короткая, жесткая, рыжеватая шерсть, а на спине темные полосы, почти как у зебры. Хвост длинный, в основании широкий, как у кенгуру. И сумка у него была. А еще он умел открывать зубастую пасть шире, чем любой другой хищник. (Тасманийский сумчатый волк)

  6. Эта птица жила на островах Новой Зеландии. Она была гигантского роста – до 3,5 м в высоту. Они не умели летать и гнездились на земле. У них были длинные ноги, змееподобные шеи, яркое оперение и гребень на голове. Птица уничтожена человеком в конце 16 века. (Моа)


Пятый тур называется «Зоопарк»


«Что такое человек без диких зверей? Если все звери исчезнут, человек осиротеет и тоже погибнет. Поскольку то, что случилось с животными, произойдет и с человеком». (Сиальт, вождь индейского племени).

Прекрасную возможность общения с живой природой в условиях города дают человеку зоопарки. Они содержат уникальные коллекции животных. В зоопарках мы можем увидеть животных из самых разных уголков нашей планеты. В зоопарках ведется большая научная работа по изучению животных. Главная задача зоопарков – сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных.

Детей дошкольников попросили нарисовать то, что они видели в зоопарке. И почти все нарисовали решетки. Многих удивляет, что в зоопарках иногда двойные и тройные решетки, сетки, барьеры, стекло. И огораживает эта система не только опасных, но и безобидных животных. В чем тут дело, как вы думаете?

Дело в том, что опасен человек. Пользуясь тем. Что животные в клетке не могут себя защитить или укрыться от обидчика, посетители позволяют себе все, что захочется. Один из посетителей Московского зоопарка ударил ножом кулана, животное чуть не погибло. В антилопнике кто-то поджог сено, в результате вспыхнувшего пожара пострадало много животных. А красного волка, получившего тяжелые ожоги, спасти не удалось. Это был последний красный волк в нашей стране. Здесь же был задержан подросток, кормивший яка яблоком, напичканным иголками. В Санкт-Петербургском зоопарке погиб моржонок – в его желудке была обнаружена детская лопатка. В Алма-Ате были отравлены два слона, в Киеве – белый медведь, в Ростове-на-Дону – карликовый бегемот.

В одном из Нью-йоркских зоопарков за клетками львов и тигров расположено здание с застекленной витриной и толстой железной решеткой. На нем надпись: «Самое опасное животное на Земле». Заинтересованные посетители с большой осторожностью всматриваются в полутемную нишу и … видят самих себя: задняя стенка клетки – зеркало.

Конечно, шутка есть шутка, хотя… За три столетия с «помощью» человека с лица земли исчезло около 120 видов животных. Задумайтесь над этой цифрой.

Конкурс для команд заключается в следующем – вы будете «заселять» зоопарк. По описанию животных вы должны догадаться, какое животное будет в нашем зоопарке.


  1. Это животное является символом Всемирного фонда дикой природы. Оно относится к медведям, но никогда не впадает в спячку. Главная причина вымирания – вырубка бамбуковых лесов. (Бамбуковый медведь панда)

  2. Это животное живет высоко в горах, в снегах. Охотится на горных козлов. На человека никогда не нападают. Из-за своей красивой шкуры находится на грани уничтожения. (Снежный барс или ирбис)

  3. Это животное живет на Таймыре. Это самое длинношерстное животное на Земле. (Овцебык)

  4. Они – единственные среди современных млекопитающих, у кого тело покрыто костным панцирем с роговыми пластинками сверху. Эти пластинки образуют несколько щитов и ряды поясов. Они же образуют броню на хвосте и конечностях. Нижняя часть туловища, кожа между пластинками и внутренняя поверхность лап покрыты жесткими волосками – щетинками. (Броненосец)

  5. Для них наиболее благоприятной средой обитания являются саванны с открытым ландшафтом, обилием травоядных животных и наличием водопоев. Они живут не только парами или в одиночку, но и группами – прайдами. Обычно в прайд входят несколько самок и их детенышей, два – три молодых самца и один взрослый самец - вожак. (Лев)

  6. Шерсть у них короткая, густая, по светлому фону идут поперечные черные или черно-бурые полосы. Этот рисунок у каждой особи индивидуален и неповторим. Такая, кажущаяся броской и яркой, окраска на самом деле зрительно разбивает контур тела животных и делает их малозаметными среди растительности саванн. На шее у них короткая прямостоящая грива из жестких удлиненных волос. Она также имеет поперечнополосатую окраску. На хвосте длинные волосы образуют пучок только на его конце. (Зебра)

  7. Зимой он впадает в спячку. В теплое время года бродит в сумерках и по ночам, разыскивая всевозможную съедобную растительность и охотясь на грызунов, лягушек, раков, рыбу и других некрупных животных. Добычу он, прежде чем съесть, полощет в воде. А если воды рядом нет - крутит, трет в лапках, будто белье стирает. (Енот-полоскун)

  8. Это животное является самым крупным наземным хищником. Но его стихия – Ледовитый океан. (Белый медведь. Льды – его стихия, на побережье он выходит крайне редко) (СЛАЙД)

  9. Это животное питается только листьями эвкалипта. Он похож на аккуратного плюшевого медвежонка - плотное тело, большая голова, огромные мохнатые уши; шерсть густая, длинная пепельно-серого цвета.
    Это сумеречное животное, которое большую часть времени проводит на деревьях, добывая себе пропитание. Название зверя переводится как «не пить», потому что необходимую влагу он получает из листьев и никогда не пьет воду. (Коала)


Теперь я попрошу каждую команду выбрать одного чтеца, который получает незнакомое стихотворение, за 10 мин он должен подготовиться и выразительно прочитать стихотворение об охране природы в нашем конкурсе «Выразительное чтение»



СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ


Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю,

Берегите… (М. Дудин)



Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

(В. Шефнер)


Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

(И. Мазнина)


Пока наши чтецы готовятся, командам предлагается

Шестой тур «Поляна игр»


Игра называется «Скажи шестое». Я быстро называю каждой команде ряд из слов - пяти деревьев, или птиц, или зверей, или рыб, или цветов, или насекомых. Вы должны быстро и правильно дополнить этот ряд шестым названием.

  1. Ворона, сорока, синица, соловей, кукушка ….

  2. Осина, береза, липа, тополь, сосна, кедр …

  3. Щука, пескарь, сом, налим, сорога ...

  4. Таракан, клоп, муха, стрекоза, бабочка …

  5. Носорог, слон, медведь, рысь, кабан …

  6. Ромашка, георгин, пион, гвоздика, василек …

Игра «Найди пару». Нужно подобрать растению пару из мира животных, учитывая свойства и характер каждого.

Команды получают слова - осина, кактус, крапива. (Ответ: осина – заяц, кактус – еж или дикобраз, крапива – пчела или оса)


Шестой тур «Выразительное чтение»


А теперь послушаем наших чтецов.


Заключительное слов. Подведение итогов.










16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экологическое ассорти

Автор: Бабич Елена Владимировна

Дата: 24.03.2022

Номер свидетельства: 603156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеклассное мероприятие.Экологическое ассорти "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ekologhichieskoie-assorti"
    ["file_id"] => string(6) "133491"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416509419"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Экологическое ассорти "
    ["seo_title"] => string(25) "ekologhichieskoie-assorti"
    ["file_id"] => string(6) "105797"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402911073"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассная работа. Экологическое ассорти. "
    ["seo_title"] => string(46) "vnieklassnaia-rabota-ekologhichieskoie-assorti"
    ["file_id"] => string(6) "196925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428145781"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое ассорти «Берегите Землю, берегите!»"
    ["seo_title"] => string(59) "ekologhichieskoie_assorti_bierieghitie_ziemliu_bierieghitie"
    ["file_id"] => string(6) "400032"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1489467908"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Экологическое ассорти" - презентация"
    ["seo_title"] => string(41) "ekologhichieskoie_assorti_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "388688"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486404835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства