Экологический праздник для младших школьников «Мы - друзья природы»
Экологический праздник для младших школьников «Мы - друзья природы»
Экологический праздник для младших школьников «Мы друзья природы». Данное направление методической разработки выбрано неслучайно. Актуальность данной темы определяется тем, что в современных условиях экологическая культура обучающихся является интегральным результатом непрерывного экологического образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования и будет способствовать благополучию людей, сохранению их здоровья, созданию комфортной и безопасной среды для жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологический праздник для младших школьников «Мы - друзья природы»»
Тема: «Экологический праздник для младших школьников «Мы - друзья природы»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СШ №4 города Гагарин Зубова Татьяна Викторовна
Аннотация к внеклассному мероприятию «Экологический праздник для младших школьников «Мы – друзья природы».
Учитель: Зубова Татьяна Викторовна
Организация: МБОУ СШ №4
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 8– 9 лет для обучающихся 2 - 3-ых классов общеобразовательных школ.
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Экологический праздник для младших школьников «Мы друзья природы».
Данное направление методической разработки выбрано неслучайно. Актуальность данной темы определяется тем, что в современных условиях экологическая культура обучающихся является интегральным результатом непрерывного экологического образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования и будет способствовать благополучию людей, сохранению их здоровья, созданию комфортной и безопасной среды для жизни.
Тематическое направление: формирование экологической культуры
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Занятие проводится для формирования базовых основ экологической культуры. Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при поведении классных часов. Материал внеклассного занятия подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Данное мероприятие может быть интегрировано в урочную и внеурочную деятельность и будет полезно учителям, организаторам внеклассной работы.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде через развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное, воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Задачи:
формировать представления и элементарные знания об экологии;
развивать экологическое сознание;
воспитывать устойчивость воли, речевую культуру, бережное отношение к природе;
формировать познавательные интересы во внеурочное время.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: усваивают, что экология - это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру; у обучающихся формируются основы экологической грамотности, экологически безопасного поведения в окружающей среде.
Метапредметные УУД: проявляют интерес, любознательность к новой информации, применяют на практике полученные знания и умения, вступают в коллективное сотрудничество.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Мероприятие проводится в форме экологического праздника с элементами ситуативной игры. В каждом возрасте есть ведущий вид деятельности, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности. Для младшего школьного возраста такой деятельностью является игра.
Педагогическая технология/методы/приемы
Для достижения планируемых результатов применялись игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества. Через использование активных форм обучения в начальной школе в мероприятии прослеживается формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных. Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы: наглядный метод (иллюстрации животных), метод работы с художественными произведениями, репродуктивный метод (закрепление услышанного), словесный метод (рассказ), практическая работа, творческая работа, обсуждение проблемных ситуаций, дидактические игры.
План.
часть - МОТИВАЦИОННАЯ
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
II. Сообщение целей и задач внеклассного мероприятия
работа с толковым словарём (работа в паре)
III. Мотивация к деятельности
2 часть - ОСНОВНАЯ
Создание проблемной ситуации
Инсценировка. «Разговор цветов».
Исследовательская работа
Инсценировка. «Лес – наше богатство»
Дидактическая игра «Два сигнала»
Дидактическая игра «Найди начало и конец предложения». (Работа в парах)
Экологическая викторина.
Инсценировка. «Разговор птиц на лесной поляне».
Творческое задание. Конкурс «Лучшая кормушка для птиц»
Рассказ учащегося об исчезающих животных.
Обсуждение проблемной ситуации. Работа в группе.
Творческое задание. «Мы - друзья природы»
3 часть - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
IV.Рефлексия
V. Итог урока
При проведении внеклассного мероприятия возможны различные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, картинки: жаба, муравей, сова; картинки птиц: зарянки, чайки, снегиря, сороки, сокола, голубя, вороны; картинки животных: степной лошади и тура; маски ромашки, колокольчика, ландыша; маски синицы и вороны; плакат «Мы – друзья природы», плакат «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО НАРВАТЬ БОЛЬШОЙ БУКЕТ ЛАНДЫШЕЙ?»; плакат «Правила работы в группе»; карточки для игры «Найди начало и конец предложения», презентация.
Музыкальный ряд: песня «У моей берёзки» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца);русская народная песня «Во поле березонька стояла»; песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского);музыку из передачи «В мире животных»
Экологический праздник для младших школьников «Мы – друзья природы».
Ход мероприятия
1 часть - МОТИВАЦИОННАЯ
Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Добрый день, уважаемые ребята!
- Посмотрите в окно, что вы видите?
- Вам нравиться, что вы видите?
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт,
Пением день начинает.
Снег под ногами шуршит,
Ветер колышет деревья,
В небе бегут облака.
Наша планета - Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Это наш дом, ребята!
II. Сообщение темы и целей занятия.
- Что мы называем общим домом?
- Правильно, природу.
- Посмотрите на плакат, просчитайте его. («МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ») (Слайд 1)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?
- Сегодня мы еще раз подумаем, поразмышляем, о таком важном понятии как ЭКОЛОГИЯ.
- Как вы понимаете это слово?
1. Работа с толковым словарём
- Что такое экология?
- Найдите ответ в толковом словаре.
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Обобщение учителя:
Слово «экология» произошло от греческих слов «экос» - дом, родина и «логос» - учение. (Слайд2)
Из чего следует: учение о доме, в котором мы живём, а наш дом – это планета, Экология – наука, изучающая взаимосвязи растений, животных и человека с окружающей средой. Окружающая среда – это почва, вода. Атмосфера. Так вот наука ЭКОЛОГИЯ и призвана охранять эту окружающую среду, в которой взаимодействует всё живое, в том числе и человек.
III.Мотивация к деятельности
Сегодня мы будем говорить об экологии, о природе, о бережном отношении к ней. Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен охранять природу, а не разрушать её. Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства природы безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов – это стихийные бедствия: ураганы, наводнения, морозы, засухи, землетрясения. Для нас, живущих в 21 веке, эта проблема встала очень остро. Чтобы охранять природу и окружающую нас среду, нужно хорошо её знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру«Мы – друзья природы».
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Звучит песня «У моей берёзки» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца).
2 часть ОСНОВНАЯ
Создание проблемной ситуации
Учитель. Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Инсценировка. «Разговор цветов».
Ведущая. Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?
Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.
Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.
Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?
Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка. Какие у вас новости?
Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,
Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.
Колокольчик. Что же теперь будем делать?
Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.
Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.
Цветы убегают.
Учитель. Да, природа в опасности. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сохранить природу? Что такое «Красная книга»? Почему эта книга так называется?
Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.
Давайте поразмышляем, что мы сможем сделать, чтобы предотвратить вымирание растений и животных?
Чтец 1.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Чтец 2.
В нас молчало хозяйское «Стой!»,
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Чтец 3.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Чтец 4.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Чтец 5.
Весна идет. Небо синее- синее.
В лесу звенит хрустальная тишь.
Всё весёлое, праздничное, красивое.
И проснулся подснежник – малыш.
Но вдруг … Пришёл человек – он по лесу гулял.
Увидев цветы, он от радости бросил шапку.
И долго цветы он жадно, безжалостно рвал.
Пока не нагрёб большую охапку.
Чтец 6.
И в лесу стало мрачно, темно.
Спряталось солнце, умолк дятел врач.
А человек ушёл – ему всё равно.
Ему не слышен цветов синих плач.
Человек долго ехал – дом его далеко.
Его дома уж, может быть ждали.
А цветам без воды нелегко,
И цветы незаметно завяли.
Чтец 7.
К концу пути некрасивыми стали.
Выбросил их человек, их не жалко ему.
И цветы под ногами лежали –
Смятые, уж они не нужны никому.
Люди! Не рвите подснежники синие!
Зачем вам охапки? Прошу вас не рвите!
В лесу ведь они ещё красивее!
Вы их посмотреть, а не рвать приходите!
Школьница Светлана Тавлиярова.
Исследовательская работа
Учитель.
- К нам в гости пришёл старик – лесовик и принёс жалобы от лесных жителей. Вы должны прочитать жалобу, обсудить в группе и определить, кто её написал.
Задание для 1 группы.
1. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
Кто это?
Научная справка. (слайд3)
С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить целую тонну зерна.
Задание для 2 группы.
2. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая: быть бы многим без овощей, если бы не я».
Подсказка: это земноводное, рождается в воде, живёт на земле, питается гусеницами, червями.
Научная справка. (слайд 4)
Одна жаба от гусениц, червей и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Задание для 3 группы. (Слайд 5)
3. Эту жалобу прислал целый коллектив.
«Мы самые миролюбивые, самые трудолюбивые, живём большой колонией, дом наш как город: с своими улицами и переулками. Живём, никого не трогаем, лес очищаем. Так за что же разоряют наши жилища: то палкой ковырнут, то ногой поддадут?
Научная справка. (Слайд 6)
Муравьёв называют санитарами леса: поедают маленьких мошек, червяков, мёртвых насекомых. Рыжие лесные муравьи одного муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 млн. вредных насекомых. Охраняйте муравейники!
Инсценировка. «Лес – наше богатство»
Звучит русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.
Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Чтец 8.
От черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет — я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он.
А дом пылает мой.
Чтец 9.
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы.
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Березка. Природе человек должен быть другом. А начинать надо с малого. Мы живем в лесной зоне. Лесов у нас много. Лес – наше богатство. А умеем ли мы эти богатства ценить? Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним, какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес. Давайте это проверим.
Дидактическая игра «Два сигнала»
Давайте это проверим. Проведем игру «Два сигнала». Сигнал красный – опасный, сигнал зелёный – красивый, лес говорит тебе « Спасибо». Я говорю предложение, а вы показываете нужный сигнал по правилам поведения в лесу. Вы работаете в паре, обсуждаете вопрос и даете ответ.
В лес надо взять:
Лопату, чтобы посадить дерево;
Ленточку, чтобы перевязать сломанную ветку;
Банку, чтобы поймать ужа и отнести домой;
Топор, чтобы срубить дерево;
Фотоаппарат, чтобы сфотографировать растения и животных;
Зажигалку, чтобы развести костер и не потушить его.
Дидактическая игра «Найди начало и конец предложения». (Работа в парах)
Давайте сформулируем правила поведения в природе. На каждой парте лежат карточки, на которых записано начало правила в первом столбике, а окончание правила – во втором столбике. Соедините начало и конец правила. Работайте в паре.
Проверка.
• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.
• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.
• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны. Проведем экологическую викторину.
Экологическая викторина.
— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)
— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)
— Из какого дерева делают спички? (Из осины)
— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)
Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.
Ведущая. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучат голоса птиц.
Чтец 10.
Мы безмерно богаты,
В наших садах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится.
Чтец 11.
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство. И только.
Ну дрозды, ну синички.
Где запомнишь все клички?
Просто птички и только.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Чтец 12.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Дидактическая игра «Найди хвост птице». Самостоятельная работа.
На плакате слова
ЗАРЯ ЧАЙ
СНЕГ СОК
СОР ГОЛ
СОЛО ВОР
Это не просто слова, это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит в зелёный лес. ( слайд 7-15)
Инсценировка. «Разговор птиц на лесной поляне».
Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.
Поляна. На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.
Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
На сцене появляется Синица.
Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города)'. Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня - снежками (вздыхает)...
Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил что не знает, как пережить зиму.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...
Ворона. Что это еще за кормушки?
Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!
Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.
Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?
Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Творческое задание. Конкурс «Лучшая кормушка для птиц»
- Ребята, вы сделали кормушки для птиц. Сегодня мы выберем лучшие работы и все кормушки развесим на территории нашей школы.
Учитель. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.
Исполняется песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).
Учитель. Для птиц и зверей созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.
Чтец 13.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится,
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря,
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Рассказ учащегося об исчезающих животных.
Учитель. Многие виды животных уже исчезли, некоторые находятся на грани исчезновения. К нам на праздник пришел юннат с книгой «Память о погибших», и сейчас он вас с ней познакомит. ( слайд 16)
Юннат. Кто только не оставил в этой книге свои подписи: слоны и тигры, бобры и косули. Все жалуются на людскую несправедливость! Даже волки. Волк жалуется, что его добрым именем пугают детей. Между тем он умный и не такой уж вредный. «Придет время, и люди еще пожалеют, что так безжалостно истребляли волков», — написал он в заключение. А вот попавшие в жалобную книгу высказывания рыб. В одну из тяжелых минут своей жизни они собрались вместе и обратились с речью к людям. «Уважаемое человечество! — пишут они. — Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся: вы сильнее и умнее нас. Уважаемые люди! Будьте благоразумны. Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба - существо опрятное, чистое. Зачем же вы загрязняете пруды, реки, озера? Зачем вы губите нас и наших детей? Какая вам от этого польза?» Да, многие животные исчезли с лица Земли. Совсем не осталось степной дикой лошади — торпана, на которую еще 100 лет назад охотились из-за вкусного мяса. Вымерли туры. Волки раньше подвергались массовому истреблению. А оказалось, что волк, подобно ястребу, является санитаром леса. Сегодня это животное внесено в Красную книгу. Человек никогда не должен быть жестоким, он всегда обязан поступать разумно. Помните это!
Степная лошадь - тарпан ТУР
Учитель. Спасибо тебе, юннат! Мы с ребятами постараемся бережно относиться ко всему живому. Спасибо за добрый совет.
Обсуждение проблемной ситуации. Работа в группе. (слайд 17)
А теперь давайте поразмышляем над вопросом: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО НАРВАТЬ БОЛЬШОЙ БУКЕТ ЛАНДЫШЕЙ ? Для этого класс разделится на 3 команды по рядам. (Слайд 18)
Одна команда – «Потребители».
Вторая команда – «Хранители природы».
Третья – «Эксперты», выводят правила.
С помощью опорных слов, которые даны на карточках, сформулируйте точку зрения «потребителя», «хранителя природы» и «эксперта». Вспомните правила работы в группе. ( слайд 19)
Опорные слова на плакате ( слайд 20)
Цветы, завянут, богатство, подарить, беречь, пахнут, вред, в лесу, стоят, исчезнут, уютно, пустой, поведение, не нанести, природа, красивые.
Варианты ответов:
«Потребители» - Нарвать букет – хорошо. Цветы красивые. Их можно подарить кому – нибудь. Они хорошо пахнут. Дома становится уютно.
«Хранители природы» - Нарвать букет ландышей –это плохо. Цветы завянут, их выбросят. Букеты наносят вред природе. Цветы быстро исчезнут. В лесу станет некрасиво, пусто.
«Эксперты – Леса – Богатство нашего края! Их нужно беречь! В лесу не забывать правила поведения в природе, чтобы не нанести ей вред.
Давайте ответим на вопрос: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО НАРВАТЬ БОЛЬШОЙ БУКЕТ ЛАНДЫШЕЙ ?
Чтец 14.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух, три ее основы.
Какая бы ни грянула беда, —
Целы они — все возродится снова.
Чтец 15.
Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес...
Цени ее доверие
И в темный лес входи,
Как в храм, под мраморные своды.
С. Викулов
Далее читают под музыку из передачи «В мире животных».
Чтец 16.
Человек! Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты!
Пусть птенчикам
И маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Чтец 17.
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Творческое задание. «Мы - друзья природы»
Говорить можно много и красиво. Сейчас мы продолжим работать в группах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажете, чего нельзя делать в лесу.
14.Творческое задание. Выставка «Вторая жизнь ненужных вещей»
Все мы знаем, что очень большой вред природе наносят свалки бытового и промышленного мусора. Учёные решают проблему, как перерабатывать мусор, чтобы меньше загрязнять почву, атмосферу и воду. Ну а мы постарались бросовый материал – мусор – превратить в полезные вещи, в поделки, тем самым внесли свой, хоть и мизерный, но всё же вклад в охрану окружающей среды, в защиту её от мусора.
3 часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Рефлексия
Поднимите зелёную карточку те, кто понял сегодня на уроке, чем он может помочь природе.
Поднимите красную карточку, кто не понял, чем он может помочь природе.
Итог занятия
В народе говорят, что каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это не простое: на нём волшебные листочки – обещания.
Мы обещаем:
1. Не ломать деревья, кустарники.
2.Не рвать цветы охапками.
3.Не разорять гнёзда.
4. Не трогать птенцов.
5. Не рвать грибы, а срезать их, оставляя грибницу.