Задачи: познакомить с удивительными тайнами нашей планеты, формировать наблюдательность, умения находить причинно-следственные связи, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, рисунки, глобусы.
Методы: словесный, наглядный.
Возраст учащихся: 10 - 11лет
Ход занятия.
1 ведущий.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все - и млад и стар,
Что она - огромный шар. (Земля)
Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас напрямую зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной, какой ее видят космонавты: чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи; зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать: «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому — Земле и всем, кто на ней живет (приложение 1).
1-й ученик.
Что за чудо Земля
В ярких красках весны,
Если птицы поют,
И не слышно войны!
2-й ученик
Что за чудо Земля.
И закат, и рассвет,
И улыбки друзей,
И улыбка в ответ!
2-й ведущий
Мы — отражение Природы.
Мы — часть ее, мы — красота.
В нас сила, разум, доброта.
В нас Свет и Высшее Начало.
Раскрой в себе Цветок Любви
И ты познаешь тайну мирозданья.
Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.
Итак, начинаем. И первая остановка — станция «Лесная». Здесь мы поговорим о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь и многое другое. Более 10 тысяч различных изделий производится из древесины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслимая. Однако с каждым годом лес все больше и больше нуждается в защите.
Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы новые заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Например: бобры, лоси, сайгаки, соболи. Но многое еще много предстоит сделать. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? Кто скажет?
Ответы детей:
— Лес — это наше богатство!
— Лес — это зеленый наряд нашей Земли!
— Там, где лес, Всегда чистый воздух!
— Лес — это дом для зверей и птиц!
— Лес — это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
— Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
1 ведущий. Станция «Цветочная».
— За всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Они служили строительным материалом для жилья от камышовых хижин до затейливых теремов, из них создавали средства передвижения от тростниковой лодочки до огромных морских кораблей. Растения давали тепло, пищу, одежду. Наши далекие предки писали на папирусе и бересте, делали из трубчатых стеблей немудреные музыкальные инструменты. Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни — словом, растения — это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. Какие вы знаете цветы.
1. Стоит в поле кудряшка — белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
(Ромашка)
2. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
3. Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдешь,
Ярко-синий, пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
4. Он стоит в одежке,
Как огонь на ножке,
Станет без одежки
Шариком на ножке.
(Мак)
2 ведущий. Станция «Пернатые».
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встает,
За собою в путь зовет:
«Люди добрые — проснитесь!
На работу торопитесь
Птичий хор уже давно
Раздается за окном».
В лесу живут «братья наши меньшие». Среди них много верных друзей. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы, наконец, украшают нашу жизнь. А вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас проверим.
Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали. (соловей).
У дупла листок пришпилен,
А живет там дядя. (филин).
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Черной тенью кружит. (ястреб).
Кто на елке на суку счет ведет «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)
Плотник острым долотом, Строит дом с одним окном. (Дятел)
Днем спит, ночью летает. (Сова.)
Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых-вредителей и грызунов. Я думаю, будет справедливо, если мы хотя бы немного позаботимся о них: накормим в суровую голодную зиму.
1 ведущий. Станция «Шестиногие».
Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 миллионов видов. У всех взрослых насекомых по 6 ног, а тело состоит из 3 частей: головы, средней части тела и брюшка. На голове 2 усика. Некоторые насекомые опыляют растения. Это пчелы и шмели. А другие — божьи коровки, муравьи, уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы поедают комаров. Лес, где живут муравьи, всегда чист и свеж. В нем много ягод и грибов. Я хочу вам предложить маленькую викторину. Мы вспомним некоторых маленьких жителей наших садов и огородов. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.
1. Один из лесных докторов, лечивших Буратино — насекомое. Назовите его.
(Жук-богомол.)
2. Один из женихов Дюймовочки — тоже насекомое. Кто он?
(Майский жук.)
3. Сколько ног у паука?
(8 — именно этим он отличается от остальных шестиногих насекомых.)
2 ведущий.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Исполнение песни «Хоровод»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологические праздники »
Земля и ее обитатели
(экологический праздник)
Цель: воспитание экологической культуры учащихся.
Задачи: познакомить с удивительными тайнами нашей планеты, формировать наблюдательность, умения находить причинно-следственные связи, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, рисунки, глобусы.
Методы: словесный, наглядный.
Возраст учащихся: 10 - 11лет
Ход занятия.
1 ведущий.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все - и млад и стар,
Что она - огромный шар. (Земля)
Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас напрямую зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной, какой ее видят космонавты: чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи; зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать: «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому — Земле и всем, кто на ней живет (приложение 1).
1-й ученик.
Что за чудо Земля
В ярких красках весны,
Если птицы поют,
И не слышно войны!
2-й ученик
Что за чудо Земля.
И закат, и рассвет,
И улыбки друзей,
И улыбка в ответ!
3-й ученик.
И в полях золотых,
И в лесу молодом
Ты прекрасна, Земля,
Человеческий дом!
2-й ведущий
Мы — отражение Природы.
Мы — часть ее, мы — красота.
В нас сила, разум, доброта.
В нас Свет и Высшее Начало.
Раскрой в себе Цветок Любви
И ты познаешь тайну мирозданья.
Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.
Итак, начинаем. И первая остановка — станция «Лесная». Здесь мы поговорим о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь и многое другое. Более 10 тысяч различных изделий производится из древесины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслимая. Однако с каждым годом лес все больше и больше нуждается в защите.
Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы новые заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Например: бобры, лоси, сайгаки, соболи. Но многое еще много предстоит сделать. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? Кто скажет?
Ответы детей:
Лес — это наше богатство!
Лес — это зеленый наряд нашей Земли!
Там, где лес, Всегда чистый воздух!
Лес — это дом для зверей и птиц!
Лес — это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
1 ведущий. Станция «Цветочная».
За всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Они служили строительным материалом для жилья от камышовых хижин до затейливых теремов, из них создавали средства передвижения от тростниковой лодочки до огромных морских кораблей. Растения давали тепло, пищу, одежду. Наши далекие предки писали на папирусе и бересте, делали из трубчатых стеблей немудреные музыкальные инструменты. Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни — словом, растения — это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. Какие вы знаете цветы? (Ответы детей.) (приложение 2).
Стоит в поле кудряшка — белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
(Ромашка)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдешь,
Ярко-синий, пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Он стоит в одежке,
Как огонь на ножке,
Станет без одежки
Шариком на ножке.
(Мак)
Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
Зовут меня люди царицей цветов
За цвет и за запах,
Хоть куст мой вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих цветов?
(Роза)
2 ведущий. Станция «Пернатые».
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встает,
За собою в путь зовет:
«Люди добрые — проснитесь!
На работу торопитесь
Птичий хор уже давно
Раздается за окном».
В лесу живут «братья наши меньшие». Среди них много верных друзей. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы, наконец, украшают нашу жизнь. А вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас проверим.
Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали... (соловей).
У дупла листок пришпилен,
А живет там дядя... (филин).
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Черной тенью кружит... (ястреб).
Кто на елке на суку счет ведет «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)
Плотник острым долотом, Строит дом с одним окном. (Дятел)
Днем спит, ночью летает. (Сова.)
Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых-вредителей и грызунов. Я думаю, будет справедливо, если мы хотя бы немного позаботимся о них: накормим в суровую голодную зиму.
1 ведущий. А сейчас отгадайте загадку:
Очень много их под осень
Возле елочек и сосен.
Урожай на них богатый
Любят собирать ребята. (Грибы.)
Мы на станции «Грибная».
Грибы — это удивительные создания. С одной стороны, множество людей любят их собирать и знают тайны их произрастания. С другой стороны, даже ученые знают о них совсем немного. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы. У грибов, как и у овощей, много витаминов, и как у мяса много белка. Самые питательные рыжики, белые грибы, подосиновики, лисички, опята. Менее ценны сыроежки, свинушки, у них шляпка ценней, чем ножка. Многие животные питаются грибами. Например, белки, глухари. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами, например, лечатся лоси, сороки.
А сейчас у нас рубрика «Это интересно».
Белка заготавливает на зиму 600 граммов сухих грибов.
Среди трубчатых грибов быстрее всех растет подберезовик — по 4-5см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Лисички и луговые опята — единственные грибы, которые никогда не бывают червивыми.
2 ведущий.
А сейчас мы на станции, которая называется «Уши, лапы и хвосты».
Многие думают, что хищным зверям живется легко. Ведь они сильные, у них острые зубы, цепкие когти и грозные клыки. Плохо тем, за кем они охотятся. Ведь эти бедняги совсем беззащитные. Нет, не такие они и беззащитные. У оленя большие рога, у кабана мощные клыки и толстая кожа, у черепахи — панцирь, у зайца — чуткие уши, косые глаза и быстрые ноги, птица — от врага улетает, пчела — жалит, еж сворачивается в клубок, и попробуй его достань. Но выживает тот, кто ловчее, умнее, хитрее, кто лучше приспособлен к трудной и опасной жизни.
А сейчас отгадайте загадки о животных.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый — краса.
А зовут ее... (лиса).
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это... (лось).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный... (еж).
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был... (кабан).
1 ведущий. Станция «Шестиногие».
Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 миллионов видов. У всех взрослых насекомых по 6 ног, а тело состоит из 3 частей: головы, средней части тела и брюшка. На голове 2 усика. Некоторые насекомые опыляют растения. Это пчелы и шмели. А другие — божьи коровки, муравьи, уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы поедают комаров. Лес, где живут муравьи, всегда чист и свеж. В нем много ягод и грибов. Я хочу вам предложить маленькую викторину. Мы вспомним некоторых маленьких жителей наших садов и огородов. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.
Один из лесных докторов, лечивших Буратино — насекомое. Назовите его.
(Жук-богомол.)
Один из женихов Дюймовочки — тоже насекомое. Кто он?
(Майский жук.)
Сколько ног у паука?
(8 — именно этим он отличается от остальных шестиногих насекомых.)