Просмотр содержимого документа
«Экологическая азбука»
Классный час на тему: «Экологическая азбука» Ход классного часа 1 этап: мотивация
Эпиграф:
Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, пестрым бегает зверьком В облаках кружиться птицей, шустрой бегает куницей. Жизнь повсюду, жизнь вокруг. Человек природе – друг!
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Давайте прочитаем слова замечательного русского писателя, автора произведений о природе, нашего земляка Михаила Михайловича Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Это высказывание является наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь её так же, как мы любим и бережём нашу Родину.
Что значит родина для вас?
( Отечество, родная сторона; место, где человек родился; место, где он живет, где живут его родные и близкие; родной город; место, где человек чувствует себя как дома, уверенно и в безопасности.)
У всего живого на земле должно быть место, где он может себя чувствовать в безопасности, иметь все необходимое для существования. У рыбы – это вода,
зверя – лес, степи и горы. Для человека жизненно необходимой является родина – место, где он родился, сделал первые шаги, где научился видеть и понимать прекрасное, где появились на свет его дети. И подобно птице, хранящей свое гнездо, человек должен беречь природу, потому что это и есть родина.
Что значит охранять природу?
(Защищать парки, леса, реки от загрязнения; беречь растения, не уничтожать их; сажать новые деревья, растения.)
Что дает природа человеку?
(Природа дает человеку всё необходимое для жизни: кислород, которым мы дышим, воду, которую мы пьем, землю, которая нас кормит, растения , которые нас лечат, полезные ископаемые, др. Природа не только радует наш глаз, поднимает настроение, наполняет теплом и светом нашу душу, но и просто необходима для жизни.)
А теперь давайте попробуем выбрать объекты природы ( живой и неживой), которые помогли бы ответить на вопрос «Что такое природа?»
(На интерактивной доске группируются объекты живой и неживой природы)
- Природа – это все, что нас окружает, все, что не создано человеком.
- Все ли объекты природы представлены?
( Дети приходят к выводу, что не хватает человек.)
- Почему вы так считаете?
( Человек – часть природы, поэтому не может существовать вне её. Они взаимосвязаны.)
- Взаимосвязь всех объектов природы изучает специальная наука – экология. Мы на уроках окружающего мира и сегодня на занятии знакомимся только с её азами. Поэтому, как вы думаете, какая тема нашего занятия?
(Экологическая азбука)
Выскажите свои предположения, о чем пойдет сегодня наш разговор?
2 этап: работа с понятиями
(Работа в группах)
Раздаточный материал.
Задание.
1 группа.
Прочитайте текст т ответьте на вопросы:
-Что такое экология?
-Какие организации занимаются вопросами защиты природы?
Экология – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой?
Экология как наука появилась во второй половине 20-го века, когда промышленность стала активно развиваться. Из-за активной деятельности человека загрязнялась окружающая среда, условия обитания начали заметно меняться. Первым это почувствовали растения и животные. Численность, и главное, разнообразие живого мира стали быстро сокращаться. Люди начали задумываться о загрязнении воды, воздуха, почвы.
В нашем городе, как и в большинстве городов мира, существуют различные организации, которые занимаются вопросами защиты природы. Руководит их деятельностью управление экологии администрации города Липецка.
2 группа.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
-Что такое «Красная книга»
- Есть ли книга в липецкой области?
Красная книга – список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов. Красные книги бывают международными. Национальными и региональными.
Первая «Международная Красная книга» появилась в 1963 году. Международному Союзу Охраны Природы (МСПО) понадобилось 14 лет, чтобы собрать информацию о редких животных и растениях.
Переплет книги имеет красный цвет (отсюда и её название) – сигнал тревоги, опасности. А вот странички в книге разноцветные: исчезающие виды размещены на красных. Сохраняющиеся виды – на жёлтых. Практически исчезнувшие – на белых, восстанавливающиеся – на зеленых.
Международная Красная книга хранится в Швейцарском городе Морж.
В1997 году вышло в свет первое издание «Красной книги Липецкой области». Второй том появился спустя 10 лет.
За это время ни один редкий вид животных в области не исчез.
3 группа.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Что такое заповедник?
- Какие природоохранительные зоны Липецкой области ты знаешь?
Заповедник – особо охраняемая территория, в пределах которой запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
На территории области несколько десятков заповедных мест. Самым известным заповедником Является Галичья гора, Воронежский заповедник (Воронежский государственный природный биосферный заповедник), дендрологический парк ЛОСС (лесостепная опытно-селекционная станция) в Мещёре.
В заповеднике «Галичья гора» сохраняется значительное число редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в «Красную книгу». В липецкой области многие из них в настоящее время встречаются только на заповедных участках.
В Воронежском заповеднике встречаются представители фауны самых разных природных зон: такие виды – заяц-беляк и белка – соседствуют с жителями широколиственных лесов и степей, черника и брусника растут рядом с ковылем и степной вишней. Особое место среди охраняемых зверей занимает бобр. Благодаря заповедному режиму бобры увеличили свою численность и впоследствии широко расселились по Липецкой и Воронежской областям. Другой вид, спасенный заповедником, - благородный олень.
4 группа.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Что такое лекарственные растения?
- Какие из них растут в Липецкой области?
Лекарственные растения – обширная группа растений, органы, или части использую для лечения или профилактики различных заболеваний.
Наиболее широко лекарственные растения применяются в народной медицине.
Народами древнего мира использовались до 21 тыс. видов растений. Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней.
Старинное предание рассказывает о том, как учитель послал в лес одного древнеиндийского врача, чтобы принести несколько совершенно бесполезных растений, но тот не смог выполнить задание учителя, не нашел ни одного бесполезного растения. Как писал американский философ Р. Эмерсон, «даже любой сорняк – это растение, достоинства которого ещё не раскрыты».
Лекарственные растения Липецкой области составляют большую группу, в которую входят липа, шиповник, ромашка, крапива, чабрец, подорожник, сосна, смородина и многие другие.
Представьте, что нам нужно составить словарь юного эколога. Какие, по-вашему мнению слова могут войти в этот словарик?
3 этап: Обсуждение основной проблемы
Звучит «Песня о Липецке» стихотворение Надежды Цыплаковой
(Просмотр ролика о Липецке)
- Вот каким я вижу свой город, свою Родину.(Просмотр слайд-шоу или фото с видами Липецка)
- А каким его видите вы? Назовите своё любимое место и кратко о нем расскажите.
( рассказы детей о любимых уголках природы Липецка и показ фото)
- Как тепло и уютно на душе, как спокойно и радостно. Хочется вдыхать воздух полной грудью, смотреть на облака, любоваться ромашками и колокольчиками, подпевать птичкам. А какие эмоции у вас при виде этих пейзажей? Какими красками вы бы их изобразили.
- А теперь представьте: вы приехали на свое любимое место и видите, что деревце, которому вы доверяли свои тайны, прислоняясь к которому, успокаивались, сломано! На поверхности речки, где вы любили плавать и резвиться, расплывается огромное бензиновое пятно! Лесная полянка, дарившая вам сладкую землянику и кружившая вам голову запахами трав и цветов, завалена мусором, а трава сожжена.
Изменится ли ваше настроение?
«Что происходит с Землей? Кто виноват? Что делать?»
(Дети формулируют вывод: загрязняются водоёмы, воздух, леса. Земля находится в опасности! Виноват в этом человек. А значит, и исправлять ошибки он должен сам)
Работа в группах.
- Эту мысль нужно донести до каждого человека, привлечь внимание всех к проблеме загрязнения окружающей среды. Для этого предлагаем выполнить следующие задания.
Задания.
1 группа.
Выпустить листовку в защиту животных. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?
2 группа.
Выпустить листовку в защиту растений. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?
3 группа.
Выпустить листовку о недопустимости загрязнения воздуха. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?
4 группа.
Выпустить листовку о недопустимости загрязнения воды. Донести её смысл до одноклассников и липчан. Как это сделать наиболее эффективно?
( Выполняются работы разных формах: письмо, схема, стихотворение, плакат.)