kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детство военной поры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие (классный час, библиотечное мероприятие) для учеников среднего школьного возраста. Цель - воспитание патриотических чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детство военной поры»

Детство военной поры


Автор: Бабич Е.В., педагог-библиотекарь

МБОУ «Лицей № 174»,

Г. Зеленогорск, Красноярский край


Цель: воспитание патриотических чувств.

Целевая аудитория: ученики 5-8 классов.

Форма организации: классный час, библиотечное мероприятие.


Ведущий: Ребята, мы с вами живем в преддверии великого праздника - 9 мая исполняется ____года со дня Победы нашего народа над фашистской Германией. Вы родились в мирное время, о войне можете судить только из фильмов и книг, да еще из рассказов фронтовиков, которых осталось очень мало.

Когда вы слышите слова «война», что вы представляете? С чем связано это слово? (ответы детей)


Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет. (А.Твардовский)


Недавно по телевизору я смотрела фильм «Великая отечественная», в этом фильме было очень много документальных съемок. Один эпизод особенно поразил меня. Показывают проводы группы детей из блокадного Ленинграда. Детей вывозили из города, чтобы спасти от голодной смерти. Матери усаживают их в катер, катер отчаливает. И тут в небе появляется самолет с фашистской свастикой, он снижается над водой и бросает вниз, прямо на катер, бомбы. На глазах матерей тонут, гибнут ни в чем неповинные дети, их дети. Погибли все, лишь белые панамки остались плавать по поверхности воды.

Сегодня наш классный час будет посвящен детям, тем детям, которые гибли на оккупированной врагами территории, умирали от голода, над которыми фашисты ставили медицинские опыты в концлагерях, которых увозили в рабство в Германию, которые совершали подвиги наравне со взрослыми.

Ученик: Война началась летним утром 22 июня. Первыми узнали, что такое фашистская оккупация, жители Белоруссии и Украины. Брестская крепость держала оборону до последнего солдата, там были и дети, которые жили в крепости вместе со своими родителями-военнослужащими.



Чтец:

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать.

Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.



Ведущий: Дети, оказавшиеся в тех населенных пунктах, которые были захвачены фашистами, видели своими глазами все ужасы войны. Когда выживших детей спрашивали, что они запомнили, то чаще всего – смерть.

Ученики:

«…Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

«… Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел».

«…Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и кричала: «Папочка, папочка». А бабушка причитала дома: «Где же Бог, куда он прячется»? Бабушка не смогла пережить такое горе, плакала все тише и тише и через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…»

Ведущий: Это подлинные воспоминания детей.

В начале я упоминала о блокадном Ленинграде. Около 900 дней этот город был отрезан фашистами блокадным кольцом от мира. Кончилось продовольствие и топливо, люди гибли от голода и замерзали на улице. Дети, которые не успели выехать на Большую землю, вынесли на своих хрупких плечах эту блокаду.

Ученик: Таня Савичева. Это имя вошло в историю благодаря дневнику, который девочка вела во время блокадных дней, она описала в нем жизнь и смерть своей семьи и то, что творилось тогда в этом городе. Тане было 11 лет, она осталась одна, но прожила потом не долго, после эвакуации она вскоре умерла от туберкулеза кишечника, дал знать о себе голод.

Дневник Тани Савичевой во время суда над фашистами в Нюрнберге послужил доказательством фашистских преступлений над человечеством. Имя Тани стало вечным, так назвали малую планету.

Ученица: Вот что вспоминает профессор Шепелева, доктор исторических наук: «Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 гг. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

Ведущий: В 1943 году наша армия начала наступление, освобождались захваченные города и другие населенные пункты. Именно тогда фашисты, оставляя захваченные территории, особенно жестоко вели себя с мирными жителями, в основном это были женщины, дети и старики. Их сгоняли в церкви, амбары, клубы и всех убивали.

Чтец:

Варварство

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?—
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Муса Джалиль, 1943 г.



Ведущий: Вы, конечно, слышали о концентрационных лагерях, куда фашисты свозили пленных солдат, женщин и детей. Самыми большими были Бухенвальд, Майданек, Освенцим. Треблинка, Дахау, Маутхаузен. За колючей проволокой находилось 18 млн человек, из них к концу войны 12 млн были умерщвлены. Почти половина из них – дети.

Послушайте воспоминания свидетеля – водителя так называемого «Красного автобуса», который возил детей в концлагерь. (Классный руководитель, №1, 2005. –с.138-139)

Ученик: «Если бы я не боялся предаться воспоминаниям, я бы рассказал о тех, кого возил. Возил я и молодых, и детей. Дети, пока ехали, галдели, играли в свои игрушки, встречным прохожим ручками махали. Как-то одна девочка, лет пяти, никак не хотела брать в автобус свою большую красивую куклу с закрывающимися глазами. Девочка была в голубом платьице, таком же, как и кукла, с тугими косичками и очень серьезным личиком. И вежливо говорила стоящему рядом молодому офицеру: «Господин военный, не могу же я взять свою куклу в автобус, где так много чужих детей. Они будут шуметь и обязательно ее разбудят». Но офицер, погладив девочку по головке, пообещал, что попросит детей вести себя тихо. Пришлось девочке согласиться. А офицер даже пересадил с переднего сидения детей, чтобы девочка могла поудобнее устроиться с куклой. Сам офицер всю дорогу стоял рядом и улыбался детям, прикладывая палец к губам, как бы прося детей не шуметь, а то кукла проснется. Когда приехали, он первым вышел и помог девочке спуститься. И так стоял, держа ее за руку, и ждал, пока выйдут все дети. Некоторым тоже помогал, потому что они были совсем маленькие. Потом сказал им, что из-за войны дети давно не мылись, а это очень плохо -детям нельзя быть грязнулями. Поэтому сейчас они все должны раздеться, аккуратно сложить свои штанишки и юбочки, помочь самым маленьким, а потом всех их поведут мыться в ванной. Дети обрадовались, заторопились, а та девочка даже спросила, нельзя ли и кукле принять ванну. Но офицер сказал, что дети будут брызгаться и зальют водой кукле глаза. И ей будет больно, так что пусть лучше здесь полежит. А когда девочка вымоется, она ее заберет. Обратно офицер ехал один. Стройный, молодой - лет двадцати двух, в начищенных до блеска сапогах, ладном мундире. Все держал в руках куклу, рассматривал ее, дергал за косички. А детей в автобусе не было. Только юбочки да штанишки, да вот еще кукла. Дети все там остались. Все 100 детей и та девочка. В противотанковом рве».

Ученица: Над детьми в лагерях особенно издевались, сразу умерщвляли только новорожденных и больных детей. Над здоровыми детьми проводились различные медицинские эксперименты: изучались действия различных медицинских препаратов, искусственно вызывались различные болезни, ожоги, язвы. У выживших на всю жизнь осталось воспоминание о своих мучениях - клеймо – порядковый номер, который фашисты выжигали на руках своих пленных.

Ведущий: Дети на войне. Это самая страшная, самая горькая ее страница. Неокрепшие души, открытые ужасам войны. Неокрепшие руки, сжимающие тяжелый автомат или гранату. Но война – народная – не обошла их стороной. И дети оказались достойными отцов.

Ученик: В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны есть стенд, на который нельзя смотреть спокойно: здесь только детские лица, тонкие шейки, детские чубчики или косы… Юная подпольщица Зина Портнова на допросе застрелила фашистского офицера… Белорусский мальчик Тихон Баран завел в непроходимые болота отряд гитлеровцев…

Марату Казею было 12 лет, когда фашисты повесили его мать. Он пришел в партизанский отряд, где стал разведчиком. Благодаря его донесениям было освобождено от фашистов несколько белорусских деревень. Находясь в разведке, он был окружен фашистами. (Отрывок из книги «Марат Казей» В. Морозова)

Ученик: «По полю длинной цепью двигались фашисты. Мальчик ещё надеялся, что вот сейчас вместе с ним застрочит по фашистам ещё один автомат.

Марат не знал, что Ларин не успел добраться до леса, что он убит посреди поля. Выпустив длинную очередь, Марат прислушался. Нет, он остался один. Надо экономить патроны.

Враги залегли, но почему-то не стреляли. А через несколько минут цепь поднялась. Вот она приближается к укрытию юного партизана. Уже можно различить, что в центре вышагивает офицер, видны их знаки различия. Шли фашисты смело: знали — в кустах всего-навсего один партизан. Офицер вышагивал чуть впереди. Марат долго целился в него.

Автомат, казалось, застрочил сам, злобно и метко. Фашисты снова ткнулись в землю. А когда они поднялись, офицера уже не было. Да и цепь заметно поредела.

Гитлеровцы побежали к кустам, что-то яростно крича друг другу. Марат снова припал щекой к дрожащему автомату. Взмахнув руками, упал навзничь солдат. Грузно сел на землю другой. Но вот автомат внезапно смолк! Кончились патроны! Фашисты словно почувствовали это. Они уже бежали, обходя кустарник с обеих сторон. И только теперь до сознания мальчика дошло: «Они хотят взять меня живьём». А враги уже заходят с двух сторон. Ясно слышны хриплые, гортанные голоса:

-Сдавайся! Рус, сдавайся!

Марат выждал, пока гитлеровцы подбежали совсем близко. Швырнул в них гранату. После взрыва к диким выкрикам присоединились стоны и вопли раненых. Теперь мальчик поднялся во весь рост и шагнул навстречу врагу.

-Берите же меня! Ну! Берите же! Скорей! Скорей!

В кулаке Марат зажал вторую, вот-вот готовую разорваться гранату. Но не выпустил её из рук.

Чувствуя, что пуля может сразить его раньше, чем разорвётся поднятая над головой граната, Марат ринулся к опешившим гитлеровцам. Раздался взрыв! От взрыва упали мёртвыми ещё несколько фашистов…

Враги долго не решались подойти к кустарнику, где ничком неподвижно лежал Марат. Фашистам всё казалось: сейчас поднимется мальчишка и снова с гранатой в руке пойдёт им навстречу…

11 мая 1944 года оборвалась жизнь маленького Марата».



Ведущий:

Скоро праздник войдет в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Я поздравляю всех с великим днем,

С днем нашей славы, с Днем Победы.

Я хочу вам пожелать, чтобы вы никогда не знали войны, чтобы ее тяготы обошли вас стороной.



Чтец:

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкой ясной и спокойной.

Давайте же все скажем – нет!

Нет – всем войнам.

Мы нарисуем яркое солнце!

Мы нарисуем синее небо!

Мы нарисуем свет в оконце!

Мы нарисуем колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

А потом поднимем рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан Земли.

Ведущий: Придет время, и вы станете взрослыми. Пройдет время, и все те, кто пережил войну, умрут. Останетесь вы, теперешние дети. И может случиться так, что новые малыши, ваши дети и внуки, забудут то горе, те слезы, что принесла война в каждую семью. Так не давайте им забыть! Вы должны пронести память о той войне по своей жизни и донести ее до потомков.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Детство военной поры

Автор: Бабич Елена Владимировна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Детство, опаленное войной "
    ["seo_title"] => string(27) "dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "189937"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427051216"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Сценарий школьной конкурсной программы военной песни, посвященной Дню защитника Отечества"
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_shkol_noi_konkursnoi_proghrammy_voiennoi_piesni_posviashchiennoi_dniu"
    ["file_id"] => string(6) "457117"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1518534530"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Cочинение "С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры""
    ["seo_title"] => string(82) "cochinieniie-s-kazhdym-ghodom-my-vsie-dal-shie-i-dal-shie-ukhodim-ot-voiennoi-pory"
    ["file_id"] => string(6) "315159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459843793"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Одна страна-одна книга "
    ["seo_title"] => string(23) "odna-strana-odna-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "140771"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418018671"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Дети поры военной.                « В жизни всегда есть место подвигу»          М. Горький. "
    ["seo_title"] => string(68) "dieti-pory-voiennoi-v-zhizni-vsieghda-iest-miesto-podvighu-m-gor-kii"
    ["file_id"] => string(6) "224727"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439113053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства