Дети поры военной. « В жизни всегда есть место подвигу» М. Горький.
Дети поры военной. « В жизни всегда есть место подвигу» М. Горький.
Урок мужества. Дети поры военной.
« В жизни всегда есть место подвигу»
М. Горький.
Цель:
• Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы в Великой Отечественной Войне.
• Вызвать желание прочитать книги о детях войны.
На доске высказывания А. Твардовского
«Детство –это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь»
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…»
Ход урока
Дорогие ребята!
Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них - война 1941 -1945 года.
Много разных потрясений пережило человечество, но такого ужаса, что принесло народам фашизм, еще не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких еще не знал мир.
Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной.
Защищать Отечество поднялись и стар и млад.
Горькую чашу пришлось испить в годы войны не только взрослым, но и детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. «Дети Великой Отечественной Войны» - так называют сегодняшних 80-90 летних людей. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами – дети войны. А память хранит все в сердце.
Об этом наш сегодняшний необычный урок – час мужества. Урок памяти. Урок напоминание. Урок воспоминание.
Ученица:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Война такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что в двадцать лет и в тридцать лет
Живым не верится, что живы. К. Симонов
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети встали плечом к плечу рядом со взрослыми и взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасностей, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становились сыновьями и дочерьми полков.
Они были подчас незаменимы, как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за саженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах.
Многие ребята в тылу дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай. И это были не единичные факты.
В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям…
Ученик:
«…Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено, утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них, трудно верить, что им 14-15 лет.
Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до станка; всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто нибудь их слезы? Это не героика, это будни нашего тыла…»
В годы войны таганрогские ребята на средства заработанные своими руками, построили самолет. » Таганрогские пионеры» передали его летчикам Крымского фронта.
Учитель:
А вот еще одно письмо. По призыву школьницы Ады Зенегиной, по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Ада, эвакуированная девочка из Смоленска в Сибирь, написала редактору газеты…
« Я - Ада Зенегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет,Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».
Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Буквально по копейкам удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого стала танкист – орденоносец Екатерина Алексеевна Петлюк.
Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, зверства творимые фашистами на родной земле, вызывали огромную ненависть и желание мстить врагу.
Многие ребята удостоены высоких правительственных наград. Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и героизм в защите Родины награждены орденами и медалями.
Многие ребята отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровестников, должен знать каждый.
Их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, привычками. И каждый по своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.
Презентация Дети войны.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись, могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты: рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег. М. Иссаковский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дети поры военной. « В жизни всегда есть место подвигу» М. Горький. »
Урок мужества . Дети поры военной.
« В жизни всегда есть место подвигу»
М. Горький.
Цель:
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы в Великой Отечественной Войне.
Вызвать желание прочитать книги о детях войны.
На доске высказывания А. Твардовского
«Детство –это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь»
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…»
Ход урока
Дорогие ребята!
Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них - война 1941 -1945 года.
Много разных потрясений пережило человечество, но такого ужаса, что принесло народам фашизм, еще не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких еще не знал мир.
Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной.
Защищать Отечество поднялись и стар и млад.
Горькую чашу пришлось испить в годы войны не только взрослым , но и детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. «Дети Великой Отечественной Войны» - так называют сегодняшних 80-90 летних людей. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами – дети войны. А память хранит все в сердце.
Об этом наш сегодняшний необычный урок – час мужества. Урок памяти. Урок напоминание. Урок воспоминание.
Ученица:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Война такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что в двадцать лет и в тридцать лет
Живым не верится, что живы. К. Симонов
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети встали плечом к плечу рядом со взрослыми и взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасностей, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становились сыновьями и дочерьми полков.
Они были подчас незаменимы, как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за саженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах.
Многие ребята в тылу дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай. И это были не единичные факты.
В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям…
Ученик:
«…Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено, утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них, трудно верить, что им 14-15 лет.
Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до станка; всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто нибудь их слезы? Это не героика, это будни нашего тыла…»
В годы войны таганрогские ребята на средства заработанные своими руками, построили самолет. » Таганрогские пионеры» передали его летчикам Крымского фронта.
Учитель:
А вот еще одно письмо. По призыву школьницы Ады Зенегиной, по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Ада, эвакуированная девочка из Смоленска в Сибирь, написала редактору газеты…
« Я - Ада Зенегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет ,Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».
Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Буквально по копейкам удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого стала танкист – орденоносец Екатерина Алексеевна Петлюк.
Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, зверства творимые фашистами на родной земле, вызывали огромную ненависть и желание мстить врагу.
Многие ребята удостоены высоких правительственных наград. Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и героизм в защите Родины награждены орденами и медалями.
Многие ребята отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровестников, должен знать каждый.
Их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, привычками. И каждый по своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.